Эмоциональное развитие детей с ТНР
статья по логопедии (старшая группа)
Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_denisova.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭССЭ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ВОСПИТАТЕЛЯ
"Эмоциональное развитие детей – одно
из важнейших направлений
профессиональной деятельности педагога.
Эмоции являются "центральным звеном"
психической жизни человека,
и прежде всего ребенка".
Л.С. Выготский
Дошкольный возраст-период, когда закладываются основы физического, психического развития и здоровья будущего человека. Одним из центральных положений Концепции дошкольного воспитания является обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном образовательном учреждении, которое является показателем эффективной работы детского сада и составляет основу психологического здоровья дошкольника.
Для меня, учителя-логопеда, это один из актуальных вопросов, так как в психическом облике детей с ТНР отмечаются отдельные черты общей эмоционально-волевой незрелости. Эмоциональная сфера моих воспитанников характеризуется высокой степенью психоэмоциональной напряженности и повышенным беспокойством, излишней возбудимостью и раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и повышенной лабильностью поведенческих реакций. Неустойчивый фон настроения ребенка приводит к повышенному у него уровню тревожности. У детей с ОНР наблюдаются агрессивные состояния и гипервозбудимость, замкнутость и медлительность, проявляющиеся в эмоциональном и двигательном беспокойстве. Проводя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, такие дети испытывают серьезные психические нагрузки. Поэтому после мониторинга речи воспитанников и выявления общего эмоционального фона группы передо мной сразу встаёт вопрос обеспечения эмоционального благополучия детей. Как же его достичь?
Программа «От рождения до школы» под. ред. Н.Е.Вераксы, гласит, что в дошкольном учреждении педагоги должны создать атмосферу принятия, в которой каждый ребенок чувствует, что его ценят и принимают таким, какой он есть; могут выслушать его и понять. Я целиком с нею согласна. Каждое утро, встречая детей, я доброжелательно, спокойно с ними беседую, расспрашиваю о прошедшем вечере или выходном дне. Даю понять ребятам, что мне интересно с ними общаться. В течение дня, когда дети подходят с какими- то вопросами, обязательно стараюсь выслушать.
Так же Программа рекомендует обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей. Действительно, очень важным, на мой взгляд, является вопрос организации предметно-пространственной среды группы для обеспечения эмоционального благополучия ребенка. Для этого в группе создан уголок уединения, где за ширмой сидя за столиком, ребята могут посмотреть семейные фото, позвонить маме или поиграть игрушками, принесёнными из дома. А для раскрепощения, снятия эмоционального напряжения у нас есть сцена, которую я берегу уже не один ремонт и переезд. Поскольку именно на ней, читая стихи, играя на музыкальных инструментах, наши детки раскрепощаются, забывают о своих страхах и неудачах. После ремонта в раздевалке, по примеру коллег 4 группы обязательно хочу сделать портретную галерею из семейных фотографий воспитанников и индивидуальные картинки с фамилиями на каждый шкафчик.
Программа призывает педагогов помогать детям обнаруживать конструктивные варианты поведения. Как научить ребенка преодолевать «тропинку трудностей»? Я использую различные психологические настройки, игры, психогимнастику Чистяковой, обязательно физминутки, пальчиковую гимнастику, гимнастику Су- Джок, музыкальную терапию, сказкотерапию.… Всё это помогает раскрепостить детей, настроить их на рабочий лад, вызвать эмоциональный отклик.
Ещё, несомненно, важной в этом направлении, я считаю работу с семьёй. Привлечение родителей к жизни группы, беседы, консультации, тренинги, совместные проекты и акции - всё это помогает укрепить психологическое здоровье воспитанников.
Итак, своей задачей я считаю: Создание в группе атмосферы доброжелательности и духовной комфортности и теплоты.
Я родилась Еленой – «светлой»,
А значит, свет нести должна.
Я солнечным теплом согрета,
Душа от солнца мне дана.
Росла не в замках, не в хоромах,
В простой, обычной я семье.
Работа трудная знакома
И хорошо понятна мне.
Дарить себя всю без остатка,
Забыв про сон и про покой,
И хоть порой совсем не сладко –
Я не хочу судьбы иной.
Я уверена, что коррекционная работа с детьми с ОНР должна быть ориентирована на психологическую защищенность ребенка и его эмоциональный комфорт. Надеюсь, что мои воспитанники будут добрыми, здоровыми духовно и физически, а главное СЧАСТЛИВЫМИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. Эмоционально-личностные и поведенческие нарушения.
Человек - существо эмоциональное, и все, с чем он сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него ту или иную реакцию, то и или иное отношение, те или иные чувства. Парадокс состоит в том, что одна...
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как важный элемент социально-эмоционального развития детей в процессе художественно-эстетического развития
Данный материал содержит минимальный набор требований к развивающей предметно-пространственной среде ДОО в условиях приоритетной деятельности по художественно-эстетическому развитию...
Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.
Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер....
Непосредственно-образовательная деятельность по эмоциональному развитию детей младшей группы "Веселые гномики".Занятие по эмоциональному развитию
Занятие по эмоциональному развитию, закрепление приемлемых для ребенка стереотипов поведения и способов разрешения конфликтов....
Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех
Развитие эмоций у детей Эмоциональное развитие детей от года до трех...
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой гребешок"
Занятие по познавательному развитию и развитию речи в первой младшей группе "Использование малых фольклорных жанров для социально-эмоционального развития детей". Тема: "Петушок золотой ...