Картотека дидактические игр по развитию речи у де ей с ЗПР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего и подготовительного дошкольного возраста.
1.«Найди ошибку».
Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.
2. «Доскажи слово».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.
Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.
Ра-ра-ра – начинается иг…
Ры-ры-ры – у мальчика ша…
Ро-ро-ро - у нас новое вед…
Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…
Ре-ре-ре – стоит дом на го…
Ри-ри-ри – на ветках снеги…
Ар-ар-ар – кипит наш самов…
Ры-ры-ры – детей много у го…
3. «Так бывает или нет?».
Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.
«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»
4. «Какое время года?».
Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.
5. «Где что можно делать?».
Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.
Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?
6. «Какая, какой, какое?».
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…
Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…
Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…
7. «Закончи предложение».
Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.
Сахар сладкий, а перец -… (горький).
Летом литья зелёные, а осенью - …(жёлтые).
Дорога широкая, а тропинка …(узкая).
8. «Узнай, чей лист».
Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).
Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.
9. «Отгадайте, что за растение».
Цель: описать предмет и узнать его по описанию.
Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.
10. «Что сажают в огороде?».
Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.
Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры.
11. «Кто (что) летает?».
Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах.
Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.
12. «Что это за насекомое?».
Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это.
Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
13. «Прятки».
Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на...
Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет ( найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).
14. «Дети и волк».
Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.
Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:
Дети по лесу гуляли,
Землянику собирали.
Много ягодок везде -
И на кочках, и в траве.
Но вот сучья затрещали…
И глазища засверкали…
Дети, дети, не зевайте,
Волк за елью – убегайте!
Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала.
15. «Бывает –не бывает» (с мячом).
Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.
Иней летом…( не бывает).
Снег зимой…(бывает).
Мороз летом…( не бывает).
Капель летом … ( не бывает).
16. «Третий лишний».
Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.
Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.
17. «Игра в загадки».
Цель: расширять запас существительных в активном словаре.
Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.
18. «Подскажи словечко».
Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.
Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты.
Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?( Цветные, непрозрачные).
Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет).
19. «Что это за птица?».
Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.
Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.
20. «Знаешь ли ты…».
Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.
Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...
Картотека дидактических игр по развитию речи "Развитие правильного звукопроизношения"
ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развит...
Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)
Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...
Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)
совершенствовать умение различать на слух звуки...
«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...
Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)
Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ) «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...