Формирование грамматического строя речи с детьми ОНР
презентация по логопедии

Иванова Елена Петровна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

презентация

Слайд 2

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Грамматический строй речи - это умение словоизменять и словообразовывать слова. Т. е. умение правильно произносить окончания слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Своевременное формирование грамматического строя ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития. Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности. Грамматический строй в процессе становления речи усваивается детьми самостоятельно, благодаря подражанию речи окружающих. При этом важную роль играют благоприятные условия воспитания, достаточный уровень развития словаря, наличие активной речевой практики, состояния нервной системы ребенка.

Слайд 4

Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знанич , его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения. Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы , т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи. Вот основные из них: 1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал») ; 2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет») ; 3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки») ; 4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево») ;

Слайд 5

Понятно, что дошкольники не могут овладеть всеми тонкостями сложнейшей грамматики русского языка сразу, поэтому все лексико-грамматические категории изучаются в порядке возрастающей сложности. Но при изучении грамматических тем, разумеется, не требуется, чтобы дети знали грамматическую теорию. Нужно, чтобы они улавливали некоторые общие закономерности в строе услышанных фраз. Однако личный опыт у детей неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития. В каждой возрастной группе есть дети, имеющие очень высокий уровень владения родным языком, и рядом же находятся их сверстники, отстающие от товарищей в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике в детском саду должна строиться так, чтобы предоставлять каждому ребенку возможность решать посильные речевые задачи.

Слайд 6

Грамматическую работу с детьми не следует рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, « затверживания » отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики. В процессе занятий дошкольников следует обучать тем навыкам, которые обычно трудно усваиваются в условиях повседневного общения (согласованию прилагательных и местоимений с существительными в роде, образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.).

Слайд 7

В каждой возрастной группе есть дети, имеющие высокий уровень владения родным языком, и дети, отстающие от сверстников в речевом развитии. Поэтому работа по грамматике должна строиться так, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность решать посильные речевые задачи Руководство грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной, совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и сверстниками. Таким образом, процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в слове, на языковые обобщения, экспериментирование со словом.

Слайд 8

Занятия по формированию грамматически правильной речи во всех возрастных группах носят характер дидактических игр и упражнений с наглядным материалом и без него. Игры и упражнения занимают 5-10 минут, т.е. составляют лишь часть занятия. Активными приемами обучения являются образец, объяснение, повторение, сравнение. Термин «грамматика» употребляется в двух значениях: он обозначает, во-первых, сам грамматический строй языка, во-вторых, науку, изучающую правила изменения и образования слов, а также сочетание слов в предложении. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам) ;

Слайд 9

словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п ) ; синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов) . Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано. Ребенок трех лет уже пользуется такими грамматическими категориями, как род, число, время, лицо и др., употребляет простые и даже сложные предложения. На данном возрастном этапе речь уже становится для ребенка основным средством общения. Но средство это пока еще очень несовершенно. Малышу предстоит полностью освоить богатство родного языка, многообразие способов построения простых и сложных предложений (синтаксис) ; системы склонения и спряжения, традиционные формы словоизменения (морфологию) ; средства и способы образования слов (словообразование) .

Слайд 10

Методика формирования морфологической стороны речи К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваивают всего разнообразия этих категорий. Особенно это относится к существительным. На четвертом году ребенок ориентируется на первоначальную форму слова, что связано с усвоением категории рода. При правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном – допускает ошибки («кошка поймала мыша », «я хочу хлебушка с солем »). Для этого возраста характерно стремление к сохранению глагольной основы слова, потому и возникают ошибки типа « можу » вместо могу ( отмочь ); «не пустю » вместо не пущу (отпускать); « возъмил » вместо взял (от взять). Такие морфологические ошибки являются возрастной закономерностью, не зависящей от социального окружения.

Слайд 11

Младший дошкольный возраст: В младших группах существенное место занимает работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи. Обучение осуществляется на занятиях в форме дидактических игр и игр-драматизаций. Занятия проводятся с использованием игрушек. Игрушка дает возможность изменения места, положения, действий, называть качества, числовые соотношения

Слайд 12

Так же используются и дидактические игры с игрушками, игры драматизации. Они предоставляют возможность разыграть сценки, употреблять прямую и косвенную речь. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. Методические особенности проведения занятий с малышами заключаются в том, что трудные грамматические формы, сложные для детей, образует воспитатель.

Слайд 13

Средний дошкольный возраст У детей развивают монологическую речь и обучают рассказыванию. Большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями, отсюда необходимость использования наглядности. Детям предоставляется большая самостоятельность в образовании трудных грамматических форм, однако образец остается при этом ведущим приемом обучения.

Слайд 14

Так же используются дидактические игры и игры драматизации, речевые ситуации. Старший дошкольный возраст - учить детей правильно изменять слова, имеющиеся в активном словаре - воспитывать у ребенка потребность говорить правильно. Переходят от наглядного материала к словесным приемам, используются: -Специальные словесные грамматические упражнения. -Словесные дидактические игры.

Слайд 15

Методика формирования синтаксической стороны речи В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативная, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов – простые и сложные. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т.е. подлежащее и сказуемое.

Слайд 16

Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Формирование синтаксической стороны речи у детей 5 года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам.

Слайд 17

Задачи: 1. Учить образовывать одно слово на базе другого однокоренного слова. 2. Формировать различные способы словообразования 3. Учить подбирать ряд однокоренных слов 4. Образовывать название детенышей и животных предметов посуды направления движения. Мл. гр : «Кто у кого», «Кого не стало», «Угости куклу чаем», «Кто что делает».

Слайд 18

Методика работы по словообразованию Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств . В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Этапы словообразования: 1. (от 2,5 – 4 лет) период накопления первичного словаря мотивированной лексики и формирования предпосылок словообразования .

Слайд 19

2. (от 4 – 6 лет) период активного освоения самопроизводства 3. (после 6 лет) период усвоения норм и правил словообразования, формирование критического отношения к речи. Т.Н.Ушакова выделяет три основных принципа, по которым дети образуют новые слова: 1. Часть какого-нибудь слова используется как целое слово 2. К корню одного слова прибавляется окончание другого 3. Одно слово составляет из двух Младший дошкольный возраст -Рассматривание парных картинок -Использование игр-драматизаций -Использование игрушек в игровых ситуациях

Слайд 20

Средний дошкольный возраст Так же используются игры драматизации, игры с игрушками, но содержание усложняется. Старший дошкольный возраст Проводятся : -упражнения на образование прилагательных от основ существительных -дидактические игры. -занятия на объяснение слов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

ОПЫТ РАБОТЫ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Формирование грамматического строя речи — это длительный и трудоемкий процесс. Чтобы усвоить грамматически правильную речь, следует правильно говорить.  В своей работе я применяю тематическ...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми 6-7 лет с тяжелым нарушением речи (ОНР) с использование информационно-коммуникационных технологий.

Тема: «Предлог НАД»Образовательная область: «Речевое развитие»Цель: уточнить с детьми пространственные отношения, выраженные предлогом НАД; познакомить детей со схемо...

Конспект индивидуальной работы по формированию грамматического строя речи с детьми инофонами 4-5 лет.

Конспект индивидуальной работы по развитию речи с детьми инофонами 4-5 лет...