Насекомые
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Насекомые
Цель: Создание условий для закрепления и обогащения знаний детей о насекомых.
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов;
- продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;
- учить составлению предложений с предлогами пространственного
значения;
- совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
- закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по
плану-схеме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема для составления описательного рассказа насекомого, предметная картинка и картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и «Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
II. Подбор слов-антонимов.
- Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором
слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
- Актуализация знаний:
- – Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?
(насекомые)
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что
холодно, они спят)
- Когда же появляются насекомые на улице? (весной)
- Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из своих
укрытий).
- – Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих зимних домиков на волю
- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела).
Логопед показывает игрушку «Пчёлка»
- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте отправимся с ней (дети садятся за столы).
- Образование притяжательных прилагательных.
На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.
- Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных насекомых!
Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.
- Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,
пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).
Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок насекомых бумажки, закрывающие часть тела.
- Отработка пространственных предлогов в предложениях.
1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)
- Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
- Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается муравей)
- Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)
- Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)
- Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)
- Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)
- Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом пролетает
стрекоза).
2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами 9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что изменилось).
Например:
- Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и ульем.
VI. Согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже.
- Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка – две божьи коровки – три божьи коровки – четыре божьи коровки – пять божьих коровок).
- Мы немного устали. Встанем и отдохнем.
Физкультурная пауза:
Прилетала к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
- Подбор эпитетов к существительному:
- Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)
- А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом всю зиму)
- С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед
- Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,
трудолюбивая…).
- Драматизация стихотворения.
- О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое
называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед
одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело,
не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать!
- Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.
- Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой
лужайки.
Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает «Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети угадывают).
- Правильно, это стрекоза!
X. Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.
Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со
схематическим изображением стрекозы.
- Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них
стрекозу.
Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!
- Итог.
На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».
- Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться домой.
Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"
Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...
Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».
Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....
Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"
Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...
Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу
Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»
НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...
Непосредственно образовательная деятельность в старшей логопедической группе №1 По образовательной области «Познание» (экологическое развитие)«Путешествие в страну насекомых» Лексическая тема «Насекомые».
очень насыщнный матриал по экологии...
«Насекомые. Подготовка насекомых к зиме» электронные календарные планы на неделю
Календарное тематическое планирование...