Консультация для родителей как можно поиграть и обучить ребенка дома - "Игры для детей"
консультация (подготовительная группа) на тему
Я надеюсь,что даный материал заинтересует родителей , а особенно под новый год,когда будут все вместе - будеть чем заняться.
Творите с детьми и они вам будут благодарны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Что такое адаптация ? | 227.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптация – приспособление маленького человека к новой среде. Это важно и необходимо во все времена.
Лялина Л.А. - старший воспитатель моя профессия. А сегодня руководитель структурного подразделения
ГБОУ СОШ №904
Стаж 40лет, отличник общего образования Р.Ф , за введения новых технологий в практику с маленькими детьми имеет награду Грант Москвы.
А начну я с вопроса: Что такое адаптация вообще?
Адаптация - как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличия у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния.
Если для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто впоследствии заболевает неврозом, ясли выступают в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития, то не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков. Легкость адаптации объясняется отсутствием у этих детей устойчивого эмоционального контакта — привязанности к матери, равно как и глубины переживаний.
Мы можем указать на следующий парадокс — чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Но рано — это фактически до года, точнее, до 7—8 месяцев жизни, когда еще нет беспокойства (тревоги) при уходе матери и страха при появлении незнакомых лиц. Раньше так и было, ввиду крайне ограниченного декретного отпуска. И сейчас дети, попавшие в дом ребенка вскоре после рождения, отличаются в дальнейшем большей общительностью и взаимной поддержкой. Первичные - эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками, однако отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания.
Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.
Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.
По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7—10 дней; в детском саду в 3 года — 2—3 недели; в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критики.
Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До 3 лет у детей, подверженных невротическим расстройствам при помещении в ясли, скорее, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Тогда процесс адаптации растягивается на год и больше. Как в яслях, так и в начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т. е. Психомоторных нервных нарушений.
Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться, а не затормаживаться. Происходит, следовательно, аффективное заострение свойственного детям темперамента. Это особенно заметно при флегматическом темпераменте во время нахождения в яслях и в начале посещения детского сада. Реактивное заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы,
Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Всегда нелегко адаптируются дети — единственные в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).
Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.
Рассмотрим проблемы адаптации у детей со стороны семьи. Труднее адаптируются, отмечалось, единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью.
Хуже всего адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.
Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.
Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.
В период привыкания детей к детскому учреждению важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ним в веселые подвижные игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так и взрослым.
Особенности приспособления детей раннего возраста к условиям детского сада
Как помочь маленькому ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно?
Этот вопрос волнует всех, кто работает с малышами.
Ответ на этот вопрос не прост, как для родителей, так и для педагога.
Первый шаг для нас был понять самому взрослому значение слова «адаптация»
Адаптация от латинского слова - «адаптативо», а обозначает оно приспособление или социальный вид взаимодействия личности с социальной средой или приспособление организма к условиям существования или привыкания к ним.
Исходя из этого обозначения - всем стало понятно. Надо помочь маленькому человеку приспособиться к среде и к нам взрослым.
2. Как это осуществить?
Парадокс состоит в том, что взрослые гораздо хуже адаптируются в окружающей среде, чем дети. Поэтому одна из главных задач состояла в оказании адаптированного периода взрослым. Особенно молодым, которые все знают и ни чего не выполняют.
А ведь взрослые, как никто другой создают обстановку тревожности, страха и боязни. Они очень болезненно расстаются с малышом. Не доверительно относятся к педагогам. Здесь на помощь могут прийти и сердобольные бабушки, которые любя своих внуков, очень часто идут в защиту. Не отдавай в детский сад ребенка, его будут ругать, обижать и.т.д.
Этим самым они создают неблагоприятную атмосферу для своего чада. В этом направлении проводим: беседы, консультации, практические мероприятия. Приглашаем на досуги, игры. Знакомим с условиями пребывания ребенка в детском саду,. режимом, питанием, воспитателями и специалистами, которые будут работать с их ребенком.
Большую помощь оказывает психолог детского сада
Она заранее в теплой беседе дает понять мам, какой у нее ребенок?
Готов ли он к посещению детского сада?
Используя в работе анкеты, зарисовки примерно такого содержания:
Возраст вашего ребенка?
Состояние здоровья
Уровень развития
С кем общается дома, на прогулке
Умеет ли играть с игрушками один?
В какое время спит, ест, играет .и.т.д.
Из бесед, порою становиться понятно, что ребенок и родитель не готовы к посещению нового места. И им самим надо помочь в этом.
Очень важно, чтобы первым помощником был самый близкий человек для ребенка мама, папа, бабушка.
Коллективом педагогов разработаны для родителей следующие памятки и рекомендации в адаптационный период, которые при беседе предлагаем им
Вы готовитесь отдать ребенка в ясли.?
Созрели ли родители для этого.?
Обсудите на семейном совете все нюансы:
Кто его будет забирать?
Готовы ли вы вместе с ребенком выполнять режим детского сада?
Решили ли вопрос полного рабочего дня в первые дни привыкания. ребенка?
Посетили ли специалистов в детском саду?
Подготовили ли необходимые вещи для малыша?
Познакомились ли с воспитателями поближе?
Помогали и практические советы всех специалистов: заведующей, психолога, медицинской сестры
Советы примерно такого содержания:
1.Расскажите и покажите ребенку детский сад , в который будет ходить ваш ребенок.
Погуляйте с ним на площадке или в группе и ребенок почувствует себя увереннее и спокойнее. Ведь детей всегда пугает неизвестность, как и взрослых.
Этим самым расширяется круг общения перед незнакомыми людьми
Дома говорить только положительно о взрослых, называя по имени и отчеству
Набраться терпения взрослым, говорить ласково и с любовью смотреть в глаза ребенку.
Приучать к самостоятельности: пить из чашки, пользоваться ложкой, горшком.
Уходить от вредных привычек (соска, пампирсы)
Предложенные анкеты по определению готовности ребенка к поступлению в дошкольное учреждение помогут педагогу ближе понять будущего воспитанника.
Преобладающее настроение вашего ребенка( бодрое, подавленное, неустойчивое и.т.д.
Характер засыпания( быстрый, медленный.
Длительность сна и характер
Аппетит вашего ребенка
Нежелательные привычки.
Навыки опрятности. и.т.д.
Такие встречи чаще проходили для желающих родителей или на групповых и общих собраниях.
В этом году в практику многих садов и в частности в нашем детском саду были организованы и работают консультативные центры для родителей , не посещающих детские сады Родители, посетившие наш консультативный центр лучше имеют представления о режиме ребенка , получают рекомендации, памятки для мягкого привыкания малыша.
Вопросов у родителей в такой теплой и уютной обстановке было очень много: Например:
Что ребенок должен уметь, придя в ясли?
Можно ли продолжать пользоваться пампирсами, пить из бутылочки? Когда надо отнять ребенка от груди?
Сколько детей группе?
Какое образование имеет педагог?
Какой режим в детском саду?
Кто кормит ребенка и одевает?
Сколько раз гуляют?
Какая пища в рационе дня?
Занимаются ли с ним?
Много ли игрушек в группе?
Чтобы ответить на вопросы родителей
Составили памятки:
Что такое режим дня для маленького ребенка?
Как отучить от вредных привычек?
Моральная подготовка ребенка и взрослого к адаптации
Такие встречи не прошли в пустую. Родители записывались еще на прием. Просили рассказать практическую часть занятия с ребенком. Проводили повторные консультации и занятия с детьми.
Если родитель услышал ответы на волнующее его вопросы ,он придет еще .
Хотелось бы сказать несколько слов о трудностях, которые испытывают не только родители, но и воспитатели в первые дни адаптации .и дать маленькие советы Опыт работы у нашего коллектива с маленькими детьми более 40 лет, но все меняется и дети и среда, но постоянным остается всегда педагог и
он обязан :
1.Быть всегда на высоте.
2.Добрым, чутким и терпеливым к детям. Ведь воспитатель в этой группе актер. Надо во время песню спеть и сказку рассказать, пожалеть и приласкать
3.Отзывчивым и внимательным к просьбам родителей, особенно в первые дни адаптации.
4. Особое внимание обратить на сон ребенка в первые дни
Ведь сон это важно и мы относимся к нему серьезно.
Если ребенок плохо спит, засыпает, часто пробуждается - значить будет раздражительным в течение дня.
В практику ввели проведения в первые дни хронометража сна, который показывает, как засыпал и, во сколько просыпался ребенок. Проведя такие наблюдения в течение нескольких дней -10 и более, воспитатели выходят на беседу с психологом и родителями. Вместе ищут пути исправления. И все тогда будет хорошо, если есть взаимопонимания между педагогом, ребенком и родителем.
Педагогу терпения ,уважения , ласки и доброты. Чем меньше ласки, заботы и тепла будет получать малыш, тем медленнее будет он созревать
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"
Развиваем детей с помощью математических игр....
Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".
Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и
По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...
КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"
Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...
консультациядля родителей на тему День космонавтики
консультация для родителей День космонавтики...
Консультациядля воспитателей
Консультация для воспитателей...
Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!
О правилах поведения во время гололеда....