пальчиковая гимнастика
картотека по логопедии

Полушкина Инна Николаевна

КАРТОТЕКА

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchik.gimnast.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим                  Резкие движения прямыми кистями рук

                                                           вверх и вниз.

Мы морковку трем,              Пальцы рук сжаты в кулак, движения

                                                          кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,               Движения пальцев, имитирующих

                                                          посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.                 Интенсивное сжимание пальцев рук

                                                         в  кулаки.

«Утята»

Первый, второй – шли утята.        Поочередно сгибать пальцы

Третий, четвертый  - за водой.      рук, начиная с большого, а со

А за ними плелся пятый,                 слов «пи-пи-пи» ритмично

   позади бежал шестой.                  сгибать и разгибать пальцы

А седьмой от них отстал,               обеих рук.

   а восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

   а десятый испугался,

Громко-громко запищал:

   «Пи-пи-пи!» -

«Не пищи, мы тут рядом,

   поищи!»

«Сосна и зайчик»

Под высокою сосной             Одна рука – «сосна» (пальцы растопыре-

                                                 ны, подняты вверх); на второй руке ука-

Сидит заинька косой.          зательный и средний пальцы образуют

                                                         «ушки» зайца, остальные пальцы сжаты.

«Маша и варежка»

Маша варежку надела:                   Сжать пальцы в кулачок.

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,                  Все пальцы разжать, кроме

в свой домишко не попал».             одного.

Маша варежку сняла:                     Разогнуть оставшийся согнутый

«Поглядите-ка, нашла!                   палец.

Ищешь, ищешь и найдешь,            Сжать пальцы в кулачок.

здравствуй, пальчик,

        как живешь?»

«Коготочки»

У кошкиной дочки                       Поджать подушечки пальцев пра-

    на лапках коготочки.               вой руки к верхней части ладошки.

Ты их прятать не спеши,            Большой палец прижать к указа-

   пусть посмотрят малыши.      тельному. Произносить громко:

                                                                   «Мяу».

«Зайчик»

Зайка серый скачет ловко.         Локтем опереться на стол,

В лапках у него морковка.        Указательный и средний пальцы

                                                                  развести в стороны, остальные

                                                                 сжать в кулачок.

«Зайка и ушки»

Ушки длинные у зайки,            Пальчики в кулачок. Выставить

  из кустов они торчат.              вверх указательный и средний

Он и прыгает, и скачет,           пальцы. Ими шевелить в стороны

  веселит своих зайчат.              и вперед.

«Семья»

Этот пальчик – дедушка,         Руку сжать в кулачок, поочередно

этот пальчик – бабушка,          разгибать пальцы, начиная с

этот пальчик – папочка,          большого.

этот пальчик – мамочка.

Ну а это я.

Вот и вся моя семья!                Сжать руку в кулак несколько раз.

«Птички»

Птички прилетели               Пальцами обеих рук производить

крыльями махали.               движения вверх-вниз.

Сели. Посидели

и дальше полетели.

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит,               «Дом» изобразить двумя руками,

                                                               крышу дома – пальцы левой и правой

                                                               рук соприкасаются друг с другом.

Ну а путь к нему закрыт.         Правая и левая руки повернуты ладо-

                                                                нями к себе, средние пальцы соприка-

                                                                саются друг с другом, большие паль-

                                                               цы – вверх («ворота)

Мы ворота открываем,          Ладони разворачиваются параллельно

                                                             друг к другу.

В этот домик приглашаем.    «Дом».

«Стульчик»

«Стульчик» ты из рук сложи    Левую руку поднять вертикально

и ребятам покажи                        вверх. Прямые пальцы плотно

                                                                  прижать друг к другу. Правую руку

                                                                  в положении кулачка прижать к  

                                                                 левой ладошке большим пальцем к

                                                                себе.

«Жук»

Я веселый майский жук.              Сжать кулачок, указательный

Знаю все сады вокруг.                  и мизинец развести в стороны -

Над лужайками кружу,                «усы», пошевелить ими.

а зовут меня Жужу.

«Комар»

Не кусай комарик злой!     Сжать кулачок, указательный палец

                                                 Вперед («хоботок»). Мизинец и большой Я уже бегу домой.                    пальцы, расслабив опустить

                                                          вниз – «лапки».

«Пчела»

Пчела села на цветок,                Вытянуть указательный палец

                                                                 правой руки и вращать им.

Пьет она душистый сок.            Затем тоже самое – пальцем

                                                                 левой руки

«Птенчики в гнезде»

Улетела птица-мать               Все пальцы правой руки обхватить

малышам жуков искать.       левой ладонью. Получается «гнездо».

                                                       

Ждут малютки-птенцы         Шевеление пальцами правой руки

мамины гостинцы.                 создает впечатление живых птенцов

                                                             в гнезде.

«Скворечник»

Скворец в скворечнике живет    Ладошки вертикально поставить

                                                                     друг к другу, мизинцы прижать

И песню звонкую поет.                 (как лодочка), а большие пальцы

                                                                     загнуты во внутрь.

«Белка и орешки»

Сидит белка на тележке,         Поочередно сгибать пальцы правой
Продает она орешки:               (
левой) руки, начиная с большого.

Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

«Этот пальчик хочет спать…»

Этот пальчик хочет спать,                   Поочередно сгибать пальцы
Этот пальчик — прыг в кровать,      
правой (левой) руки,
Этот пальчик прикорнул,                    
начиная с большого.
Этот пальчик вдруг зевнул,
Ну а этот уж заснул.

«Братцы»

Ну-ка, братцы, за работу,         Сжать пальцы правой (левой) руки
Покажи свою охоту:                  
в кулак. Поочередно их выпрямлять,

Большаку — дрова рубить,      начиная с большого пальца.
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе детей кормить.

«Дружба»

Дружат в нашей группе            Пальцы рук соединяются

девочки и мальчики                  в «замок».

Мы с тобой подружим               Ритмичное касание

маленькие пальчики.                 одноименных пальцев рук. 


Раз, два, три, четыре, пять      
Поочередное касание одноименных

Начинай считать опять.           пальцев, начиная с мизинцев,

Раз, два, три, четыре, пять     поочередное касание одноименных

                                                              пальцев, начиная с больших,

Мы закончили считать         руки опустить вниз,

                                                              встряхнуть  кистями.

«Мышка-чистюля».

Мышка мылом мыла лапку       Одной рукой «мыть» другую, указатель-

Каждый пальчик по порядку     ным пальцем дотронуться до каждого

                                                            пальца другой руки.        

Вот намылила Большой              Всеми пальцами сначала правой (левой),  Сполоснув его водой.                       руки «намыливать» большой палец, 
Не забыла и Указку,                      аналогичные движения с
Смыв с него и грязь и краску      
указательными пальцами.

Средний мылила усердно,               аналогичные движения
Самый грязный был, наверно
       со средними пальцами.
Безымянный терла пастой.        
аналогичные движения
Кожа сразу стала красной          
с безымянными пальцами.
А Мизинчик быстро мыла:          
 быстрыми движениями

Очень он боялся мыла                  «намыливать»  мизинцы.

«Углы»

Показать углы  мы можем.
Руки так и этак сложим.
Вот — прямой на перекрестке        
Концы пальцев обеих рук соеди-

                                                                         нить под прямым углом,

Кончик стрелки — угол острый    Кончики пальцев и локти соеди-

                                                                         нены, запястья разведены,

Кран с приподнятой стрелой —     к кончикам пальцев одной
Получается тупой                                  руки приставляется локоть

                                                                        другой.

«Бутончик»

К ночи бутончик                              Пальцы правой и левой рук

собрал лепестки                               собраны в «горстку»

Солнце свои посылает лучи.

Утром под солнцем                         Одновременно медленно развести

Цветы раскрываются.                   пальцы обеих рук

Солнышко село,

и сумрак сгустился,

И до утра мой цветочек                Одновременно соединяются пальцы

 закрылся                                       правой и левой рук

«Птенчики в гнезде»

Птичка крылышками машет   Все пальцы правой руки обхватить

И летит к себе в гнездо.             левой ладонью. Получается «гнездо».

                                                       

Птенчикам своим расскажет  Шевеление пальцами правой руки

Где она взяла зерно.                 создает впечатление живых птенцов

                                                              в гнезде.

«Мышка»

Мышка маленькая в норке       Поскрести ногтями по коленям.

Тихо грызла хлеба корке.

«Хрум, хрум!» -                               Сжимать пальцы в кулачки и

Что за шум?                                 разжимать их.

Это мышка в норке                    Потереть ладони друг о друга.

Хлебные ест корки.

«Осенний букет»

1, 2, 3, 4, 5 –                                       Сжимать и разжимать кулачки.

Будем листья собирать.

Листья березы,                          Загибать поочередно пальцы:

листья рябины,                         большой, указательный,

Листики тополя,                       средний, безымянный, мизинец.

листья осины

Листики дуба

Мы соберем                                   Сжимать и разжимать кулачки.

Маме осенний                          Вытянуть вперед ладошки.

букет отнесем.

«Рукавицы»

Вяжет бабушка Лисица              Поочередно потереть большим

Всем лисятам рукавицы:            пальцем подушечки остальных.

Для лисенка Саши,                    Поочередный массаж пальцев левой

Для лисички Маши,                   руки, начиная с большого.

Для лисенка Коли,

Для лисички Оли,

А маленькие рукавички          Потереть ладони друг о друга.

Для Наташеньки-лисички.

В рукавичках – да-да-да! –

Не замерзнем никогда!

«Игра с песком»

Все, что только захотим,             Хлопки в ладоши.

Из песка мы смастерим.

Коля лепит колобок,                    Ладошки сложить «ковшиком» и

                                                                   как  бы лепить колобок.

А Иринка – теремок,                   Соединить прямые ладони над

                                                                   головой («крыша»)

Люба лепит разных рыб,            Прижать ладони друг к другу и

                                                                  двигать ими вправо-влево.

Ну а Вера – белый гриб.             Одну руку сжать в кулак и сверху

                                                                  прикрыть ее ладонью другой руки

                                                                  («шляпка грибка»)

«Вышел котик погулять»

1, 2, 3, 4, 5 –                                    Одновременно кончиками больших

Вышел котик погулять,             пальцев правой и левой руки пооче-

Вышел котик погулять,             редно касаться кончиков указатель-

Наши пальчики считать.            ных, средних, безымянных пальцев и

                                                                 мизинцев.

1, 2, 3, 4, 5, -                                   Указательным пальцем правой руки

Вышла киска погулять,             поочередно загибать пальцы на

А за киской – петушок               левой руке, начиная с мизинца.

Поправляет гребешок.

«Танец мух»

На паркете восемь мух        Поднять руки вверх и быстро-быстро

Польку танцевали                перебирать пальчиками.

Увидали комара,                  Резко уронить руки вниз.

В обморок упали.

«Мячик»

Раз-два-три –                           Три хлопка.

Беру я мяч.                              Соединяют большие и указательные

                                                            пальцы рук, показывая мячик.

Раз-два-три –                          Три хлопка.

Он мчится вскачь.                Руки согнуть в локтях, ладонями вниз.

                                                           Поочередно поднимать и опускать руки.

Раз-два-три –                          Три хлопка.

Бегу за ним,                            Руки согнуть в локтях, пальцы сжать в

Красно-желто-голубым.       Кулаки. Поочередно поднимать и

                                                           опускать руки.

«Грачи»

Мы лепили куличи,                          «Лепить пирожки».

Прилетели к нам грачи.                  Помахать крыльями-ладошками.

Первый грач испек пирог,             Поочередно массировать каж-

А второй ему помог,                        дый палец, начиная с большого.

Третий грач накрыл на стол,

А четвертый вымыл пол,

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.                  Постучать пальцами по коленям.

«Угощенье гномов»

Стали гномы гостей приглашать,       Сжимать и разжимать

Стали гномы гостей угощать.              пальцы.

Каждому гостю                                       Прижать подушечками друг

досталось варенье –                               к другу большие пальцы,

Пальчики склеило то угощенье.          затем указательные, средние,                                                              

                                                                               безымянные и мизинцы.

Плотно прижались                                С напряжением прижать

 ладошка к ладошке,                             ладони друг к другу.

Гости не могут взять даже ложки.

«Звери»

Я – зверек,                             Поочередно массировать пальцы на

И ты – зверек,                       левой руке, начиная с большого.

Я – мышонок,                       При повторении – пальцы на правой руке.

Ты – хорек,

Ты хитер,

А я умен.

Кто умен,

Тот вышел вон!

«Пирожки и плюшки»

Мама пироги печет.                    «Печь пирожки» - сверху то одна

Заинька не отстает,                     ладошка, то другая.

Пальчики стараются,                 Пальцы сомкнуты, сверху то правая

Плюшки получаются.                рука, то левая.

На дощечке нет уж места,         Развести руками в стороны.

Мама снова месит тесто.           «Месить тесто», сжимая пальцы в

- Отдохни, - сказала мама.         кулак то на одной руке, то на другой.

Заинька твердит упрямо:         Отрицательно качать головой.

- У слоненка день рожденье,    Прижать ладони друг к другу.

Очень любит он печенье.

«Матрешки»

Мы – красавицы Матрешки –     Прижимают ладони друг к другу        

Разноцветные одежки.                   и делают ими вращательные

                                                                      движения

Раз – Матрена, два – Малаша,     Поочередно массируют пальцы,

Мила – три, четыре – Маша,       начиная с большого, сначала на

Маргарита – это пять.                 одной руке, при  повторении – на др.

Нас не трудно сосчитать:            Сжимать и разжимать пальцы.

Раз, два, три, четыре, пять.        Поочередно загибать пальцы на

                                                                    Руке

«Ежик»

Ежик топал по дорожке              Загибать по очереди пальцы сначала

И грибочки нес в лукошке.        На левой, потом на правой руке.

Чтоб грибочки сосчитать,           В конце упражнения руки у них

Нужно пальцы загибать.            должны быть сжаты в кулачки.

«Дружно пальчики сгибаем…»

Дружно пальчики сгибаем,       Вытянуть руки вперед, сжимать

Крепко кулачки сжимаем.        пальцы в кулачки как можно сильнее,

Раз, два, три, четыре, пять –    а затем расслабить их и разжать.

Начинаем разгибать.

«Две лягушки»

Две веселые лягушки                   Сжать руки в кулачки и положить

Ни минуты не сидят.                     на стол пальцами вниз. Резко расп-

Ловко прыгают подружки,          рямить пальцы и положить ладони

Только брызги вверх летят.        на стол. Затем тут же резко

                                                                    сжать кулачки и опять положить

                                                                    их на стол.

«Наши пальцы сжались тесно…»

Наши пальцы сжались тесно.       Сжать левую руку в кулачок,

Что такое? Интересно!                    а правой обхватить его и сильно

Видно, им прохладно стало.           Сжать. Затем поменять руки

Их укроем одеялом.                         и опустить их вниз, потряхивая.

«Большой палец»

Палец очень удивлялся,               Сжать правую (левую)  руку в

                                                                     кулачок, вытянуть большой палец

Как он главным оказался?          вверх, сгибать его и разгибать.

Мы-то знаем хорошо –

Потому что он большой!

«Два большие пальца спорят…»

Два большие пальца спорят:      Сжать руки в кулачки, сблизить их

Кто главней из них двоих?          И поместить перед грудью. Затем

                                                                     вытянуть вверх большие пальцы и

Не дадим случиться ссоре            их сгибать и разгибать.

И помирим тут же их.                      Сцепить большие пальцы друг

                                                                     с другом.

«Указательный палец»

Покажите пальцем зайца,        Сжать правую руку в кулачок,

Книжку, яблоко, орех.               Вытянуть вверх указательный палец,

Указательному пальцу              его сгибать и разгибать.

Все известно лучше всех.          Затем с левой рукой.

«Средний палец»

Средний палец выгнул спину –         Сжать правую (левую) руку в

Как он гнется хорошо!                        кулачок, вытянуть средний

Средний палец самый длинный,      палец, сгибать его и разгибать

Только все же не большой.

«Безымянный и мизинец»

Безымянный и мизинец               По очереди согнуть безымянный

Очень сильно подружились.       палец и мизинец. Если не получает-

Безымянный спину гнет,             ся совсем, можно сгибать их

А мизинец лишь кивнет.             одновременно.

Если же согнуть мизинец,

Безымянный спину выгнет.

«Зарядка»

Пальчик наш привык к порядку,     Положить правую (левую)

Утром делает зарядку:                        руку на стол ладонью вверх,

Раз наклон и два наклон –                 сгибать и разгибать мизинец.       

Вот как ловко скачет он.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта педагогической работы "Применение пальчиковой гимнастики в работе с детьми с речевыми нарушениями. Описание комплекса пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах.

1.Сообщение из опыта педагогической работы "Пальчиковая гимнастика с детьми с речевыми нарушениями".2.Описан комплекс пальчиковой, двигательной и зрительной гимнастики в стихах (по лексическим темам)...

Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика в детском саду Почему проводится пальчиковая гимнастика в детском саду.

Для малышей пальчиковая гимнастика в детском саду проводиться для того чтобы развить мелкую моторику, стимулировать разговорную зону...

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

Рекомендации родителям. Пальчиковая гимнастика для развития речи. Консультация для родителей «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»....

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольников.

Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития мелкой моторики. Значение пальчиковой гимнастики в развитии дошкольниковПальчиковая гимнастика — эффективный способ развития ...

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»

Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...