: «Использование сказкотерапии для развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Вихрова Светлана Валентиновна

Использование  приёмов сказкотерапии способствуют  развитию речи  детей с ОНР и связанных с ней психических процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya.docx15.82 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ОНР  быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями.  Использование  приёмов сказкотерапии способствуют  развитию речи  и связанных с ней психических процессов.

Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить.

Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.

Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются учителями-логопедами, педагогами - психологами, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе логопедических занятий по развитию связной речи преследует такие цели:

- создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

- развитие просодической стороны речи;

- развитие диалогической и монологической речи;

- приобщение детей к истокам народной культуры.

Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева выделяет пять видов сказок, с помощью которых может строиться сказкотерапевтическое воздействие: художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медитативные сказки.

Сказкотерапевтические занятия имеют свою структуру:

Ритуал “входа” в сказку (создание  настроя на совместную работу);

Повторение (вспоминае того, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);

Расширение (рассказывание  детям новой сказки, узнавание у них, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.);

Закрепление (обсуждение  и анализ вместе прочитанного);

Интеграция (соединение  нового опыта с реальностью, обсуждение того в каких ситуациях жизни детей можно его использовать);

Рефлексия (обобщение  приобретенного  опыта,  взаимосвязь его с уже имеющимся);

Ритуал “выхода” из сказки.

Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок как индивидуально, так и с небольшими группами.

Сказка заставляет ребенка сопереживать персонажам, в результате чего у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

Сказочное путешествие детей должно быть наполнено играми, позволяющими поближе познакомиться со сказкой.

Могут использоваться следующие приемы работы со сказками:

Анализ сказок.

Рассказывание сказок

Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.

Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность ребенку почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

Постановка сказок с помощью кукол, драматизация.

Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, коллективное сочинение сказки).

Сочинение сказок. Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.

«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Сказка служит наилучшим материалом для игры-инсценировки. Самостоятельное сочинение сказок, историй приближает ребенка к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности.

Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

На занятиях с элементами сказкотерапии можно использовать следующие игровые приемы и упражнения:

- срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

- составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого - по словечку».

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в то же время смешное слово;

- разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);

- произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его.

– «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом).

Сказка – эффективное развивающее, коррекционное и психотерапевтическое средство в работе с детьми с общим недоразвитием речи. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере.

Таким образом, достоинство и роль сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают, правильно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связной монологической речи. Используя в работе такую форму работы со сказкой как драматизация, мы способствуем развитию просодической стороны речи: тембра голоса, его силы, темпа, интонации, выразительности.Овладение детьми навыком пересказа методом сказкотерапии поможет успешно учиться в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей на тему "Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи"

Информационный материал для родителей на тему «Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». План. Некоторые теоретические вопросы. 1. Актуальность данной проблемы. 2. ...

Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, уме­ние давать развернутые отв...

Формирование структуры предложения, как одно из ведущих звеньев развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитие речи посредством графических схем-моделей предложений

статья посвящена развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством формирования структуры предложения с помощью графических схем - моделей....

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена поиску новых форм и методов работы с детьми с ОНР по развитию связной речи, одной из которых явилась сказкотерапия. Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивш...

Мнемотехника как эффективный способ развития связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения...

Использование пиктограмм для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи

Актуальность использования пиктограмм заключается в том, что мышление ребенка развивается через наглядную и доступную форму....