Консультация для педагогов "Дизартрия и дизартрический компонент"
консультация по логопедии

В консультации расмотренны виды нарушений в психолого - педагогическом аспекте у детей с дизартрией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_dizartriya_dlya_sayta.docx113.79 КБ

Предварительный просмотр:

Название образовательной организации

Консультация для педагогов:

Тема: «Дизартрия и дизартрический компонент»

https://naurok-test2.nyc3.cdn.digitaloceanspaces.com/uploads/test/825161/61546/307213_1590745499.png

Подготовила и провела:

 учитель-логопед

Карцева О.Ю.

Петропавловск – Камчатский 2023 г.

 Дизартрия: — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения центральной нервной системы.

Патогенез дизартрии определяется органическим поражением центральной и периферической нервной системы под влиянием различных неблагоприятных внешних (экзогенных) факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения.

Дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп:

  • дизартрия у детей с церебральным параличом;
  • дизартрия у детей с олигофренией;
  • дизартрия у детей с задержкой психического развития;
  • дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией

Признаки дизартрии:

 

  • ограниченность движений губ, языка по причине спастичности или паретичности мышц;
  • асимметричность движений губ, глаз;
  • отклонение языка в сторону;
  • тремор языка в состоянии покоя;
  • амиммичность мышц лица.

                                                       

  • стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая трудность их
  • преодоления;
  • специфические трудности автоматизации звуков (длительность времени автоматизации).
  • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков- преобладание межзубного и бокового произношения, свистящих с з, ц, и шипящих ш ж ч щ звуков;
  • оглушение звонких согласных (звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса;
  • смягчение твердых согласных звуков (палатализация);
  • нарушения звукопроизношения особенно выражено в речевом потоке. При увеличении речевой нагрузки.


                              Нарушение в тембре, силе голоса, в темпе, нарушение речевых пауз, ритма, модуляцию (ребенок не может произвольно менять высоту тона); ошибки в расстановке логических ударений, речевое дыхание слабое, интонация и эмоциональную окраску не выражена.  

Именно просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе общения. Нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука.

 Слоговая структура является необходимым компонентом для формирования грамматического строя речи. При дизартрии характерны элизии – сокращение и пропуск слогов, итерации – увеличение числа слогов, искажение многосложного состава слова.

 Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи сложный, он связан с аналитико-синтетической работой коры головного мозга, умением анализировать звуковую и морфологическую структуру слов. У детей с дизартрией отмечается замедленный темп усвоения грамматического строя. Все это связано с органическим поражением ЦНС.

 Нарушение связной речи: - это высшая форма речи, которая определяет уровень речевого и умственного развития. У детей дизартриков наблюдается затруднение в пересказе и составления рассказа по картинке и по серии сюжетных картин.

Гиперсаливация - повышенное слюноотделение во время речи — это тоже, дизартрический признак, дети просто не сглатывают слюну.

Гиперкинезы при дизартрии проявляются в виде дрожания языка и голосовых связок.

Частичный отказ от пищи.  Дети с дизартрией не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может длительное время держать пищу за щекой. Нарушение мелкой и общей моторики. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава.

Испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Про таких детей говорят, что они неуклюжие, потому что они не могут четко, точно выполнять различные двигательные упражнения. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

Нарушение эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевые нарушения проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы. На первом году жизни такие дети беспокойны, много плачут, требуют к себе постоянного внимания. У них отмечаются нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно-кишечным расстройствам. Они плохо приспосабливаются к изменяющимся метеорологическим условиям. В дошкольном и школьном возрасте они двигательно беспокойны, склонны к раздражительности, колебаниям настроения, суетливости, часто проявляют грубость, непослушание. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, некоторые склонны к реакциям истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки.

Нарушение познавательной деятельности. Выражены нарушения интеллектуальной деятельности в виде низкой умственной работоспособности, нарушений памяти, внимания.

Своеобразное формирование личности.

Лечение и коррекция дизартрии

Основные специалисты:

Психоневролог – назначение медикаментозного лечения;

Логопед  - коррекция всех компонентов речи;

Дефектолог – развитие познавательной сферы;

Психолог  - развитие эмоционально – волевой сферы.

Дополнительная коррекция:

Массаж общий и логопедический;

Бос; 

ЛФК;

Физиотерапии;

Гидрокинезиотерапиия; 

Рефлексотерапиия.

Новые технологии:

Бобат-терапия: воздействие на определенные точки на теле с целью снижения спастичности и улучшения моторики;

Войта-терапия:  воздействие на рефлексогенные зоны тела для стимуляции развития  комплекса движений и сложной моторики, которые соответствуют возрасту ребенка.

Метод Кастильо Моралес: это один из видов лечения пациентов с расстройствами речи, а также глотательных и дыхательных функций, основанный на ручном воздействии и психологическом контакте. 

Физиопроцедуры:

Электрофорез;

Дарсонвализация;

Синусоидальные модулированные токи;

Локальная гипотермия.

Дополнительные методы:

Лечебные ванны;

Гирудотерапия;

Иглоукалывание;

Терапия с животными.

Список использованной литературы:

1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей./ Е.Ф. Архипова.- М.:АСТ: Астрель, 2007;

2. Белякова Л.И.Логопедия. Дизартрия./ Н.Н.Волоскова-М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС;

3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений./И.В Блыскина.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017.-112с., ил.;

4. Винарская Е.Н. Дизартрия/ Е.Н.Винарская.-М.: АСТ: Астрель 2006-141,[3] с.:.,-(Библиотека логопеда);

Использованные интернет ресурсы:

1. [https://refdb.ru/look/2931379-pall.html]-URL;

2. [https://vk.com/doc209355149_437259294]-URL.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в работе с минимальным дизартрическим компонентом во взаимодействии учителя - логопеда и музыкального руководителя.

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осм...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. ТЕМА: Звук «Ш». День рождения Звукоешки.

Конспект предназначен для индивидуальной работы логопеда с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с дизартрическим компонентом. Содержание занятия насыщено б...

Консультация для родителей «Влияние дизартрического компонента на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста»

Влияние дизартрического компонента  на развитие письменной речи у детей дошкольного возраста...