ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста».
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей-логопедов внимания и скурпулезного работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь ребенку и логопеду детского сада автоматизировать звуки, применяя при этом необычные способы (техники нетрадиционного рисования), которые порой спасают от "скучного и занудного" проговаривания звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Автоматизация звуков | 39.76 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Москва ЮАО ГБОУ СОШ № 629 (ДО 1) Детский сад 2626
Воспитатель: Лактионова А.В.
ПРОЕКТ
«Использование нетрадиционных приемов рисования в автоматизации поставленных звуков у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Актуальность
Возросшее за последнее время количество детей с неправильным произношением звуков требует от учителей – логопедов внимания и скрупулезной работы. Функция воспитателя заключается в том, чтобы помочь логопеду детского сада и ребенку автоматизировать звуки, применяя при этом необычный способ. Проблема эффективной автоматизации поставленных звуков носит комплексный характер. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по коррекции звукопроизношения.
Лингвистический материал, который преподносится ребенку в нетрадиционной форме в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты, а сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Это позволяет решить сразу несколько задач:
1.Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции звукопроизношения.
2.Расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков.
3.Повысить познавательную активность и работоспособность.
4.Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Проблема
Использование нетрадиционных приемов рисования (рисование на песке, «примакивание» кистью на листе бумаги, «выдувание клякс», рисование «печатками», «тычками» и др.) при проговаривании поставленных звуков может способствовать более успешной автоматизации у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией, чем обычное повторение речевого материала за воспитателем.
Цель
Автоматизировать у детей поставленные звуки учителем – логопедом с использованием нетрадиционных приемов рисования (рисование на песке, «примакивание» кистью на листе бумаги, «выдувание клякс», рисование «печатками», «тычками») при контроле воспитателя в группе. Автоматизацию звуков проводит воспитатель занимаясь индивидуально с каждым ребенком.
Задачи:
1.Формировать произвольный, направленный выдох с использованием метода «кляксографии».
2.Автоматизировать звуки при помощи нетрадиционных приемов рисования.
3.Активизировать деятельность ребенка путем сосредоточения его внимания при выполнении упражнения.
5.Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Сформирован правильный артикуляционный уклад звуков.
- Сформирован произвольный, направленный выдох.
- Ребенок правильно произносит автоматизированные звуки в спонтанной речи.
Методы решения цели и задач:
- сбор и изучение литературы по данной проблеме,
- подготовка конспектов занятий,
- подбор лингвистического материала,
- изготовление образцов нетрадиционных приемов рисования.
Гипотеза:
использование нетрадиционных приемов рисования у дошкольников, требующих коррекции произношения, помогут более качественно и продуктивно пройти этап автоматизации звуков.
Содержание проекта
Тип проекта – среднесрочный, творческий.
Участники проекта: дети, воспитатель.
Возраст детей: 6 лет.
План – график реализации проекта
Этапы проекта | Задачи | Механизмы реализации | Сроки | Ответственные |
(09.05-29.06 2018 г.) Подготовительный | 1.Изучить проблему автоматизации звуков нетрадиционными способами. | Чтение литературы по проблеме, поиск данных на интернет ресурсах | 1 неделя | Воспитатель |
2.Познакомить родителей с данной проблемой. | Беседа, стендовая информация, папки – передвижки. | 1 неделя | Воспитатель | |
3.Разработать дидактический материал к логопедическим занятиям. | Изготовление «тычков», подбор трубочек разного диаметра, кистей разной жесткости, камушек Марблс разных цветов, подготовка стола для песка. | 1 неделя | Воспитатель | |
4.Провести консультации с родителями на тему: «Автоматизации звуков у детей с дефектами звукопроизношения с использованием нетрадиционных приемов рисования». | Беседа, стендовая информация. | 1 неделя | Воспитатель | |
Подготовительный | 5.В плане учебно - воспитательной работы по формированию правильного звукопроизношения использовать нетрадиционные приемы рисования. | План учебно – воспитательной работы в группе № 11 детского сада | В течение всего проекта | Воспитатель |
6.Составить картотеки с лингвистическим материалом по автоматизации звуков. | Картотека по автоматизации звуков. | 1 неделя | Воспитатель, учитель - логопед | |
7.Изготовить образцы нетрадиционных техник рисования. | Альбом с образцами для детей 6 лет. | 1 неделя | Воспитатель | |
8.Составление конспектов занятий по автоматизации звуков с использованием нетрадиционных приемов рисования. | Конспекты. | 1 неделя | Воспитатель | |
9.Разработка мастер – класса по нетрадиционному рисованию. | Мастер – класс для воспитателей. | 1 неделя. | Воспитатель | |
(01.07 – 31.07.2018 г.г.) Основной | 1.Сформирован правильный артикуляционный уклад дефектно произносимых звуков с использованием приема «кляксографии», выдувая целенаправленную воздушную струю. | Артикуляционная гимнастика. 1.Игра «Кто правильно сделает упражнение «Чашечка»?» 2.Кто дольше сделает упражнение «Окошко»? Логопед или ребенок? 3.Упражение на формирование правильного речевого дыхания. | 1 месяц (в зависимости от логопедического заключения, поставленного ребенку) | Воспитатель |
Основной | 2.Автоматизирует звуки в словах говорит (слог) слово и «примакивает» кистью), в словосочетаниях (рисует цветок), в предложениях – (поляну с цветами). | 1.Индивидуальные, подгрупповые занятия. 2.Коллаж работ (рисунков). | 1 месяц | Воспитатель |
3.Правильно произносит звуки в свободной речи. | Чтение стихотворений на утренниках и праздниках. Конкурсы чтецов. | 2 недели | Воспитатель | |
(03.09. – 7.09.2018 г.) Заключительный (оценочно – рефлексивный) | 1.Сбор и обработка практических материалов. | Методическая копилка. | 1 неделя | Воспитатель |
2.Выводы по теме проекта (выявить эффективность и результативность проекта). | Диагностика звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. | 1 день | Воспитатель | |
3.Презентация проекта педагогам ДОУ и группе. | Презентация. | 1 день | Воспитатель | |
4.Показ открытого индивидуального логопедического занятия воспитателям ДОУ. | Занятие. | 1 день | Воспитатель |
Заключение
Воспитание правильной и чистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родному языку в детском саду. Ведь как важно будет «поступить» в первый класс с чистой и красивой речью.
Согласно поставленной гипотезе мы убедились в том, что приемы рисования являются эффективным средством воздействия при автоматизации звуков, чем «монотонное» повторение речевого материала.
Согласно поставленной гипотезе, нетрадиционное рисование стало замечательным помощником детей в автоматизации поставленных звуков и введение их в экспрессивную речь. Повторяя вместе с воспитателем речевой материал в такой форме, у дошкольников упражняются органы артикуляции, развивается воображение, обогащается речь, эмоции. У большинства детей автоматизация поставленных звуков проходила «ярче» и интереснее, чем монотонное повторение слогов и слов без такого материала.
Также, в заключении хочется отметить, что значимость и серьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.
Список литературы:
1.Акименко В.М. Новые логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2009.
2.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
3.Герасимова А. Популярная логопедия. – М.: Айрис Пресс, 2008.
4.Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. - М.: Просвещение, 1987.
5.Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: АРД ЛТД, 1998.
6.Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2014.
7.Козырева О.А. Логопедические технологии. – Ростов – на – Дону, Феникс, 2017.
8.Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
9.Кондратенко И.Ю. Произносим звуки правильно. М.: Айрис Пресс, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Цель этого материала: раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать а...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Форма проведения: семинар-практикум.Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Пока...
Семинар-практикум для педагогов «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
Раскрывает значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Показать актуальность кружковой работы в дет...
"Использование нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста"
30 ноября 2013 года на базе МБДОУ – детский сад №1 «Колосок» Комсомольского района прошел семинар для воспитателей ДОУ и ГКПД по теме: "Использование нетрадиционных приемов изобразительной...
«Использование нетрадиционных приемов изо деятельности в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста».
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД на 2016-2021 учебный год...
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста «Искусство заключается в том, чтобы найти в необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном» Дени Дидро Дошкольный
Нетрадиционные техники рисования и их роль в развитии детей дошкольного возрастаПодготовила: Ледяева Т.А. воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" с Большая Глушица д\с "Красная Шапочка&qu...
Мастер – класс для педагогов «Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Мастер – класс для педагогов«Использование новых технологий нетрадиционных приемов для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...