Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?
консультация по логопедии (младшая группа)

Кабышева Елена Алексеевна

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_myshts_myagkogo_neba_i_glotki.docx601.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей.

Зачем нужно делать артикуляционную гимнастику?

Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать и язык. Ведь язык-главная мышца органов речи, и для него, как и для всякой мышцы, гимнастика необходима. Язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-4лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами). У  взрослых артикуляция-автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь.  Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные, позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают

Артикуляционная гимнастика очень полезна и детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Занятия артикуляционной  гимнастикой позволят всем – и детям, и взрослым — научиться говорить правильно, чётко и красиво!

                                                                     

Упражнения для мышц мягкого неба и глотки.

  • Позевывание.
  • Глотание капелек воды, слюны. Можно набирать сладкую воду в пипетку и капать ребенку на мягкое небо, стимулируя глотание.
  • Полоскание горла.
  • Резкое отрывистое произнесение звуков: а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
  • Покашливание.

В наиболее трудных случаях полезно использовать механические раздражители для активизации мягкого неба – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки.

Упражнения для нижней челюсти.

  • Открывание и раскрывание рта. Причем как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.
  • Жевательные движения.
  • Движения нижней челюсти влево-вправо.

Упражнения для щек.

  • Надувание щек: обеих одновременно и попеременно.
  • Перегонка воды из одной щеки в другую.
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами.

Упражнения для губ.

  • Улыбнуться, не обнажая зубы.
  • «Заборчик», улыбнуться  чтобы были видны верхние и нижние зубы.
  • «Волчонок», выполнить упражнение «заборчик» и приоткрыть рот на расстояние 2-3 см. При этом видны верхние и нижние зубы.
  • «Трубочка». Вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.
  • «Окошко». Выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.
  • «Прячем губки». Втянуть губы к зубам.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • Чмоканье.
  • Удержание губами карандашей, стеклянных трубочек, пуговиц, фасоли.
  • Выплевывание губами семечек, риса, гороха.

Упражнения для укрепления кончика языка, расслабления корня языка, растягивания подъязычной складки («уздечки»).

  • «Лопатка». Широкий язык спокойно лежит на нижней губе.
  • «Часики». Отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
  • Покусывание языка зубами по всей его поверхности, постепенно высовывая язык и снова его втягивая.
  • «Качели». Рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.
  • Вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.
  • Сплевывание с кончика языка риса, гороха, семечек.
  • Слизывание капель сладкой воды кончиком  языка с вогнутой поверхности ложек.
  • «Расческа». Почесывание языка о верхние зубы.
  • Пересчитывание зубов, упираясь кончиком языка в каждый.
  • Переворачивание во рту кубиков из хлебных корок, грецких орехов.
  • «Вкусное варенье». Слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.
  • Вылизывание тарелок всей поверхностью языка.
  • «Иголочка». Суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.  
  • «Лошадка». Улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.
  • «Индюшата». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.
  • «Горка». Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.
  • «Маляр». Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.
  • «Дятел». Улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков  за верхними зубами, произнося «д-д-д

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани                     

  • Опускание головы вниз.
  • Запрокидывание головы назад.
  • Поворот головы вправо-влево.
  • Наклоны головы вправо-влево.
  • Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением
  • Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.

           

Желаем удачи!

Консультация подготовлена с использованием интернет ресурсов

http://logomag.ru/blog/gimnastika/21/http://perfectfamily.ru/2016/05/20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем нужно делать домашние логопедические задания?

Эффективность коррекционно-развивающего процесса зависит от совместной деятельности логопеда и родителей.Зачем нужны домашние логопедические задания, если ребёнок и так занимается с логопедом?...

Статья на тему: "Зачем надо делать артикуляционную гимнастику?"

Зачем делать артикуляционную  гимнастику!Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений для тренировки и развития подвижных органов артикуляции.Уроки у студентов факультета иностранны...

Для чего нужно делать артикуляционную гимнастику?

Специальные упражнения помогут подготовить артикуляционный аппарат (губы, язычок, челюсти, мягкое нёбо) к овладению правильным произношением звуков. Эти задания помогут деткам, у которых нарушено...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и ее делать?

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и ее делать?...

зачем нужно делать прививки

зачем нужно делать прививки...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

Данный материал может быть использован при подготовке консультаций как для педагогов ДОУ, так и для родителей. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимост...

Зачем нужна артикуляционная гимнастика и как её делать?

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики родителям и воспитателям. Можно разместить в логопедический уголок....