Конспект дефектологического (логопедического) занятия по автоматизации проблемных звуков в речи, звуковому анализу и синтезу.
план-конспект урока по логопедии (подготовительная группа)
Цели занятия.
- Показать разнообразие форм звукового анализа:
- определение первого и последнего звука в слове;
- определение наличия звука в слове;
- определение места звука в слове;
- различения звуков по их качественной характеристике (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
2. Организация обратной связи при выявлении уровня владения воспитанниками звуковым анализом и синтезом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itog_zanyat_22-23.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект дефектологического (логопедического) занятия
по автоматизации проблемных звуков в речи, звуковому анализу и синтезу.
Тема занятия: «Школа фиксиков: помогатор».
Цели занятия.
- Показать разнообразие форм звукового анализа:
- определение первого и последнего звука в слове;
- определение наличия звука в слове;
- определение места звука в слове;
- различения звуков по их качественной характеристике (гласный-согласный, твёрдый-мягкий, звонкий-глухой);
- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
2. Организация обратной связи при выявлении уровня владения воспитанниками звуковым анализом и синтезом.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звуков (гласных и согласных) с применением здоровьесбережения (самомассаж БАТ);
- закреплять на практике умение проводить звуковой анализ для качественной характеристики звуков;
- умение ориентирование на звуковую схему слова;
- упражнять навыки звукового анализа и синтеза.
Коррекционно-развивающие:
- развивать слуховое внимание, память;
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- расширять кругозор, пополнять словарный запас;
- развивать эмоциональную сферу (на примере любимых мультгероев).
Коррекционно- воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, активность, мотивацию к общению.
Оборудование.
Мешочек для сюрпризных моментов в виде ранца-помогатора мультгероев Фиксиков.
Карточки с разными картинками: планшет с клавиатурой, поисковая строка, схемы слов, задания для определения звука в слове, парные картинки для рифмования.
Планшет, ноутбук, телефон.
Ход занятия.
Приветствие.
Организационный момент.
Ребята! Вот и вы уже – будущие первоклассники. Я знаю очень много школьников. И не только тех, которые раньше ходили в наш детский сад! У меня есть и другие знакомые-школьники. Например, каждый раз, когда мне кто-то звонит, я их вспоминаю. Попробуйте и вы их узнать! Вот по этим звукам! (Отрывок песенки про фиксиков).
Сообщение темы.
Узнали моих знакомых школьников? Но как? Правильно, вы услышали звуки музыки из песенки, в которой про них поётся. Вокруг нас всегда есть подсказки в виде звуков! И сегодня мы продолжим работать со звуками, выбирать правильное обозначение и употреблять их в речи (устной и письменной).
Очень важно слышать и различать звуки, чтобы выбирать нужные звуки и правильно их использовать. Как для стихотворения, которое я сейчас начну, а вы закончите.
Звуко-речевая разминка. Чтобы не забыть, о ком говорилось в стихотворении, можно использовать подсказки-обозначения.
Чики-чики-чики-чок- Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись, Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р ((Какую букву выберем для подсказки?)
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-;-;/
Мимо машины бежали: тр-р-р.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Сюрпризный момент: «помогатор».
Где то я видела такие же знаки. На ранце у фиксиков, который называется помогатор! Как у фиксиков! А что в нём. Ноутбук? Откроем. Так вот же они, буквы! На клавиатуре!
ССС: сложные слова.
Тут весь алфавит.Алфавит – это современное слово. Раньше науку речевую науку называли аз-бу-ка. Попробуем произнести это слово по частям. Для чёткого произношения необходимо выполнить артикуляционные упражнения.
Артикуляционные упражнения:
А чтобы рот хорошо открывался, предлагаю сделать артикуляционные упражнения.
БАТ-упражнения:
Работать будут все мышцы лица. Нанесём грим перед тем, как промассажировать
Речь.
Собаки рычат. Коровы мычат. Комары пищат. А что делает человек? Разговаривате. Люди тоже используют звуки. Сразу много звуков. Необходимо, чтобы звуки были понятны все. Иначе не получится общения!
Как мы общаемся? При встрече. Что мы делам? (Разговариваем). А если мы не можем встретиться, но поговорить просто необходимо, что мы используем?
А на какой звук мы хорошо открывается рот? На гласный. Предлагаю внести гласные на нашу клавиатуру.
Чьи звуки вы использовали? А для человека какие звуки самые необходимые? Звуки человеческой речи! Когда при каких обстоятельствах мы их используем? Когда общаемся.
Сюрпризный момент: рисунок планшета с пустой клавиатурой.
По современным телефонам мы можем разговаривать не только устно, но и письменно. Что для этого надо знать? (Буквы) Такие? Что это?
Макет экрана сенсорного телефона с клавиатурой: конечно, когда-нибудь у каждого из вас будет свой настоящий телефон. Предлагаю потренироваться пока на нарисованном макете Возможно, сможем составить целое сообщение! Попробуем?
Чего-то не хватает? Вот это да! Я самое главное забыла! Чего не хватает на клавиатуре? Букв! Придётся справляться самостоятельно! Заодно выполнять задания! Цель нашего занятия: обозначить звуки буквами, чтобы заполнить клавиатуру телефона. Кто правильно выполнит все задания, тот сможет справиться и с настоящим телефоном Попробуем?
Сколько частей в слове аз-бу-ка. Давайте произнесём только губами: чтобы было всем понятно, хорошо открываем рот!
Развитие мелкой моторики. (Гимнастика для пальчиков с карандашами).
Для чего нужны карандаши? (Чтобы рисовать) А для чего ещё нужны каранаши? Ими можно поиграть. На каком музыкальном инструменте, линном и тонком, похожем на карандаш, мы можем играть пальчиками? (На дудочке). Как мы вытягиваем губы, когда изображаем игру на дудочке? Вот и вторая буква на нашу клавиатуру.
Упражнение на развитие пространственного ориентирования.
Нанесём эту букву на клавиатуру. Найдите первую строчку. Посчитайте клавиши до трёх. Это и будете клавиша с буквой у.
Зрительные обозначения гласных. Для выполнения след задания воспользуемся символами-подсказками и составим слова: -у- ; -а-; -о-; -и-.(тук-ток-так-тик)
Темпо-ритмические упражнения. Проговорите за мной слово так, как я его простучу:\\-\\-\\
Развитие речи.
Чтобы твои друзья захотели с тобой общаться, необходимо соблюдать правила. Нам помогут короткие стихотворные строчки. Но на конце слова пропущены и вам нужно будет их досказать Заодно повторить правила общения!
Другу своему в ответ при встрече скажешь ты:… привет!
Все на прощание говорят: ….до свидания!
На концерте одуши поют песни…малыши.
Там весёлые ребятки расшалились на …площадке.
Сидит у окошка серенькая…кошка.
Маленькие кони называют…пони.
Игра «Путаница» Что неверно?
Ползунки надели малыша?
Ложка взяла малыша за руку.
Вешалку повесили на платье.
Развитие фонематического восприятия. При общении бывает, что связь прерывается и поэтому смысл приходится догадываться просто по буквам. Задание: собрать слова из звуков (стол, кукла…)
Итог занятия.
Понравилось наше занятие? Что тебе больше всего понравилось? Что получилось лучше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал в развитие навыков звукового анализа и синтеза на этапах автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
В статье представлен некоторый дидактический материал, используемый на логопедических занятиях....
Опыт работы Тема: «Формирование фонетической стороны речи, звукового анализа и синтеза у детей с ОНР»
Анализ реальной ситуации показал, что количество детей с отклонениями в речевом развитии неуклонно растёт. Эти дети составляют группу риска по школьной неуспеваемости. основная причина - недостаточное...
Родительское собрание - семинар. Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»
Родительское собрание - семинар.Конспект открытого логопедического занятия по развитию слоговой структуры слова, звукового анализа и синтеза:"Звуки [б], [б\']. Буквы Бб»Учитель-логопед: Татаринцева Н.Г...
Автоматизация и дифференциация гласных звуков. Развитие звукового анализа и синтеза.
В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации гласных звуков у детей.Также данный материал можно использовать при определения положения звуков А, У, О, Ы, И в слове (в начале, ...
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков.Развитие звукового анализа и синтеза.
В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации свистящих звуков (С, Сь, З, Зь, Ц).Также данный материал можно использовать при определения положения свистящих звуков в слове (в ...
Автоматизация и дифференциация шипящих звуков.Развитие звукового анализа и синтеза.
В данных файлах картинный материал для автоматизации и дифференциации шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ). Также данный материал можно использовать для определения положения шипящих звуков в с...
«Логопедические игры и упражнения на развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста»
Вашему вниманию представлены игры и упражнения для детей и их родителей по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста. ...