ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста».
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Лактионова Анастасия Владимировна

Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей-логопедов внимания и скурпулезного работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку и логопеду детского сада автоматизировать звуки, применяя при этом необычные способы (техники нетрадиционного рисования), которые порой спасают от "скучного и занудного" проговаривания звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Автоматизация звуков39.76 КБ

Предварительный просмотр:

г. Москва ЮАО ГБОУ СОШ № 629 (ДО 1) Детский сад 2626

Воспитатель: Лактионова А.В.

ПРОЕКТ

 «Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста»

Пояснительная записка

Актуальность

Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей – логопедов внимания и скрупулезной работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь логопеду детского сада и ребенку автоматизировать звуки, применяя при этом необычный способ. Проблема эффективной автоматизации поставленных звуков носит комплексный характер. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.

Лингвистический материал, который преподносится ребенку в нетрадиционной форме в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты, а сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Это позволяет решить сразу несколько задач:

1.Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.

2.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.

3.Повысить познавательную активность и работоспособность.

4.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.

Проблема

Использование нетрадиционных приемов рисования (рисование на песке, «примакивание» кистью на листе бумаги, «выдувание клякс», рисование «печатками», «тычками» и др.) при проговаривании поставленных звуков может способствовать более успешной автоматизации у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, чем обычное повторение речевого материала за воспитателем.

Цель

Автоматизировать у детей поставленные звуки учителем – логопедом с использованием нетрадиционных приемов рисования (рисование на песке, «примакивание» кистью на листе бумаги, «выдувание клякс», рисование «печатками», «тычками») при контроле воспитателя в группе. Автоматизацию звуков проводит воспитатель занимаясь индивидуально с каждым ребенком.

Задачи:

1.Формировать произвольный, направленный выдох с использованием метода «кляксографии».

2.Автоматизировать звуки при помощи нетрадиционных приемов рисования.

3.Активизировать деятельность ребенка путем сосредоточения его внимания при выполнении упражнения.

5.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Сформирован правильный артикуляционный уклад звуков.
  • Сформирован произвольный, направленный выдох.
  • Ребенок правильно произносит автоматизированные звуки в спонтанной речи.

Методы решения цели и задач:

  • сбор и изучение литературы по данной проблеме,
  • подготовка конспектов занятий,
  • подбор лингвистического материала,
  • изготовление образцов нетрадиционных приемов рисования.

Гипотеза:

использование нетрадиционных приемов рисования у дошкольников, требующих коррекции произношения, помогут более качественно и продуктивно пройти этап автоматизации звуков.


Содержание проекта

Тип проекта – среднесрочный, творческий.

Участники проекта: дети, воспитатель.

Возраст детей: 6 лет.

План – график реализации проекта

Этапы

проекта

Задачи

Механизмы реализации

Сроки

Ответственные

(09.05-29.06 2018 г.)

Подготовительный

1.Изучить проблему автоматизации звуков нетрадиционными способами.

Чтение литературы по проблеме, поиск данных на интернет ресурсах

1 неделя

Воспитатель

2.Познакомить родителей с данной проблемой.

Беседа, стендовая информация, папки – передвижки.

1 неделя

Воспитатель

3.Разработать дидактический материал к логопедическим занятиям.

Изготовление «тычков», подбор трубочек разного диаметра, кистей разной жесткости, камушек Марблс разных цветов, подготовка стола для песка.

1 неделя

Воспитатель

4.Провести консультации с родителями на тему: «Автоматизации звуков у детей с дефектами звукопроизношения с использованием нетрадиционных приемов рисования».

Беседа, стендовая информация.

1 неделя

Воспитатель

Подготовительный

5.В плане учебно - воспитательной работы по формированию правильного звукопроизношения использовать нетрадиционные приемы рисования.

План учебно – воспитательной работы в группе № 11 детского сада

В течение всего проекта

Воспитатель

6.Составить картотеки с лингвистическим материалом по автоматизации звуков.

Картотека по автоматизации звуков.

1 неделя

Воспитатель, учитель - логопед

7.Изготовить образцы нетрадиционных техник рисования.

Альбом с образцами для детей 6 лет.

1 неделя

Воспитатель

8.Составление конспектов занятий по автоматизации звуков с использованием нетрадиционных приемов рисования.

Конспекты.

1 неделя

Воспитатель

9.Разработка мастер – класса по нетрадиционному рисованию.

Мастер – класс для воспитателей.

1 неделя.

Воспитатель

(01.07 – 31.07.2018 г.г.)

Основной

1.Сформирован правильный артикуляционный уклад дефектно произносимых звуков с использованием  приема «кляксографии», выдувая целенаправленную воздушную струю.

Артикуляционная гимнастика.

1.Игра «Кто правильно сделает упражнение «Чашечка»?»

2.Кто дольше сделает упражнение «Окошко»? Логопед или ребенок?

3.Упражение на формирование правильного речевого дыхания.

1 месяц (в зависимости от логопедического заключения, поставленного ребенку)

Воспитатель

Основной

2.Автоматизирует звуки в словах говорит (слог) слово и «примакивает» кистью), в словосочетаниях (рисует цветок), в предложениях – (поляну с цветами).

1.Индивидуальные, подгрупповые занятия.

2.Коллаж работ (рисунков).

1 месяц

Воспитатель

3.Правильно произносит звуки в свободной речи.

Чтение стихотворений на утренниках и праздниках.

Конкурсы чтецов.

2 недели

Воспитатель

(03.09. – 7.09.2018 г.)

Заключительный (оценочно – рефлексивный)

1.Сбор и обработка практических материалов.

Методическая копилка.

1 неделя

Воспитатель

2.Выводы по теме проекта (выявить эффективность и результативность проекта).

Диагностика звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

1 день

Воспитатель

3.Презентация проекта педагогам ДОУ и группе.

Презентация.

1 день

Воспитатель

4.Показ открытого индивидуального логопедического занятия воспитателям ДОУ.

Занятие.

1 день

Воспитатель


Заключение

Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду. Ведь как важно будет «поступить» в первый класс с чистой и красивой речью.

Согласно поставленной гипотезе мы убедились в том, что приемы рисования являются эффективным средством воздействия при автоматизации звуков, чем «монотонное» повторение речевого материала.

Согласно поставленной гипотезе, нетрадиционное рисование стало замечательным помощником детей в автоматизации поставленных звуков и введение их в экспрессивную речь. Повторяя вместе с воспитателем речевой материал в такой форме, у дошкольников упражняются органы артикуляции, развивается воображение, обогащается речь, эмоции. У большинства детей автоматизация поставленных звуков проходила «ярче» и интереснее, чем монотонное повторение слогов и слов без такого материала.

Также, в заключении хочется отметить, что значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2009.

2.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Герасимова А. Популярная логопедия. – М.: Айрис Пресс, 2008.

4.Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.

5.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: АРД ЛТД, 1998.

6.Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2014.

7.Козырева О.А. Логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2017.

8.Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.

9.Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...

Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...

"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"

30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для  воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов  изобразительной...

«Использование нетрадиционных приемов изо деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2016-2021 учебный год...

Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный

Нетрадиционные техники рисования и их  роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...

Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Мастер – класс для педагогов«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...