Картотека дидактические игр по развитию речи у де ей с ЗПР
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего и подготовительного развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего и подготовительного дошкольного возраста.

1.«Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

2. «Доскажи слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра – начинается иг…

Ры-ры-ры – у мальчика ша…

Ро-ро-ро  -  у нас новое вед…

Ру-ру-ру – продолжаем мы игр…

Ре-ре-ре – стоит дом на го…

Ри-ри-ри – на ветках снеги…

Ар-ар-ар – кипит наш самов…

Ры-ры-ры – детей много у го…

3. «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку  и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…»

4. «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры:  дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

5. «Где что можно делать?».

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации.

Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

6. «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди  называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая…

Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое…

Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая…

Дом – деревянный, каменный, новый, панельный…

7. «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец -… (горький).

Летом литья зелёные, а осенью - …(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка …(узкая).

8. «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями.

9. «Отгадайте, что за растение».

Цель: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

10. «Что сажают в огороде?».

Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам ( по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры.

11. «Кто (что) летает?».

Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

12. «Что это за насекомое?».

Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это.

Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

13. «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на...

Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет ( найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

14. «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли,

Землянику собирали.

Много ягодок везде -

И на кочках, и в траве.

Но вот сучья затрещали…

И глазища засверкали…

Дети, дети, не зевайте,

 Волк за елью – убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала.

15. «Бывает –не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом…( не бывает).

Снег зимой…(бывает).

Мороз летом…( не бывает).

Капель летом … ( не бывает).

16. «Третий лишний».

Цель: закреплять знания детей о многообразии растений.

Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши.

17. «Игра в загадки».

Цель: расширять запас существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек.

18. «Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты.

Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки?( Цветные, непрозрачные).

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет).

19. «Что это за птица?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

20. «Знаешь ли ты…».

Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей.

Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...