«Организация работы учителя-логопеда в рамках логопедического пункта»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Основными задачами в работе учителя-логопеда на логопункте являются:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у дошкольников, начиная с 3-х летнего возраста;
- профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольных учреждений и родителей.
Качественный показатель работы логопеда - состояние речи детей старшей и подготовительной группы, которые будут обучаться в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_uchitelya-logopeda_na_logopunkte.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация работы учителя-логопеда
в рамках логопедического пункта»
На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие речевые нарушения и не подлежащие зачислению в специальную группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (т.е. в логопедическую группу). Данная система организации логопедической работы в дошкольных учреждениях проста, удобна, экономична, а главное - эффективна.
Должность учителя-логопеда вводится в штаты дошкольного учреждения из расчета 0,25 ставки на 2 группы детей дошкольного возраста (на ставку не менее 10 общеразвивающих групп для детей в возрасте от 3-7 лет). Недельная нагрузка логопеда в условиях работы на дошкольном логопедическом пункте составляет 20 часов, из которых (по мнению Степановой О.А.) 15—16 часов отводится на непосредственную коррекционно-речевую работу с детьми, а 4—5 часов — на организационно-методическую и консультативную работу с педагогическим персоналом ДОУ и родителями.
Логопед оказывает помощь детям в возрасте от 3 до 6 лет. В течение года обслуживается 25-30 человек. Дети с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, заикание, ФФНР) логопедами детского сада не подлежат зачислению на логопункт, они направляются на ПМПК для определения дальнейшего маршрута обучения. В своей работе учитель-логопед детского сада руководствуется нормативными документами, программами обучения детей с различной речевой патологией и данными рекомендациями.
Основными задачами в работе являются:
- выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных нарушений устной речи у дошкольников, начиная с 3-х летнего возраста;
- профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников дошкольных учреждений и родителей.
Качественный показатель работы логопеда - состояние речи детей старшей и подготовительной группы, которые будут обучаться в школе.
Обследование речи и отбор детей для логопедических занятий
В первые две недели учебного года проводится обследование детей дошкольного учреждения, начиная с 3-х летнего возраста. В первую очередь обследуются дети старших и подготовительных групп и все вновь прибывшие. Обследованию подлежат также и дети, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения.
Данные индивидуального обследования выписываются в речевую карту, заполняемую на каждого ребенка с нарушением речи.
Из числа детей, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи, в первую очередь оказывается коррекционную помощь старшим дошкольникам с теми нарушениями речевого развития, которые будут препятствовать школьному обучению. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых детей, после устранения у них нарушений речи. Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для развития ребенка.
Организация и проведение занятий с детьми с ФНР
Логопедические занятия проводятся по расписанию. По договоренности с администрацией дошкольного учреждения и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. Логопед проводят индивидуальные и подгрупповые занятия. На индивидуальных занятиях отводится, как правило, 15-20 минут на каждого ребенка.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения. Частота их проведения определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, психофизическими особенностями детей.
Для оптимизации логопедической работы рекомендуется объединять детей одной возрастной группы, имеющих сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, в подгруппы по 2-4 человека. При необходимости логопед производит перераспределение детей по группам. Так, для автоматизации и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно детей объединять в подгруппы, что значительно повышает эффективность работы. И, наоборот, на определенной этапе группа может быть разделена на подгруппы или часть детей выделена для индивидуальной работы.
Продолжительность занятий для группы устанавливается 25-30 минут.
Занятия с детьми рекомендуется проводить в дневное время, а один-два раза в неделю — вечером для того, чтобы родители могли присутствовать на них и получить необходимые консультацию, совет, рекомендации.
Сроки логопедической работы также находятся в прямой зависимости от степени выраженности у детей речевых нарушений, их индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в ДОУ и семье. Они могут варьироваться от 2— 3 месяцев до 6—12 месяцев. Практика показывает, что для нормализации речи детей с фонетическим недоразвитием необходимо от 1,5 до 6 месяцев, в некоторых случаях до 1 года (например: р-горловой).
Ответственность за аккуратное посещение детьми логопедических занятий возлагается на логопеда.
Взаимодействие с воспитателями и музыкальным работником
Логопед ведет работу в тесном контакте со всеми педагогами детского сада, которые должны способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых детьми в процессе логопедических занятий. Этот контакт осуществляется на всех этапах логопедической работы, начиная с обследования, о результатах которого логопед ставит в известность воспитателя данной группы, и, кончая выпуском ребенка. Воспитатель, музыкальный работник по рекомендациям логопеда создают необходимые условия для ребенка. Причем очень важно, чтобы логопед систематически информировал воспитателей о продвижении детей, а воспитатели на занятиях предъявляли к речи детей посильные на каждом этапе развития требования. Логопед должен посещать как занятия по развитию речи, так и другие занятия с детьми с целью проверки их речевых возможностей в свободное от логопедических занятий время.
Работа с родителями
Совместная работа логопеда с родителями является неотъемлемой частью всего педагогического процесса и осуществляется в формах: личный контакт, участие в родительских собраниях, вовлечение родителей в речевую работу с детьми и т.д.
Необходимо усилить, расширить пропаганду логопедических знаний среди родителей. С этой целью можно провести открытые занятия, оформить стенд (уголок) для родителей, где периодически представлять разнообразную информацию о развитии речи детей в норме и патологии, о речевых нарушениях.
Логопедические пункты при четкой организации их работы обладают высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе его средств и играют важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школе.
Таким образом, даже достаточно краткая характеристика организационной и содержательной составляющих работы логопеда в условиях логопедического пункта при ДОУ убеждает в том, что модель коррекционно-речевой поддержки эффективно и органично дополняет формы логопедической работы с дошкольниками, позволяя оказывать необходимую и своевременную помощь значительному числу остро нуждающихся детей с речевыми нарушениями.
Литература:
- Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте / Сост. И.Ю. Кондратенко. М., 2005.
- Дошкольная логопедическая служба / Под ред. О.А. Степановой. Кн. 1. М., 2006; Кн. 2. М., 2008.
- Организация работы учителей-логопедов в детских дошкольных учреждениях. Методические рекомендации. / ВГИПКи ПРОУ, 2006
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 112 с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ».)
- «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. — СПб.: КАРО, 2008. — 384 с. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА ДОУ ГРАЖДАНОВОЙ ЕЛЕНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ.
Эта программа разработана специально для логопедических пунктов. С учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей посещающих логопункты (5-6 лет), с соблюдениями требований СанПин....
Программа коррекционной развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ в соответствии с ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (5-7 лет) на 2021-2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда.Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда.Рабочая программа представляет собой целостную, систематизированную модель взаимодействия всех...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ
Программа будет интересна и полезна учителям-логопедам, которые работают на логопункте. Составлена на основе примерной АООП Нищевой Н.В....
Формирование начального детского лексикона через расширение сенсорного опыта. Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта ДОУ с детьми 2-3 лет.
Программа «Формирование начального детского лексикона через расширение сенсорного опыта» направлена на осуществление индивидуально-ориентированной логопедической помощи детям третьег...
Годовой план работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта на 2021-2022 учебный год
Своевременное выявление и преодоления различных нарушений устной речи у детей дошкольного возраста. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родител...
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда в условиях логопедического пункта
Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности учителя - логопеда в условиях логопедического пункта...
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
Коррекционная работа учителя-логопеда в условиях логопедического пункта...