Консультация для воспитателей ДОУ
консультация по логопедии
Всегда полезно для воспитателей получить рекомендации от логопеда по различным вопросам, в частности, по проведению речевых игр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_igry_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 202.13 КБ |
Предварительный просмотр:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МБДОУ « Детский сад № 395» г.о. Самара
АНДРЮШИНА Н.Н.
Речевые игры – это весело!
Театр детских рук
Я предлагаю всем, кто хочет сделать общение с детьми приятным, интересным и полезным, поиграть в речевые игры. Потому что играть со словом детям не менее интересно, чем с понравившейся игрушкой, а участие взрослых делает это занятие еще более привлекательным.
Итак, что же такое «речевая игра»? Это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, где есть сюжет, действие и персонажи, где могут происходить те или иные события. Например, произведения о ребятах, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), о солдатах, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»), об обжоре Робине Бобине, который съедает без разбора все подряд (дразнилка «Робин Бобин Барабек») и т. д. Особенно нравятся ребятам и легко запоминаются стихи с юмором. Такие произведения несложно найти на страницах детских журналов, в сборниках стихов современных поэтов. Многие русские народные потешки, зарубежный фольклор также служат прекрасным материалом для создания детской речевой игры. Если вы обладаете способностью и умением рифмовать строки, можно попробовать создать и собственные тексты. Придумывая вместе с ребенком движения, мы развиваем его фантазию, воображение, пластику, умение сочетать слово и жест, слышать и чувствовать ритм стиха. Знакомя детей с различными образцами художественной поэзии, мы прививаем им интерес к художественному слову, желание самому рифмовать сначала отдельные слова, а затем и целые строки. Речевые игры также помогают развивать мышление и речь ребенка, преодолевать логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь ребенка интонационно богатой и выразительной. Но, главное, пожалуй, то, что ваш малыш, играя вместе с вами и выступая в самых разных ролях - бравого солдата, толстяка Робина Бобина, проказливой Бабы Яги, - избавляется от таких проблем, как детская стеснительность, неуверен-ность в себе, боязнь публичного выступления.
^ Как играть в речевые игры
Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. После прочтения стихотворения поговорите с детьми о его содержании, уточните ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Затем для каждой строки (или двух строк) придумайте вместе с детьми удобный и соответствующий тексту жест. Хорошо, если эти жесты будут связаны друг с другом. Для удобства дальнейшей работы с речевыми играми дайте жестам названия, например: «домик», «дерево», «окошко», «глаза совы», «кошачьи лапки» и т. д. Если детям 2-4 лет взрослый предлагает уже готовую форму, то ребята старшего возраста придумывают жесты сначала вместе с ним, а затем и самостоятельно. Часто в речевых играх используется прием звукоподражания. Если в тексте речь идет о бабушке, текст произносят по-старушечьи, шепеляво, если о мяснике - грубоватым голосом, о мышонке - тоненьким, высоким. О бычке говорят, наоборот, низко, протяжно и т. п. Элементы звукоподражания вносят в игру оживление и веселье.
Например, стихотворение Владимира Новикова.
ДРУЖНЫЙ ТОПОТ
Бабочка божьей коровке звонила:
(Скрестить руки, помахать руками, набрать указательным пальцем номер, взять трубку.)
«Тесто с утра я уже замесила.
(Рукой делать круговые движения по ладони другой руки.)
В гости приди. Поболтаем часок.
(Сделать пригласительное движение руками.Одной рукой показать на рот.)
Вкусный, с капустою, будет пирог.
(Сложить ладони как пирожок.)
Чаю с нектаром попьем. А потом
(Сделать из кисти кольцо и поднести ко рту.)
Песни душевные вместе споем».
(Сделать из обеих кистей кольца и сжимать и разжимать «кольца».)
Божья коровка сказала: «Лечу,
(Помахать кистями обеих рук.)
Только подругу с собой захвачу. Не возражаешь, что будем вдвоем?»
(Показать указательный и средний пальцы, остальные в щепоть.)
«Не возражаю - душевней споем».
(Помотать головой, указать рукой на грудь, сжимать и разжимать щепоть.)
Бабочка славно украсила стол.
(Скрестить руки - помахать кистями. Показать большой палец, остальные в кулак. Делать круговые движения руками.)
Ждет - не дождется. Час целый прошел.
(Руку поднести к подбородку. Показать указательный палец. Указательным и средним пошагать.)
Слышит вдруг: топот стоит у ворот -
(Поднести руку к уху.Постучать пальцами, развести руки со сложенными пальцами.)
Божья коровка кого-то ведет.
(Помахать кистями обеих рук, пожать плечами, указательным и средним «прошагать».)
Бабочка в панике: «Ой! Ой! Ой!
(Скрещенными кистями помахать.Поднести руки к щекам, покачать головой.)
Слышно, шагает гостей дружный строй.
(Поднести руку к уху, «протопать» всеми пальцами.)
Может, там стая жуков-тараканов?
(Пожать плечами, пошевелить всеми пальцами.)
Где наберусь я тарелок, стаканов?
(Показать ладони-кольца, поднести руки к голове.)
Может быть, мошек и блошек компания?
(Соединять и рассоединять большие и указательные пальцы.)
Предупреждать надо заранее!
(Погрозить пальцем.)
Гости такие разрушат весь дом.»
(Пошевелить пальцами, сделать сбрызгивающее движение руками, сделать крышу.)
Бабочка к двери подходит с трудом.
(Скрещенными кистями помахать.Указательным и средним «прошагать», дотронуться до головы одной рукой, закрыть глаза.)
Дверь открывает... Стоит у порожка
(Развести руки.)
С божьей коровкой... сороконожка!
(Помахать кистями, скрещенными руками продвигаться к плечам, шевеля пальцами.)
Радости бабочки нету предела - то-то смеялась, шутила и пела.
(Показать смех: быстро рассоединять и соединять щепоти кисти, затем помедленнее.)
Только замолкнет - смеется опять.
(Соединить щепоть, пауза, снова соединить и рассоединить щепоть.)
Любит, как видно, гостей принимать!
(Развести руки, обнять себя.)
Речевая игра «Под сосной»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...
Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...
Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....
Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....
Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...