Нужна ли артикуляционная гимнастика?
консультация по логопедии
Чтобы речь была чистой, чёткой и красивой, язык должен уметь принимать нужные положения, которые будут быстро сменять друг друга. Каждому звуку речи соответствует свой уклад языка. Только в случае правильного уклада мы произносим чёткие звуки.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие силы и подвижности органов речевого аппарата (языка, губ, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти). Она помогает сформировать их согласованные и чёткие движения. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, если органы артикуляции будут хорошо подготовленными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Нужно ли делать артикуляционную гимнастику?
Чтобы речь была чистой, чёткой и красивой, язык должен уметь принимать нужные положения, которые будут быстро сменять друг друга. Каждому звуку речи соответствует свой уклад языка. Только в случае правильного уклада мы произносим чёткие звуки.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие силы и подвижности органов речевого аппарата (языка, губ, щёк, мягкого нёба, нижней челюсти). Она помогает сформировать их согласованные и чёткие движения. Дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, если органы артикуляции будут хорошо подготовленными.
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:
- Упражнения выполнять ежедневно перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки. Ребёнок должен хорошо видеть своё лицо, чтобы контролировать чёткость выполнения. Взрослый показывает, ребёнок повторяет.
- Сначала упражнения выполняются в медленном темпе, затем – быстрее. Но не спешить. Добиваться чёткого выполнения каждого упражнения. Прежде всего качество, а не количество.
- Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Статические упражнения удерживаются под счёт взрослого от 1 до 7-10.
- Гимнастику следует выполнят в игровой форме и хорошем настроении, иначе она может наскучить уже через несколько дней.
- Начинать лучше с простых упражнений, постепенно переходя к более сложным.
- Время гимнастики не должно превышать 10 минут.
- Когда ребёнок будет правильно выполнять упражнения, зеркало можно убрать. Иногда (если ребёнок согласен) полезно делать упражнения с закрытыми глазами, привлекая внимание ребёнка к возникающим ощущениям в органах артикуляции. Иногда (особенно, если ребёнку уже очень надоела артикуляционная гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения вместе, подражая друг другу.
- Не удивляться и не сердиться, если некоторые упражнения не будут получаться с первого и даже со второго раза.
- Если у ребёнка не получается какое-то движение, помогать ему – ватной палочкой, шпателем, чайной ложкой или просто чистым пальцем.
- Для того, чтобы ребёнок нашёл правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать её вареньем, шоколадом или чем-то ещё, что любит Ваш ребёнок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Комплекс упражнений для свистящих звуков:
Заборчик
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Месим тесто
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губками, произнести: ПЯ-ПЯ-ПЯ…
Затем покусать язычок.
Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.
Почистим зубки
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе
Киска сердится
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поставить за нижние резцы, а спинку выгнуть. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Комплекс упражнений для шипящих звуков:
Трубочка
Вытянуть губы вперёд трубочкой. Сделать трубочку широкой. Зубы сомкнуты. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Месим тесто
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу, и, пошлёпывая его губками, произнести: ПЯ-ПЯ-ПЯ…
Затем покусать язычок.
Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.
Почистим зубки
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе
Вкусное варенье
Улыбнуться, приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Рот не закрывать, следить, чтобы язык был широким. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.
Чашечка
Рот открыть, сделать язык в форме чашечки, приподняв его боковые края. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Комплекс упражнений для звуков Р, Рь:
Заборчик
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Почистим зубки
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе
Вкусное варенье
Улыбнуться, приоткрыть рот, облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. Рот не закрывать, следить, чтобы язык был широким. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.
Чашечка
Рот открыть, сделать язык в форме чашечки, приподняв его боковые края. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Маляр
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. При движении вперёд язык должен доходить до верхних резцов, за зубы язык не высовывать. Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.
Индюк
Улыбнуться, приоткрыть рот, языком водить вперёд-назад, то высовывая его изо рта, то пряча обратно в рот. Нижняя челюсть неподвижна. Затем добавить голос, чтобы получилось: БЛ-БЛ-БЛ…
Барабанщики
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и постучать им о твёрдое нёбо, произнося: Д-Д-Д… Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна
Комплекс упражнений на звук Л:
Заборчик
Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Рот не открывать. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Повторить 5-7 раз.
Лопаточка
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10.
Почистим зубки
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка почистить сначала нижние, затем верхние зубки с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Нижняя челюсть неподвижна. Упражнение выполнять в медленном темпе
Маляр
Улыбнуться, широко открыть рот, кончиком языка погладить твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд-назад. При движении вперёд язык должен доходить до верхних резцов, за зубы язык не высовывать. Рот не закрывать. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5-7 раз.
Качели
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка сначала поднять за верхние зубы, затем опустить за нижние. Каждое положение удерживать по 2-3 секунды, повторить 5-7 раз. Рот не закрывать.
Литература:
- Коноваленко, В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013.
- Нищева, Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2009.
- Пожиленко, Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста / Е.А. Пожиленко. - М.: Каро, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
круглый стол для педагогов "Нужна ли артикуляционная гимнастика"
В консультации описывается значение артикуляционной гимнастики для дошкольников, рекомендации....
Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?
Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено...
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?
Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения....
Мастер класс для родителей детей старших групп "Нужна ли артикуляционная гимнастика"
Масиер класс для родителей детей старшего возраста о значении артикуляционной гимнастики...
Для чего нужна дошкольникам артикуляционная гимнастика
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе. В настоящее время все большее и большее количество детей имеют речевые недостатки, непра...
09.09.22 Консультация "Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика."
Консультация"Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика?"....