Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.
статья на тему
Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_lichnostnogo_i_ehmocionalnogo_razvitij.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности личностного и эмоционального развития детей с нарушением в развитии.
Личностно-эмоциональное развитие включается в себя развитие личностных качеств, самосознания, эмоционально-мотивационной и нравственной сфер.
Дошкольное детство - сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем в форме демонстрируемых качеств личности.
С трехлетнего возраста, отчетливо проявляется стремление к самостоятельности.
К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, личностные качества, причем не только в игровой, но так других видах деятельности: учении, труде и общении.
В плане развития эмоционально-мотивационной регуляции поведения формируются мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты с окружающими людьми.
В начале дошкольного возраста это мотивы естественной любознательности, одобрением со стороны взрослых людей;
К концу дошкольного возраста это деловые и личные мотивы, мотивы учения, приобретения знаний, умений и навыков.
Также формируется мотив межличностного поведения в старшем дошкольном возрасте, это желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми.
В сюжетно-ролевых играх формируются мотивы стремление к самоутверждению, а также сопереживание, стремление помочь другому человеку.
Развитие нравственных норм дошкольника преимущественно:
в 3-4 года - связано с укреплением эмоциональной саморегуляции;
в 4-5 лет - касается нравственной самореализации;
около шести лет - включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
Рассматривая личностно-эмоциональное развитие детей с нарушением в развитии можно отметить следующие.
Сниженный уровень знаний, умений и навыков детей с нарушением в развитии в различных областях влияет и на снижение личностно-эмоционального развития.
Качественные особенности самосознания как компонента личности у детей нарушением в развитии с характеризуются недифференцированностью представлений о своём “Я”, слабостью рефлексии, доминированием в представлении о себе только внешних признаков, размытостью в оценке своих качеств личности, характера, поведения, отсутствием позитивного отношения к себе, ограниченностью способов познания себя, слабостью осознания связи с миром природы, предметами.
Структурные элементы самосознания у дошкольников с нарушением в развитии дифференцируются позже, чем у сверстников с нормальным интеллектуальным развитием. К таким компонентам относятся:
- когнитивный (половозрастная идентификация и возможность самоописания) и аффективный (эмоциональное отношение к себе, выделение уникального в собственной личности) компоненты образа “Я”;
- потребность в социальном признании взрослого;
- социальное пространство личности.
Представление о себе, о своём прошлом и будущем, а так же отношение к себе у детей с нарушением в развитии преимущественно аморфно, слабо дифференцированно и неустойчиво.
У дошкольников с нарушением в развитии наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, легкость смены настроений и контрастных проявлений эмоций. Дети легко и часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Ребенок то проявляет доброжелательность по отношению к другим, то вдруг становится злым и агрессивным. При этом агрессия направляется не на действие личности, а на саму личность. Нередко у дошкольников с нарушением в развитии отмечается состояние беспокойства, тревожность.
Дошкольники с нарушением в развитии предпочитают играть в одиночку. У них не отмечается выраженных привязанностей к кому-либо, эмоциональных предпочтений кого-то из сверстников, межличностные отношения неустойчивы. Взаимодействие носит ситуативный характер. Дети предпочитают общение со взрослыми или с детьми старше себя, но и в этих случаях не проявляют значительной активности.
Своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с нарушением в развитии. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи.
Собственные простые эмоциональные состояния опознаются хуже, чем эмоции изображенных на картинах персонажей. Эти проявления трудностей в понимании эмоций связаны с несформированностью соответствующих образов-представлений. достаточно успешно выделяют на картинах причины эмоциональных состояний персонажей.
Для развития личностно-эмоциональной сферы детей с ЗПР необходима работа в следующих направлениях:
- стимуляция интереса к себе,
- расширение представлений о социальном окружении;
- развитие социальных эмоций;
- формирование способности управлять эмоциями;
- развитие высших чувств – сочувствие, сострадание, умение понимать чувства других людей, сопереживать им;
- формируется умения различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (мимика, пантомимика, жесты, позы и т.д.);
- обучение наблюдению за внешними эмоциональными проявлениями угадывать смысл поведенческих реакций и реагировать в соответствии с этим смыслом;
- осознание своей позиции в ситуациях межличностного взаимодействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения
Эта статья раскрывает роль семейного воспитания на личностное развитие детей с нарушением зрения....
Особенности связной устной речи у детей с нарушениями интеллектуального развития
Материалы II Международной научно-практической конференции (19-21 июня 2012 года)Статья учителя-логопеда...
Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее в...
игровые упражнения для музыкального развития детей.Практический материал для развития детей в МДОУ.
Картотека музыкаьно-дидактических игр для работы с дошкольниками....
Эмоционально-личностная сфера развития детей с нарушением речи
У детей с недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следователь...