Фонетико-фонематические физкультминутки
методическая разработка по логопедии
Фонетико-фонематические физкультминутки для детей с нарушениями речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonetiko-fonematicheskie_fizkultminutki.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонетико-фонематические физкультминутки
Гласные звуки «А, У, И, О, Э, ы»
А – ротик шире детвора ААА руки вверх
У – губки хоботком тяну УУУ руки вперед
И – губки к ушкам растяни ИИИ руки в стороны
О – губки колесо ООО руки кольцом перед собой
Э – повторяем дружно ЭЭЭ руки овалом сзади
ы – тянем мы на все лады ЫЫЫ руки овалом спереди
Активно работают губы. Произносим на выдохе сначала по одному звуку. Потом усложняем и произносим с движениями 2 – 3 – 4 – 5 звуков одновременно, постепенно увеличивая длину выдоха.
«А, У»
Мы в лес пойдем, шагаем на месте
Детей позовем: руки рупором
Ау, ау, ау! (тихо)
Никто не отзывается, корпус поворачиваем вправо – влево , рука «козырек»
Ау, ау, ау (громко) руки рупором.
Работаем над силой голоса)
«О»
Не под окном, руки в стороны, вперед;
А около руки вверх, в стороны (кругом);
Катилось О и охало дважды плавные круговые движения О охало, О охало, руки в стороны, вперед, вниз.
Не под окном, а около.
«И, А»
Тик-так, тик-так… по два наклона головы влево и вправо;
Я умею делать так : в полуприседе 2 наклона туловища влево и вправо;
Влево – тик , вправо – так …
Тик-так , тик-так. по 2 наклона головы влево и вправо.
«А, О, У, И»
Мы в лес пошли, дети маршируют на месте.
Топор нашли, остановиться, руки в «замок».
Дрова рубили : ноги на ширине плеч, руки в «замок».
- Ах! Ох! Ух! Их! энергичные наклоны с произношением
слогов на выдохе.
«А, О, У, И»
Тик-так , тик-так . наклоны головы вправо-влево
Так ходики стучат .
Туки-так, туки-так. поочередно правой и левой рукой
Так колеса стучат дети «рисуют» круги перед собой.
Ток-ток, ток-ток. стучать кулачками друг о друга.
Так стучит молоток.
Туки-ток, туки-ток поочередно стучать правой и левой ножкой.
Так стучит каблучок. по два раза каждой ножкой
Звонкие согласные
«Д, Б»
Поглядите: боком, боком руки на поясе, шагая повернуться
притопывая;
ходит галка мимо окон
скок-поскок в полуприседе прыжки в стороны;
да скок-поскок в полуприседе прыжки вперед-назад;
дайте булочки кусок! развести руками и сложить просящее.
«М, Б, Д»
Взяли, детки, белый ком сделать руками небольшой круг в воздухе
(в наклоне вперёд) ;
Мы польём его водой, присесть, «поднимая ведро и выливая воду»
- 2 раза;
Домик будет ледяной наклоны туловища вправо – влево, руки на поясе
Ком за комом мы кладём, наклоны влево-вправо, беря ком за комом и
складывая их один на один;
Вот и вылепили дом. потянуться на носочках, руки вверх (большой дом)
«Д, Б»
Долго дятел дуб долбил повороты туловища влево и вправо
(руки опущены, слегка отведены назад)
Клювом дятел дуб долби 2 наклона вперёд, руки на поясе
Тук, тук, тук (2 раза)
Пауков найдёт он тут
Тук, тук, тук (2 раза) 2 наклона вперёд, руки на поясе
«Й»
Ай-ай-ай, ай-ай-ай муравей домой бежал бег на месте;
Ой-ой-ой, ой-ой-ой ножку тонкую сломал остановиться; прижать ладони к
щекам ритмично покачивая головой;
Травкой быстро обмотал ритмично сгибать и разгибать ножки;
В муравейник побежал бег на месте
Свистящие звуки.
«С»
У нас славная осанка- встать в струнку, руки вдоль туловища;
Мы свели лопатки. свести лопатки (руки на поясе);
Мы шагаем на носках шагаем на носках;
И пойдём на пятках. шагаем на пятках
Пойдём мягко, как лисята пройти плавно;
Ну а если надоест,то пойдём
Мы косолапо, как медведи ходят в лес. пройти «по медвежьи» руки на поясе
Во так, вот так!
«С - С`»
Катились колёса, колёса, руки согнуть в локтях, совершать
колеса вращательные движения вперед;
Катились колёса все влево, вращательные движения локтями назад;
все косо.
Скатились колёса на луг наклоны туловища влево – вправо , руки на поясе;
под откос,
И вот, что осталось от этих выпрямиться, развести руки в стороны.
колёс.
« З »
Зайки белые сидят присесть на корточки;
И ушами шевелят. кисти рук приставить к макушке, локти
развести в стороны, лопатки свести;
Вот так вот так
Ушами шевелят движения кистями рук;
Зайкам холодно сидеть встать, ручки встряхнуть, расслабить;
Надо лапки им погреть поглаживающие движения обеих рук Вот так, вот так, (поочередно);
Надо лапки им погреть
Зайкам холодно стоять руки на пояс;
Надо зайкам поплясать потопать на месте
Вот так, вот так, поочередно выставлять вперед
Надо зайкам поплясать правую и левую ножки.
«Ц»
Цапля серая носатая руки к носу;
Целый день стоит, как статуя руки на пояс, лопатки свести;
На одной ноге постой-ка , руки на поясе поднимаем левую ножку;
Если ты солдатик стойкий.
А теперь постой на правой, руки на поясе, поднимаем правую ножку;
Если ты солдатик бравый.
Цапля серая носатая, на двух ножках, руки к носу
Целый день стоит, как статуя. руки на пояс.
Шипящие звуки
«Ш»
Носом – вдох, а выдох – ртом , шумный вдох, тихий выдох;
Дышим глубже, а потом – шумный вдох, задержать дыхание, тихий
выдох;
Шаг на месте не спеша: вдох;
«Мама моет малыша.» на выдохе.
«Ш»
По ровненькой дорожке, наклон туловища влево;
По ровненькой дорожке наклон вправо;
Шагают наши ножки шаг на месте;
Шагают наши ножки
По пням, по кочкам, руки на поясе, прыжки в стороны;
по камушкам руки на поясе, прыжки вперед – назад;
по камушкам, в ямку – бух! присесть.
«Ж»
Жили-были три пингвина руки на поясе, наклоны туловища
вправо-влево
Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;
Хорошо и дружно жили ладошка поглаживает ладошку;
Пик, Пак, Пок хлопать в ладоши;
Чтобы жить все время дружно руки на поясе, наклоны туловища
вправо-влево.
Уступать друг другу нужно ладошка поглаживает ладошку.
«Ч»
Захотела рыба-меч руки в стороны , перед собой, вверх ,
Воду на двое рассечь руки соединить над головой;
Раз – сечет, два – сечет , ритмично опускать и поднимать руки
вниз-вверх;
А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны
покачать из стороны в сторону.
«Щ»
Этой щеткой чищу зубы, одна рука на поясе, другой «чистим зубки»;
Этой щеткой – башмаки наклон туловища вниз «чистим башмаки»;
Этой щеткой чищу брюки наклоны туловища в стороны ;
Все три щетки мне нужны руки в стороны, вверх, перед собой, прижать
прижать к груди, перед собой.
Cонорные звуки
«Р-Рь»
Ручеек в лесу бежал руки на поясе, повороты туловища;
И зайчонка повстречал:
Тра-та-та, тра-та-та - постукиваем ладонями по ногам ;
Зайка лапками стучал.
Ручеёчек вторит зайке:
- дзынь-дзынь-дзынь, ритмично «выбрасываем» пальчики из
Дзынь-дзынь-дзынь. сжатого кулака, поднимая руки вверх;
Колокольчик их услышал:
Динь-динь-динь, плавно покачивать головой вперед-назад,
Динь-динь-динь. вправо-влево;
Белочка спустилась с ветки ручки на поясе, прыжки на месте
И орешками – хрум-хрум. ритмично щелкаем пальцами(хлопаем в
ладоши);
Ах , какой поднялся шум! руки на поясе, топаем ногами.
«Л-Ль»
Кач-кач-кач,кач-кач-кач . ритмично покачиваем «куклу» на руках;
Лены слышен плач.
Кукла неваляшка не ложиться, не сидит, руки на поясе, наклоны туловища в Сильно качается, весело звенит: вправо-влево, приседание;
Дили-дили-дили-дон – ритмичное покачивание из стороны в
Слышен всюду звон. сторону;
Плакать Леночка устала, хлопаем в ладоши ;
И сама качаться стала: руки на поясе, наклоны туловища с
Кач-кач-кач-кач, кач-кач-кач. опорой то на правую, то на левую ногу.
«Р-Л, Рь-Ль»
Станем мы деревьями сильными, большими. руки на поясе;
Ноги – это корни их расставим шире. имитация движений;
Тело наше – ствол могучий. он чуть – чуть качается имитация движений
И своей верхушкой острой в небо упирается. руки в стороны, вверх
Пальцы веточками будут, руки опустить, пальцы растопырить;
листья закрывают их. «надеваем листочек» на каждый пальчик ; Как придет за летом осень правая рука вверх, левая рука вверх;
разлетятся в миг. плавно опускаем руки, трясем кистями рук.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...
Нарушение фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Данный материал поможет воспитателям в работе с детьми с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем....
Методические рекомендации «Балалар сөйләмендәге фонетик-фонематик җитешсезлекләрне төзәткәндә юл йөрү кагыйдәләрен ныгыту » («Закрепление правил безопасного поведения на дороге на индивидуальных занятиях по постановке звуков детей с фонетико-фонематическ
В методических рекомендациях систематизирован практический материал по системе работы коррекции недостатков звукопроизношения у детей с ФФН, которая включает в себя: артикуляционные упражнения, ...
Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия, раскрываются приемы работы на каждом этапе....
Опыт работы учителя-логопеда на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с использованием игровых упражнений»
Опыт педагогической работы учителя-логопеда,который может быть использован коллегами...
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»
Проект «Формирование фонематического слуха у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»...
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями.
Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции фонетико-фонематической стороны речи с детьми старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением фонетико-фонематическими нарушениями...