Виды связной речи для детей дошкольного возраста
консультация по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_svyaznaya_rech.odt | 48.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста»
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами.
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста очень во многом зависит от ближайшего социального окружения ребенка, от приучения его к пересказу просмотренных фильмов, прочитанных сказок и рассказов. «Упражняемые» в этом плане дети значительно опережают тех из своих сверстников, которые предоставлены самим себе.
Исследователи отмечают, что полноценное овладение связной речью возможно только в условиях целенаправленного обучения у детей с нормальным речевым развитием и потому целенаправленное формирование связной речи имеет важное значение в общей системе работы воспитателя.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно – речевой опыт детей.
Можно выделить несколько групп диалогических умений:
1Собственно речевые умения.
2.Умения речевого этикета.
3.Умения общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
4.Умение общаться в совместных действиях, достижения результатов и их обсуждение, обсуждение определенной темы.
5.Невербальные (неречевые) умения.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
- Описание – это характеристика предмета в статике.
- Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
- Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
- Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
- Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.
Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь имеет основные...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Подготовила:воспитатель первой категорииЗахарова И.В....
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
ВЫступление на педагогическом совете...
Особенности, значение, виды работ по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с ОВЗ
Консультация по развитию связной речи у детей дошкольного возрвста с ОВЗ...
Виды работы педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст–период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в разных видах деятельности. Кубик Блума.
laquo;Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметьмного ума, чтобы пользоваться им»Г. Гегель.Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальн...