Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ.
материал по логопедии (старшая группа)
Практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления психических процессов и развитие личности дошкольника, овладения им новыми видами деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_v_rabote_uchitelya.docx | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ
для детей с нарушениями речи
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее речь, тем легче высказать свои мысли, тем шире возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется развитие ребенка. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех систем и функций детского организма, совершенствуется нервная система. Все это создает предпосылки для дальнейшего развития и становления психических процессов и развитие личности дошкольника, овладения им новыми видами деятельности.
Однако практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество дошкольников с речевыми нарушениями. Речевая патология развивает у детей неуверенность в себе, внутренний дискомфорт. Эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье. Для них характерно нарушение моторной сферы, нестабильность нервной системы (эмоциональная возбудимость, чрезмерная расторможенность либо заторможенность, неустойчивость и повышенная истощаемость нервных процессов, дефицит внимания, низкая работоспособность). Дети с ТНР имеют ряд психолого-педагогических особенностей, которые затрудняют их социальную адаптацию и требуют целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
В соответствии с изменениями в федеральном законе «Об образовании» Российской Федерации и реализации ФГОС ДО, в которых прослеживается государственная гарантия, и обеспечиваются равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от социального статуса, психофизиологических особенностей, в том числе ограниченных возможностей здоровья. Таким образом, дети с тяжелыми нарушениями речи имеющие статус «ОВЗ» должны быть обеспечены специальными образовательными условиями в дошкольных образовательных учреждениях и должны получать своевременную коррекционную помощь.
Успешное преодоление ТНР у детей дошкольного возраста возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и родителей (законных представителей) соблюдение единства требований, предъявляемых к дошкольникам с ОВЗ. Взаимодействие педагогического коллектива осуществляется на основании реализации АООП ДО для детей с ТНР МДОУ ЦРР-детский сад 8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области. Особую роль в коррекционно-развивающей работе приобретает сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР.
В сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателей реализуются следующие задачи:
- учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей.
- воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки.
Основные коррекционные задачи учителя-логопеда:
- формирование структурных компонентов системы языка – фонетического, лексического, грамматического и синтаксический.
- формирование навыков владения языком и его коммуникативной функции.
Основные направления работы по коррекции ТНР:
- расширение и активизация словаря по лексическим темам;
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- развитие связной речи(диалогической и монологической);
- формирование и развитие фонематического восприятия;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики
- коррекция звукопроизношения;
- овладение средствами звуковой выразительности.
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие речевого творчества
- профилактики речевых нарушений и их системных последствий.
Основные коррекционные задачи воспитателя:
➢ совершенствование неречевых психических функций;
➢ развитие и совершенствование моторной сферы (артикуляционной, мелкой и общей моторики);
➢ закрепление произношения поставленных учителем-логопедом звуков;
➢ закрепление и систематизация словаря по изучаемой лексической теме;
➢закрепление правильного употребления сформированных лексико-грамматических категорий;
➢ закрепление навыков связной речи;
➢ закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов;
➢ Закрепление навыков чтения и письма.
Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ГКН.
- Обследование обучающихся ( в начале учебного года и в конце).
- Реализация АООП ДО для детей с ТНР и индивидуальных маршрутов развития.
- Совместное комплексно- тематическое планирование учителя-логопеда и воспитателей.
- Взаимопосещение организованной образовательной деятельности и организованной коррекционно-развивающей деятельности.
- Интегрированная образовательная деятельность.
- Индивидуальная коррекционная работа с воспитанниками по закреплению речевых навыков.
- Совместная подготовка и проведение родительских собраний /мероприятий
Прослеживается взаимодействие и в других формах работы:
- Ежедневно во вторую половину дня воспитатели проводят «Логопедический час» по тетради взаимодействия с учителем – логопедом.
- Ежедневно во вторую половину дня также провидится индивидуальная коррекционно-развивающая деятельность воспитателя по заданию учителя-логопеда на автоматизацию звука.
- Контроль воспитателя за речью дошкольников в процессе ООД.
- Контроль воспитателя за речью детей в свободное время.
- Работа с родителями (законными представителями) по рекомендации учителя-логопеда.
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя.
- Тема недели.
- Упражнения на активизацию словаря, закрепление лексико-грамматических категорий, развитие связной речи.
- Комплексы упражнений на совершенствование моторной сферы.
- Игры и упражнения на совершенствование фонематического восприятия и закрепление характеристик изучаемых звуков.
- Упражнения на закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов, чтения и печатания.
- Индивидуальная работа по закреплению поставленных звуков.
В тетради имеется графа «обратная связь», в которой воспитатель, работающий во вторую половину дня отмечает у обучающихся положительную динамику или трудности в выполнении упражнений.
Методические материалы для «Логопедического часа».
Используется методический комплект Н.В. Нищевой,
Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи 3-7 лет.
Косинова Е.М. Уроки Логопеда
Набор тетрадей «Занимаемся вместе» 1,2 старшая и подготовительная группа
Тетради Теремковой Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР 1,2,3,4
Развивающая среда группы
Развивающая среда группы соответствует требованиям ФГОС ДО, в группе функционирует логопедический уголок «Будем говорить правильно», в котором воспитатели проводят «Логопедический час» выполняют и с детьми домашние задания учителя-логопеда.
- В логопедическом уголке находятся методические материалы по изучаемым лексическим темам; картотеки: речевых игр, мнематаблиц, комплексов для развития моторной сферы, ребусов, чистороговорок, упражнений на звуковой анализ слова и фонематического восприятия, анализа и синтеза и др. матерал.
В приемной для родителей (законных представителей) размещен материал:
- Тема недели.
- Подобран речевой материал для расширения и обогащения словаря, игры и упражнения на закрепление лексико-грамматических категорий и связной речи.
Данный материал меняется в соответствии с темой недели.
В группе осуществляется совместная подготовка ко всем детским праздникам «День матери», «Новый год», «23 февраля», «Праздник мам - 8 Марта», «День Победы», «Праздник чистой речи», развлечениям «Рождественские – посиделки» и т.д. Педагоги совместно разрабатывают сценарии. Логопед отбирает речевой материал, отрабатывает его в индивидуальной работе, а воспитатели закрепляют и т.д.
Таким образом, успех коррекционно-воспитательной работы в логопедической группе определяется системой работы учителя-логопеда и воспитателей, которая заключается в соблюдении единого речевого режима в ходе коррекционно-образовательного процесса и свободной деятельности детей. Такая организация коррекционно-образовательного пространства предоставляет возможность широкой практики свободного речевого общения детей и закрепления речевых навыков в повседневной жизни и деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ДОУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей логопедической группы...
Из опыта работы: «Взаимодействие в работе учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ»
В настоящее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в специализированной помощи.Среди детей с ОВЗ выделяют такую группу, которая по своему психофизическому ...
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ. Задачи:1.Разработать единые (вариативные) подходы по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя ДОУ....
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателей
Выступление из опыта работы учителя-логопеда на ММО...
«Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи «
Консультация для педагогов...
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя в ДОУ для детей с нарушениями речи
Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление всех сист...
- Мне нравится (1)