Консультация для родителей «Игры в логопедической работе. Обучаем детей в игре»»
консультация по логопедии
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_v_logopedicheskoy_rabote.docx | 388.11 КБ |
Предварительный просмотр:
«Игры в логопедической работе. Обучаем детей в игре»
Значение игры в логопедической работе с детьми
Игра – это не просто какое-то развлечение, а в какой-то мере это жизнь ребенка, его эмоции и вдохновленный труд. В ходе игры у него накапливаются знания, развивается воображение и мышление.
Игровые приемы позволяют создать заинтересованную, непринужденную обстановку, а также снизить общее эмоциональное напряжение, благодаря чему новый материал воспринимается намного легче.
С помощью игровых приемов решаются следующие задачи:
развитие мелкой и общей моторики;
побуждение мотивации ребенка самому участвовать в процессе исправления неправильного звукопроизношения;
формирование графомоторных навыков;
активизация процессов памяти, мышления, восприятия и внимания;
формирование навыков ориентирования;
повышение познавательной активности и работоспособности детей;
регулировка поведенческих трудностей детей с постепенным приучением к принятию правил игры.
Трафаретность и шаблонность в работе с детьми дошкольного возраста – это одна из возможных причин низкой эффективности проводимой коррекции. Сегодня необходимость проведения логопедической работы через игру очевидна, потому что наличие какого-либо речевого нарушения приводит к изменениям в психоэмоциональной сфере.
Дети с речевыми дефектами в разной степени, но чувствуют некую ущемленность от собственной «неполноценности». Появляются такие черты, как повышенная возбудимость, раздражительность, депрессивность, излишняя утомляемость и т.д.
Особенности поведения таких детей проявляются и в играх. У них часто возникают сложности с выражением собственной мысли, у них появляется страх показаться смешными, поэтому нормальное взаимодействие со сверстниками крайне затруднено.
Конечно, каждый случай индивидуален и нужно подбирать соответствующие игровые приемы, основываясь на дефекте, возрасте и уровне развития конкретного ребенка.
Основные цели и задачи игр в работе логопеда
Игровые приемы в логопедии являются средством побуждения и стимулирования детей к определенным видам деятельности.
Они решают следующие задачи:
-Дидактические (познавательная деятельность, расширение кругозора ребенка, формирование полезных умений и навыков).
-Воспитательные (воспитание волевой стороны личности, самостоятельности, чувства коллективизма, сотрудничества и т.д.).
-Развивающие (развитие процессов памяти, воображения, внимания, умения устанавливать закономерности и находить верные решения).
-Социализирующие (адаптация ребенка к действующим нормам и правилам поведения в обществе).
Какие игры используются в логопедии
В коррекции звукопроизношения особое место отводят артикуляционной гимнастике, потому что с ее помощью удается подготовить органы артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков.
Чтобы гимнастика не была скучным и утомительным занятием для ребенка, ее можно проводить с использованием игровых приемов. Можно использовать картинки к определенным упражнениям (рисунок чашки к упражнению «Чашечка», картинку часов к упражнению «Часики» и т.д.).
При переходе к постановке звука, используются методы, основанные на звукоподражании («Дети, давайте научим змейку шипеть – ш-ш-ш-ш-ш-ш» и т.д.). При постановке звука механическим способом, логопедический зонд «превращается» в волшебную палочку, с помощью которой мы помогаем ребенку произносить звук правильно.
Важнейшим условием правильной речи является длительный выдох. Для развития речевого дыхания используются следующие игры:«Сдуй снежинку»,«Устрой листопад»,«Футбол»,«Разгони тучки» и т.д.
При автоматизации звуков используются различные игры, целью которых является умение определять наличие или отсутствие заданного звука слова, а также определять его место в слове.
Вот несколько примеров:
Игра «Мотыльки» (автоматизация Л и Ль). Для игры используются прямоугольные полоски из картона, на которые наклеены васильки из цветной бумаги разных цветов (со звуками Л и Ль в названиях). Также используются фигурки мотыльков таких же цветов с кольцами для надевания на палец. Цель: ребенок должен пальцем с мотыльком прикоснуться к соответствующему цветку.
Игра «Волшебный мешочек» (автоматизация звука Ш). Используются прямоугольные картонные полоски, на которые наклеены картинки со звуком Ш (в начале слова, в словах со стечением согласных). Эти полоски нужно вставить в «волшебный мешочек», который сложен из бумаги. Цель: ребенок вытягивает полоски и произносит все слова, которые там написаны (с буквой Ш).
Игровые приемы в логопедической практике
Помимо определенных логопедических игр, которые активно применяются в работе, есть несколько интересных игровых приемов, которые помогут стимулировать ребенка к обучению и познавательной деятельности. Можно выделить следующие приемы:
Использование мячика. Используется для составления рассказа по цепочке. Как правило, рассказ и пересказ редко вызывают интерес у детей, поэтому важно как-то заинтересовать их. Для этого и используется мяч: один ребенок составляет предложение, после чего передает мяч следующему и так дальше по цепочке. Все дети сфокусированы на передаче мяча, поэтому внимательно слушают, о чем говориться. Если совершается ошибка, то мячик возвращается ребенку. Такое указание на ошибку более предпочтительно, чем словесное замечание, которое может расстроить ребенка.
Карточки с картинками или словами. Детям нужно будет описать нарисованное или написанное. У каждого ребенка в группе будет своя задача, поэтому все будут задействованы.
Словесные бусы. Вырезанные кружочки скрепляются по очереди в процессе придумывания слов на определенный звук. Конечный звук будет вписываться в бусинки.
Шифровки. В схеме или рисунке можно зашифровать как небольшой стих, так и скороговорку.
Какой эффект дают игровые приемы в логопедии
Комплексная работа с использованием игровых приемов существенно повышает интерес ребенка к логопедическим занятиям. Игры выполняют достаточно серьезную функцию в коррекционно-образовательном процессе:
Благодаря участию в игре, ребенок переключает свое внимание, отвлекаясь от того, что у него есть речевой дефект.
Игровая деятельность побуждает детей к общению.
Игра позволяет разнообразить скучные занятия, сделав их более веселыми и непринужденными.
Нормализация эмоционально-волевой сферы, что особенно актуально для гипервозбудимых детей.
Многие дети, у которых есть различные речевые нарушения, так или иначе сталкиваются с буллингом, т.е. насмешками и издевательствами сверстников. Все это приводит к снижению самооценки ребенка, он чувствует себя хуже других.
Задачей логопеда и родителей является убеждение ребенка в том, что его речь можно исправить. И крайне важно заинтересовать ребенка в этом, чтобы он сам захотел участвовать в процессе коррекции звукопроизношения. И вряд ли это можно сделать с помощью скучных занятий, поэтому оптимальный вариант – это игра. Практика показывает, что использование игровых приемов в логопедии приводит к лучшему усвоению знаний детьми. А для более успешного выполнения занятий можно создавать различные игровые ситуации, в которых ребенок сможет полноценно взаимодействовать с другими участниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения»
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия...
Консультация для родителей (как можно поиграть и обучить ребенка дома) - "Игры для детей"
Я надеюсь, что даный материал заинтересует родителей , а особенно под новый год, когда будут все ...
Консультация для родителей как можно поиграть и обучить ребенка дома - "Игры для детей"
Я надеюсь,что даный материал заинтересует родителей , а особенно под новый год,когда будут все в...
Консультация для родителей детского сада" Развитие познавательной активности детей через игру"
quot;Развитие познавательной активности детей через игру"...
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей через игру"
Консультация для родителей "Формирование элементарных математических представлений у детей через игру"...
Консультация для родителей старшей группы детского сада «Обучаем детей правилам безопасного поведения в лесу»
Правила поведения детей в лесуЕсли вы берете с собой в лес детей, то обязательно проведите им инструктаж. Они очень любознательны, а их тяга ко всему новому может привести к печальным последствиям. Ит...
Консультация для родителей Нейроупражнения в логопедической работе
Консультация для родителей Нейроупражнения в логопедической работе...