Автоматизация поставленных звуков у детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с тяжелыми нарушениями речи протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение таких дошкольников требует от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания и поддержания интереса детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация поставленных звуков у детей с ТНР | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация поставленных звуков у детей с
тяжелыми нарушениями речи
Автоматизировать звук - значит довести приобретенный ребенком навык до автоматизма. Целью автоматизации является формирование условно-рефлекторных связей на данный артикуляционный и акустический образ, введение звука в самостоятельную речь.
Автоматизация поставленного звука у детей с речевым недоразвитием проводится поэтапно:
- автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за педагогом слогов, слогов, словосочетаний, предложений);
- самостоятельное называние речевого материала с автоматизируемым звуком (слов, словосочетаний, простых предложений) с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы воспитателя, опорные слова, схемы предложений;
- автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки, стихи, небольшие рассказы);
- автоматизация звуков в самостоятельной речи (составление рассказов по сюжетной картине, серии сюжетных картин, пересказов текстов и т.п.)
Процесс автоматизации поставленных звуков у детей с системным недоразвитием речи на фоне дизартрии протекает довольно длительно, что обусловлено органическим поражением центральной и периферической нервной системы. Поэтому обучение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи требует от педагога творческого подхода к организации коррекционного процесса, использования разнообразных наглядных средств для привлечения внимания и поддержания интереса детей. С этой целью используются как традиционные пособия и дидактические игры, изготовленные самостоятельно, так и некоторые авторские материалы с использованием мнемотехники. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Первоначальная автоматизация изолированного звука проводится в различных звукоподражательных играх с опорой на неречевые ассоциации (с-с-с - насос свистит, течет вода из крана; свистит свисток и пр.). С этой целью используются символы звуков, звуковые дорожки.
Для автоматизации звука в слогах ребенок либо повторяет слоги за логопедом, либо выполняет специальные упражнения (например, договаривает за логопедом с опорой на картинки последний слог в слове: ли...са, ве...сы, бу...сы и т.д.
С этой целью используются наборы предметных картинок, таблицы из серии «Лото».
Для автоматизации звука в словах используются предметные и сюжетные картинки «Лото», «Домино» пособие «По дорожке пройди, все слова назови», «Звуковая гармошка», «Отгадай загадку», «Договори словечко» (рифмовки, чистоговорки) - с опорой на предметные картинки.
Параллельно решаются задачи развития фонематического анализа. Например, ребенку предлагается самостоятельно подобрать по картинкам и правильно произнести слова, содержащие заданный звук.
(«Найди и зачеркни»; дидактическая игра «Магазин», в которой «покупатели» могут приобрести товары (картинки) только на определенный звук, правильно назвав слова).
На этапе автоматизации звука в слове у детей развиваются навыки словоизменения и словообразования. Этому способствуют традиционные упражнения, направленные на совершенствование умений изменения числа имен существительных в именительном и родительном падежах. (Оса - осы, коса - косы, нос - носы, носок - много носков и т.д). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (сад - саДик, сом - сомик, стол - столик и т.д.). Образование относительных прилагательных (сок из капусты - капустный, сок из абрикосов - абрикосовый). Согласование существительных с прилагательными (вкусный сок, вкусная колбаса, вкусное мясо и т.д.). Существительных с числительными (один носок, два носка, пять носков и т.д.).
Работа по автоматизации звука в предложениях проводится на материале уже отработанных на предыдущих этапах слов. Работа осуществляется путем повторения ребенком предъявляемого речевого материала либо посредством упражнений на составление им предложений с опорой на предметные и сюжетные картинки, вопросы, опорные слова и схемы предложений. С этой целью могут использоваться игры «По дорожке пройди, все слова назови» с инструкцией «Придумай предложение с данным словом», «Составь предложение».
Работу по автоматизации звука в различных формах заученной речи рекомендуется начинать с проговаривания чистоговорок, небольших рифмовок, потешек, стихотворений. Поскольку ритмизированный текст более доступен для запоминания и воспроизведения. Далее переходят к заучиванию небольших рассказов с помощью опорных картинок. Использование мнемотехники (техники, облегчающей запоминание) на данном этапе давно зарекомендовало себя в логопедической практике.
Автоматизация звука в самостоятельной речи начинается с самостоятельного составления рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картин, пересказа текстов и других форм развития связной речи. Конечная цель логопедической работы по автоматизации звука - овладение ребенком способностью к правильному его произношению в спонтанной речи. Поэтому взрослым необходимо следить за его речью и требовать правильного произношения звуков во всех видах детской деятельности, во время режимных моментов, что позволит существенно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия.
Использован речевой материал из пособий: Т.М. Божевой, И.С. Лопухиной, А.И. Богомоловой, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и др.
Материал с сайта - - https://infourok.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Автоматизация поставленных звуков у детей с нарушениями речи через использование авторских интерактивных игр"
Поскольку процесс автоматизация поставленных звуков речи у детей протекает достаточно сложно, необходимо всеми возможными способамии облегчить детям работу по введению звука в речь. с этим прекр...
ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста».
Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей-логопедов внимания и скурпулезного работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь реб...
ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ
ОШИБКИ ВЗРОСЛЫХ, КОТОРЫЕ МЕШАЮТ УСПЕШНОЙ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ Ошибка № 1. Игнорируем домашние задания.Речь развивается по принципу формирования условных рефлексов, то есть в ...
Ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей
Ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации поставленных звуков у детей....
Использование компьютерных игр при закреплении лексико-грамматических категорий, автоматизации поставленных звуков у детей с ОНР
В статье говорится о пользе компьютерных игр при закреплении учебного материала в домашних условиях....
Буклет "Автоматизация поставленных звуков у детей"
В буклете описаны ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации звуков у детей дошкольного возраста. Предлагаются игры для детей с родителями "Играем дома"...
Буклет "Автоматизация поставленных звуков у детей"
В буклете описаны ошибки взрослых, которые мешают успешной автоматизации звуков у детей дошкольного возраста. Предлагаются игры для детей с родителями "Играем дома"...