ДИАГНОСТИКА ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ.
учебно-методический материал по логопедии

Николаева Юлия Алексеевна

ДИАГНОСТИКА ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ У  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon disgrafiya.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

1.13. Состояние процесса чтения

Речевой материал - незнакомые детям тексты "В лесу" (2-й класс), "Кто как . зиму встретил" (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор просит внимательно прочитать рассказ, а затем его пересказать. Если ученик затрудняется в ответе, ему дополнительно задаются вопросы. При исследовании процесса чтения определяется характер и точность понимания прочитанного.

2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПИСЬМЕ

2.1. Исследование состояния письменной речи на материале диктантов

Речевой материал - тексты диктантов "На даче" (2-й класс) и "Речка Яблонька" (3-й класс).

На даче

Стояли теплые деньки. Наша дача была у моря. Дул морской ветерок. Утром мы пришли в сад. Там цвели красные маки. Рядом душистые розы. В цветах блестели капельки росы. На ягодных кустах зрели сочные плоды. У крыльца спал кот Мурзик.

(По С. Романовскому)

Речка Яблонька.

Славное это место. Меж крутых бережков текла речка Яблонька. Дно реки было песчаное. Со дна били студеные ключи. Вода была удивительно вкусная и прозрачная. По склонам речки жило семейство барсуков. Они вырыли глубокие норы с ходами и выходами.

(По И.Аксенову)

Процедура и инструкция. Слуховой диктант проводится согласно традиционной методике. После окончания выполнения задания экспериментатор просит проверить написанное и подчеркнуть в словах пройденные орфограммы.

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное написание диктанта; уровень выше среднего - допускаются 2-3 орфографические ошибки, которые самостоятельно замечаются и исправляются; средний уровень - допускается 2-3 ошибки правописания, отдельные помарки и исправления; уровень ниже среднего - допускаются 4-6 орфографических ошибок, значительное количество помарок и исправлений; низкий уровень - письменная работа содержит более 6 орфографических ошибок, многочисленные помарки и исправления.

2.2. Исследование навыков письменной речи в изложении, сочинении

А. Исследование навыков письменной речи в изложении (2-й класс). Речевой материал - текст изложения "Муравей и голубка".

Муравей и голубка

Муравей спустился к ручью: захотелось напиться. Волна захлестнула муравья и чуть не потопила.

Голубка несла ветку. Она бросила муравью ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.

Охотник расставил сеть и хотел захлопнуть голубку. Муравей подполз к нему и укусил охотника за ногу. Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

(По Л.Н. Толстому)

Процедура и инструкция. Экспериментатор предлагает учащемуся внимательно прослушать текст и ответить на вопросы:

— О чем я сейчас прочитала?

— Зачем муравей спустился к ручью?

— Почему голубка бросила ветку в ручей?

— Как спасся муравей?

— Поймал ли охотник голубку? Почему ты так решил?

Затем вместе с учениками он составляет план изложения. Текст прочитывается снова, после чего, пользуясь планом, дети пишут изложение.

Оценка результатов:

высокий уровень — полное и последовательное изложение содержания текста, самостоятельные выводы, выражение собственного отношения к прочитанному;

уровень выше среднего - последовательная передача событий, высокий уровень обобщения в виде рассуждений, отсутствие незначительных деталей сюжета;

средний уровень - передача основного содержания сюжета, не нарушена последовательность событий, однако не изложены отдельные их детали;

уровень ниже среднего - грубые нарушения в изложении последовательности текста, причинно-следственных связей, нет описаний;

низкий уровень - перечисление отдельных фактов рассказа, отсутствие логико-грамматического его построения, использование элементарных по структуре предложений.

Б. Исследование состояния письменных навыков в сочинении (3-й класс).

Материал - картинка "На рыбалке". Мальчики ловят рыбу. Девочка набирает в котелок воду. Мальчик разжигает костер. Собака несет в зубах палку.

Процедура и инструкция. Учащимся предлагается рассмотреть картинку, составить небольшой рассказ и самостоятельно его записать.

Оценка результатов - см. 2.2.А.

2.3. Исследование навыков письма на материале слов из словаря

Материал - слова: адрес, береза, ветер, воробей, город, дежурный, завод, заяц, капуста, карандаш, колхоз, коньки, корова, машина, мороз, Москва, одежда, пальто, посуда, родина, русский, собака, сорока, суббота, ученик (2-й класс); автомобиль, аллея, багаж, беседа, богатство, вагон, вокзал, воробей, ворона, восток, город, девочка, дежурный, дорога, жилище, завод, заяц, земляника, календарь, квартира, корова, костер, лагерь, лестница, молоко, мороз, Москва, огурец, около, пальто, растение, столица, субботник, ужин, урожай, яблоко, язык (3-й класс).

Процедура и инструкция. Ученикам 2-х и 3-х классов предлагается внимательно прослушать диктуемое экспериментатором слово, а затем записать его.

Оценка результатов: высокий уровень - верное написание слов; уровень выше среднего - допущено 1-2 ошибки, которые исправляются самостоятельно или после наводящего вопроса экспериментатора; средний уровень - сделано 3-6 ошибок, помощь экспериментатора или самопроверка позволила исправить только отдельные из них; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в половине предложенных слов, отдельные ошибки удается исправить благодаря интенсивной помощи экспериментатора; низкий уровень - неправильное написание большинства слов, помощь экспериментатора неэффективна.

3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

3.1. Исследование знания букв алфавита

Материал — печатные и письменные буквы алфавита.

Процедура и инструкция. Учащемуся последовательно предлагаются печатные, затем письменные буквы (строчные и прописные). Даются следующие задания: а) по указанию экспериментатора показать условленную букву; б)1 назвать букву, предъявленную экспериментатором.

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - замедленный темп работы, правильное называние букв алфавита лишь после повторения инструкции, но задание выполнено верно и самостоятельно; средний уровень - медленный темп работы, длительное рассматривание букв, многочисленные ошибки в их показе и назывании, которые исправляются лишь после замечаний экспериментатора; уровень ниже среднего -стойкие ошибки при выполнении заданий, но помощь экспериментатора позволяет справиться с большинством из них; низкий уровень - стойкие затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, все задания выполняются с ошибками.

3.2. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умения их применять в учебной практике

Речевой материал - предложения: На город опустилась ночь. (2-й класс). Возле дома распустилась сирень. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает задание ученику внимательно прослушать предложение, после чего задает вопросы;

— Скажи, что я сейчас произнесла?

— Сколько в этом предложении слов?

— Сколько в слове ... слогов?

— Сколько в слове ... звуков? букв?

— Перечисли звуки слова ....

После записи предложения экспериментатор просит найти в предложении слово, в котором звуков было бы меньше, чем букв и наоборот, и объяснить свой выбор.

Оценка результатов: высокий уровень - точное и правильное употребление грамматических терминов; уровень выше среднего - допускается 2-3 ошибки, которые исправляются учеником при самопроверке, верное понимание терминологии в импрессивной речи; средний уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются только с помощью экспериментатора; уровень ниже среднего - стойкие ошибки не позволяют выполнить большую часть заданий; низкий уровень - неправильное выполнение преобладающего большинства заданий, грубые нарушения в овладении терминологией в импрессивной и экспрессивной речи.

3.3 Исследование имеющихся знаний о частях речи

Материал - карточки со словами: квартира, глубокий, синий, пробежал, он; памятка для выполнения морфологического разбора различных частей речи (для 2-х и 3-х классов).

Данное исследование проводится с помощью общепринятых в методике преподавания русского языка приемов и методов, применяемых на 2-м и 3-м годах обучения в школе.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное выполнение всех заданий; уровень выше среднего — сформировано обобщенное представление о частях речи, отдельные ошибки находятся и исправляются самостоятельно; средний уровень - допускаются грубые ошибки в половине предложенных заданий, часть из которых исправляется путем уточнения учителем имеющихся у школьника знаний; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении частей речи, основных грамматических категорий, при помощи уточняющих вопросов экспериментатора удается выполнить отдельные задания; низкий уровень - отсутствие обобщенного представления о частях речи, грамматических категориях не позволяет выполнить большую часть заданий даже с активной помощью экспериментатора.

3.4. Исследование запоминания формулировок орфограмм

В вышеописанных заданиях экспериментатор выясняет знание формулировки пройденных орфограмм, насколько полно ученик передает содержание правил своими словами, умеет выделить их опознавательные признаки (расхождение между звуком и буквой, произношением и написанием; определение "опасных" звуков, их сочетаний, морфем) и на этом основании прогнозировать в них орфограммы.

Оценка результатов:

высокий уровень - правильное написание слов и полное изложение формулировки орфограмм;

уровень выше, среднего - допускаются отдельные неточности в передаче содержания правил правописания и в нахождении "опасных" мест слов, которые исправляются самостоятельно;

средний уровень - отмечается неуверенность в ответах, систематические ошибки исправляются с помощью экспериментатора, выделяются лишь отдельные опознавательные признаки орфограмм;

уровень ниже среднего - стойкие ошибки в передаче формулировок орфограмм, а также в нахождении "опасных" мест слов, интенсивная помощь экспериментатора помогает исправить отдельные из них;

низкий уровень - грубые нарушения усвоения и применения орфограмм, помощь экспериментатора неэффективна.

Ответить на дополнительные вопросы (например: "Каким еще способом можно проверить написание этого слова'.'").

Оценка результатов:

высокий уровень - быстрое и аргументированное выполнение задания;

уровень выше среднего - замедленный темп работы, уточнение инструкции позволяет справиться с заданием правильно и самостоятельно;

средний уровень - медленный темп работы, проверочные слова подобраны лишь в половине предложенных, помощь экспериментатора позволяет до конца справиться с заданием;

уровень ниже среднего - стойкие ошибки в написании данных и в подборе проверочных к ним слов, замечания логопеда помогают исправить большинство ошибок;

низкий уровень — постоянные затруднения, помощь экспериментатора неэффективна, навыки подбора проверочных слов не сформированы.

3.5. Исследование усвоения способов проверки орфограмм

3.6. Проведение анализа дисграфических и дизорфографических ошибок в диктанте

Речевой материал - тексты диктантов "На даче" и "Речка Яблонька" (см. п.2.1).

Оценка результатов:

высокий уровень — отсутствие дизорфографических;

уровень выше среднего - сочетание дисграфических ошибок с отдельными дизорфографическими, большинство из которых исправляется при самопроверке;

средний уровень - появление большого количества орфографических ошибок на фоне дисграфических, интенсивная помощь экспериментатора позволяет исправить лишь отдельные из них;

уровень ниже среднего - стойкие ошибки в применении орфограмм различных принципов написания сопровождаются многочисленными дисграфическими ошибками;

из 43

Предыдущая    Следующая 

низкий уровень - стойкие дизорфографические ошибки в большинстве слов, помощь экспериментатора неэффективна.

3.7. Соотношение написания и произношения слов, установление между ними сходства и различия

Речевой материал - слова: широкий, мяч, дочь, ненастный, мясорубка, столб, наконечник, касса.

Процедура и инструкция. Ученику дается инструкция прослушать слова и записать их, объяснить разницу в написании и произношении, указать соответствующую орфограмму.

Оценка результатов - см. п.3.4.

3.8. Исследование роли предварительного проговаривания в процессе письма

Речевой материал - слова с пропущенными буквами на пройденные правила правописания: поля, моря, паруса, каток, грустный, ненастный, разбежались.

Процедура и инструкция. Экспериментатор предъявляет ученику напечатанные на карточке слова с пропущенными буквами. Дает инструкцию внимательно прочесть слова, вставить пропущенные буквы, написать проверочные слова.

Материал - все вышеописанные упражнения,

Процедура и инструкция. Перед началом экспериментальной работы ученик получает инструкцию проговаривать вслух записываемые им слова и предложения по слогам. В дальнейшем проводится фиксация того, используется ли данный прием во всей экспериментальной работе.

Оценка результатов:

высокий уровень - точное выполнение инструкции во всех письменных заданиях;

уровень выше среднего - использование проговаривания в преобладающем большинстве письменных заданий;

средний уровень - использование проговаривания в половине предложенных заданий, повторение инструкций приводит к применению данного приема;

уровень ниже среднего - отмечается неуверенность в выполнении задания, проговаривание сопровождает написание лишь отдельных слов;

низкий уровень - стойкие затруднения при проговаривании, лишь интенсивная помощь экспериментатора помогает выполнить инструкцию в отдельных случаях.

3.9. Нахождение в отдельных словах, предложениях и тексте определенной сочетаемости букв

Речевой материал - слова: широкий, чаша, щука, срочный, сорока, здравствуй, солнце, радостный (2-й класс); животное, чудовище, ненастный, грустный, лестница, одиннадцать; предложения: Чудесным утром мама с дочкой решили пойти в лес за грибами. (2-й класс). Глубокой осенью опавшие листья ковром выстилают землю. (3-й класс).

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушивать слова, записать их и выделить в них такие сочетания как: ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧН, ЧК, СТН, СТЛ и некоторые другие.

Оценка результатов:

высокий уровень - точное и быстрое выполнение задания;

уровень выше среднего - неправильное указание 2-х - 3-х "опасных" мест (слов) исправляется после наводящего вопроса экспериментатора или в ходе самопроверки;

средний уровень - систематические ошибки нахождения определенной сочетаемости в половине предложенных слов;

уровень ниже среднего - стойкие ошибки в определении заданных сочетаний букв, интенсивная помощь экспериментатора помогает найти отдельные из них;

низкий уровень - не выполняется большинство заданий, ни при уточнении, ни при интенсивной помощи экспериментатора.

4. ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОРНО-ПЕРЦЕПТИВНОГО УРОВНЯ ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ

4.1. Особенности имитации слога с меняющимся ударением

А. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:

Да - да

да -да

ро - ро

Ро - ро

лу - лу

лу - лу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового ряда с выделением ударного слога;

уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Б. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

МА - да

ма - да

ро - со

Ро - со

Гу - лу

гу - лу

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1 .А.

В. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов ( с разными оппозиционными согласными звуками и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

та - да

та - да,

по - бо

по - бо

ку - гу

ку - гу

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать пары слогов, запомнить ударный и повторить слоги с таким же ударением.

Оценка результатов:

высокий уровень - безошибочное воспроизведение слогового рада с выделением ударного слога;

уровень выше среднего - правильное повторение количества и порядка слогов, единичные ошибки при выделении ударного слога или если в процессе выполнения задания понадобилось их повторное воспроизведение;

средний уровень - единичные ошибки в передаче количества, порядка слогов, а также в воспроизведении ударного слога;

уровень ниже среднего - активная помощь экспериментатора в виде неоднократного повторения серии слогов позволила воспроизвести испытуемому единичные слоговые ряды с выделением ударного слога;

низкий уровень - помощь экспериментатора неэффективна, ребенку не удается повторить серию слогов с выделением ударного слога, отказ от выполнения задания.

Г. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 2-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

Ва - су

Ва – су

го - сы

Го - сы

ту - ма

ту - ма

Процедура и инструкция,.оценка результатов - см. и.4.1.А. Д. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с одинаковыми согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением. Речевой материал - слоги:

ва ва ва

ва ва ва

ва ва ва

ло ло ло

ло ло ло

ло ло ло,

шу шу шу

шу шу шу

шу шу шу

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1. А.

Е. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с фонетически далекими согласными и одинаковыми гласными звуками), с меняющимся ударением.

Речевой материал - слоги:

Га - да - са

Га – да - са

га - да - са,

Ру - ву - ку

Ру - ву - ку

ру - ву - ку

фа - ла - за

фа - ла - за

Фа-ла-за

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. п.4.1 .А.

Ж. Исследование умения повторять ряды, состоящие из 3-х слогов (с разными согласными и гласными звуками), с меняющимся ударением.

Материалом для исследования служили слоги:

шу-ла-гы

шу-ла-гы

шу-ла-гы

мо-фа-ры

Мо-фа-ры

мо-фа-ры

ча-зу-до

ча-зу-до

ча-зу-до

Процедура и инструкция, оценка результатов - см. и.4.1.А.

4.2. Исследование фонематического восприятия

Речевой материал - картинки на слова-квазиомонимы: зовет-завод, выть-вить, мышка-мишка, мыло-Мила, ел-ель, лук-люк, Юля-юла, галка-галька, угол-уголь, Лешка-ложка, сова-софа, класс-глаз, картина-гардина, кот-год, колос-голос, почка-бочка, пашня-башня, Паня-баня, пой-бой, топор-табор, порт-борт, тушь-душ, катушка-кадушка, уточка-удочка, том-дом, трава-дрова, тачка-дачка, тоска-доска, затор-задор, сайка-зайка, косы-козы, суп-зуб, вышить-выжить, Саша-сажа, крушить-кружить, рама-яма, марка-майка, рот-йод, рожки-ложки, бурки-булки, гроза-глаза, рукавица-луковица, прорыв-пролив, барон-баллон, корона-колонна, Марина-малина, жарит-жалит, усы-уши, мишка-миска, сук-жук, сыр-жир, косы-кожи, челка-щелка, читает-считает, дочь-дождь, плач-плащ, горячий-горящий, точить-тащить, Петька-печка, редька-речка, плачет-платит, телка-челка, катается-качается, светик-цветик, лиса-лица, весы-вещи, лес-лещ, чашки-шашки, нож-ночь, честь-шесть, печка-пешка, мочка-мошка.

из 43

Предыдущая    Следующая 

Процедура и инструкция. Перед учеником поочередно раскладываются картинки на слова - квазиомонимы. По указанию экспериментатора он показывает то или иное изображение. В случае затруднения при выполнении задания испытуемый получает дополнительные вопросы.

Оценка результатов: высокий уровень - правильное, быстрое выполнение задания; уровень выше среднего - показ картинок сопровождается несистематическими ошибками, указания экспериментатора приводят к исправлению выбора изображений; средний уровень - выраженные трудности в дифференциации определенной группы звуков, задание выполняется самостоятельно; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в дифференциации нескольких групп звуков, неаргументированный отбор картинок; низкий уровень - неправильное выполнение задания, отказ от его выполнения.

5. ИССЛЕДОВАНИЕ УДАРЕНИЯ В СЛОГАХ И СЛОВАХ

5.1. Исследование умения находить ударные и безударные гласные в слогах

Материалом исследования служат слоги: / да-то аш-ли-но ва-за-су-ры кру - да - па - мои Процедура и инструкция. Экспериментатор дает инструкцию внимательно прослушать слоги, определить ударный слог и назвать в нем гласный звук.

Оценка результатов: высокий уровень - безошибочное повторение слоговых рядов и правильное называние в них ударных и неударных звуков; уровень выше среднего - правильная передача количества и последовательности серии слогов, единичные ошибки при выделении ударных слогов, а также ударных и неударных звуков, для правильного выполнения задания понадобилось повторное произнесение слогов логопедом; средний уровень - единичные ошибки в передаче последовательности и количества слогов, неправильное называние ударных и неударных звуков в половине случаев; уровень ниже среднего - стойкие ошибки в воспроизведении слогового ряда, правильное определение ударных и неударных звуков лишь в единичных случаях; низкий уровень - неправильное повторение количества и последовательности слогов и выделение в них ударного, а также ударных и неударных звуков или отказ от выполнения задания.

 Пословиц и поговорок о мужчинах и женщинах достаточно много в разных языках. Я решила остановиться на русских народных  пословицах. Оказалось, что в нашем языке существует достаточно много поговорок, дискриминирующих мужчин и женщин. Сначала приведу примеры поговорок о мужчинах.

«Гром не грянет - мужик не перекреститься». Из этой поговорки видно, что высмеивается  такое качество русского мужика как лень и, конечно же, она не уважается  и не приветствуется нашим обществом.

«Мужик без бабы, что дом без крыши». В этой поговорке дается оценка мужчине без жены,  говорится о его несостоятельности и неспособности вести хозяйство и дом без жены.

 «Молодец, что орел, а ума, что у тетерева». Здесь идет речь о том, что русский мужик часто красив внешне,  а вот ума и интеллекта  недостаточно.

Перейдем к поговоркам о женщинах.

«Бабу не переговоришь», «Бабий кадык не заткнешь ни пирогом, ни рукавицей». В данных пословицах говорится о болтливости и надоедливости женщин.

«Курица - не птица, женщина - не человек». «На бабу да на скотину суда нет». В данных пословицах  откровенно ущемляются права женщины как человека. Женщина в давние времена была лишена права слова в обществе, и это была настоящая дискриминация по половому признаку.

Женщина, по мнению мужчин, способна все испортить, где бы она не появилась. Отсюда и следующие поговорки: « Куда черт не успеет, туда бабу отправит», «Где баба, там не надобен черт».

По моему  мнению, в этих пословицах, конечно, есть доля правды. Можно встретить часто и ленивых и глупых, но внешне красивых мужчин. Часто все хозяйство в доме тянет на себе женщина. Она и работает, и занимается детьми, и еще успевает быть красивой, а муж, приходя с работы ложится на диван и смотрит телевизор или сидит за компьютером. Но нельзя быть очень категоричными. Все больше появляется трудолюбивых, умных  и заботливых мужчин в нашем обществе.

Поговорки о женщинах, я считаю, менее соответствуют действительности. В нашем  обществе женщина имеет равные или почти равные права с мужчинами. Мы  все чаще можем наблюдать женщин на руководящих постах, женщин- депутатов, министров. Хотя в быту, в семье часто еще мужчина не уважает женщину, ущемляя ее права. Что же касается болтливости и надоедливости женщин, конечно, это более соответствует действительности. Женщины  любят поговорить, так как по своей природе они более змоциональны, им требуется общение. Частенько женщина  любит и приукрасить, и приврать, такова уж её сущность.

Рассматривая вопрос о телевизионной рекламе, хочется руководствоваться принятыми в обществе стереотипами. Реклама машин, инструментов, компьютеров, телефонов, бытовой техники – это для мужчин. Ведь всегда считалось, что мужчины лучше разбираются в машинах, в новой технике, для выполнения каких- либо работ им нужны инструменты.

Реклама детского питания, памперсов, продуктов питания, лекарств, парфюмерии и косметики и много другого – это, конечно же, для женщин.  Они занимаются кормлением, воспитанием, развитием, обучением детей. Они любят ходить в магазины, покупать много разных вещей себе, детям и мужу. Женщины чаще, чем мужчины посещают концерты, театры и кино. Водят детей на выставки, в музеи. Но не все в наше время так однозначно. Все больше женщин водят машину и, наверно,  реклама автомобилей будет им тоже интересна. Женщины, как и мужчины, пользуются современными телефонами, компьютерами, бытовой техникой. И реклама  современных технических средств их тоже интересует не меньше, чем мужчин.

А что же мужчины не ходят в магазины за продуктами, не болеют, не посещают концерты и кино? Да, чаще этим интересуются женщины. Но и мужчинам это тоже знать необходимо.Большинство наших мужчин не любят рекламу. Они переключают каналы во время рекламы или уходят покурить. А когда им становится  что - нибудь нужно, то они предпочитают спросить у женщины или найти  нужную информацию  в Интернете.

Это просто так, может куда пригодится вставить.

Понятие гендер означает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний. В процессе воспитания семья (в лице родителей и родственников), система образования (в лице воспитателей детских учреждений и учителей), культура в целом (через книги: фольклор, художественная литература и средства массовой информации) внедряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила поведения и создают представления о том, кто есть "настоящий мужчина" и какой должна быть "настоящая женщина". Впоследствии эти гендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных (например, право) и культурных механизмов, например, стереотипы в СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ранняя диагностика возможного нарушения чтения и письма у дошкольников

В материале представлены различные виды заданий по профилактике дисграфии и дислексии в дошкольном возрасте...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...

Изучение особенностей письма младших школьников. Зрительно-моторная дисграфия.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. ...

Конспект логопедического занятия с младшими школьниками, имеющими недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР. Тема: Звуки ф - в (ф, - в,). Буквы Ф – В.

Цель занятия: познакомить со звуками [ф],[ф,] и [в],[в,], буквами В - Ф; дифференцировать данные звуки в слогах, словах, предложениях.Задачи:- учить выделять звуки [ф],[ф,] и [в],[в,] в речи, сопостав...

Практикум для родителей «Предупреждение нарушений чтения и письма у будущих школьников»

Практикум для родителей детей 5-6 лет " Предупреждение нарушений чтения и письма у будущиз школьников"...

Ошибки при письме у школьников начальных классов

Мы рассмотрим несколько причин, по которым дети младшего школьного возраста допускают ошибки при письме. Если обобщить, основных только две: физиологическая и психологическая....