Консультация для родителей "Развитие произвольности, внимания, памяти и мышления".
консультация (средняя группа)

В файле представлена консультация и список игр, способствующих развитию  произвольности, внимания, памяти и мышления.


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_usidchivosti_4-5_let.docx30.76 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие произвольности, внимания, памяти и мышления.

Уважаемые родители!

  • Если вы регулярно, а не время от времени, развиваете в ребёнке усидчивость, то одновременно с ней развивается память, внимание и интеллектуальные способности. Ребёнок начинает лучше запоминать, учится анализировать, выделять главное. Развивать в ребёнке усидчивость не так уж и сложно, главное – делать это постоянно, учитывая при этом, что для дошкольника ведущим видом деятельности является игра. Дальнейшие рекомендации вам в этом помогут.
  • Чтобы развивающие игры приносили пользу, создайте ребенку благоприятную атмосферу: выключите телевизор и другие отвлекающие внимание ребёнка гаджеты, уберите игрушки. Играйте вместе с ребёнком, покажите ему, как нужно выполнять то или иное задание. Если ребенок не справляется с заданием после того, как вы показали, как нужно его выполнять, попробуйте упростить игру или же выберите другую.
  • Не забывайте, что подбирая игры и упражнения, важно учитывать, чтобы они соответствовали возрасту и особенностям ребёнка. Например, некоторые дети кубики собирают очень медленно, детально изучая каждый кубик, а другие дети могут выполнять это задание в быстром темпе. Важно, чтобы ребёнок доделал задание до конца, а не бросил его, а после этого убрал всё на место: сложил в коробочку пластилин, кубики, убрал краски, прополоскал кисточку, вылил воду и т. п.
  • Занимаясь с ребёнком, исключите приказной тон. Если вы что-то хотите от ребёнка, то пусть это будет не приказ, а просьба. Попросите ребенка убрать рабочее место, а не приказывайте. Затем обязательно похвалите его, обратите внимание на то, что его помощь для вас важна и нужна.
  • Обилие игрушек – не самое лучшее для развития ребёнка. Пусть игрушек будет меньше, но зато они будут представлять ценность для ребёнка, иметь развивающий характер, а не только развлекательный. Если вы всё-таки не можете не баловать своего ребёнка игрушками, то выберите две-три игрушки, а остальные уберите, постепенно их меняя.
  • Отличным способом развить в ребёнке усидчивость, помимо предлагаемых далее игр, являются лепка, рисование, аппликация и другие виды деятельности, которые требуют концентрации внимания.
  • Привлеките к занятию или игре домочадцев! Дело, которым заняты все члены семьи, пусть даже оно не такое серьезное и значительное, помогает развивать теплые отношения родителей и ребенка. Комментируйте, хвалите, радуйтесь вместе с ребенком, подбадривайте в случае неудач.

Попробуйте следующие игры:

  1. Отыщи пропажу

Поставьте перед ребёнком игрушки (около 3-7 штук, начинайте с небольшого количества). Попросите внимательно посмотреть на все игрушки и постараться запомнить их. После этого пусть ребенок закроет глаза или повернётся к игрушкам спиной; в это время уберите одну игрушку. Пусть он угадает, какой игрушки не хватает. Постепенно можно усложнять задачу, убирая две и даже три игрушки, а также постепенно увеличивая число игрушек перед ребенком. Игра полезна не только для развития усидчивости, но и хорошо тренирует память.

  1. Три задания

Ребёнок встаёт в удобную позу, затем вы считаете «раз, два, три», и он замирает. Пока он стоит неподвижно, вы даёте ему три задания. Например, назвать своё имя, цвет и сосчитать до 10. Как только вы опять даёте команду «раз, два, три», он должен выполнить эти задания, причём именно в той последовательности, в какой вы назвали.

  1. Угости Колобка

Игры с мелкими предметами не только развивают мелкую моторику, но и усидчивость. Для этой игры вам понадобится сухая фасоль и поделка в виде колобка. Для колобка подойдёт круглый пластиковый контейнер со съёмной крышкой. На крышку наклейте колобку глазки, ротик и носик. Во рту у колобка сделайте небольшое отверстие. От старой мягкой игрушки отрежьте ножки и ручки, подшейте их нитками вручную. Сделайте в баночке отверстия-надрезы для рук и ног и вставьте туда готовые детали. Инвентарь для игры готов! А теперь предложите малышу угостить колобка витаминками, роль которых и будет выполнять фасоль. Колобок должен съесть все витаминки, чтобы быть в хорошем настроении. Дети, как правило, с удовольствием угощают сказочного персонажа!

  1. Настраиваем эмоции

В этой игре нужно вырезать колобка из жёлтой цветной бумаги. Нарисуйте у него глаза и нос, а рот не рисуйте. Пусть ребёнок сам с помощью фасолинок/гороха/семечек выложит ему ротик. Давайте ему задания: например, покажи грустного колобка, а какой колобок, когда ему весело или он злится. Если ребенок затрудняется в изображении нужной эмоции, сначала покажите, как нужно изобразить ее.

  1. Найди отличия

Две на первый взгляд одинаковые картинки, глядя на которые нужно найти, в чём их отличие – замечательный способ увлечь ребёнка и развить его усидчивость, восприятие и внимание. Картинки можно скачать из Интернета и распечатать. Обращайте внимание на сложность картинки; в этом возрасте детям еще бывает сложно находить мелкие отличия на черно-белых изображениях. Начинайте с более простых заданий.

 

  1. Соедини точки

Эта игра отлично развивает мелкую моторику и графические навыки.  Распечатайте картинку, на которой вместо линий изображены точки. Соединив эти точки, можно узнать, что изображено на этой картинке. Предложите это сделать своему ребенку. Наверняка ему будет интересно узнать, что скрывается за точками. Готовую картинку можно потом будет вместе раскрасить цветными карандашами или красками. Снова обращайте внимание на сложность задания; если ребенок не справляется, подберите задание попроще. В Интернете лучше искать задание с уточнением возраста ребенка, например, формулируя поисковый запрос так: «задание соедини по точкам для ребенка 4 лет».

  1. Съедобное-несъедобное

Для этой игры понадобятся карточки с изображениями различных предметов: фруктов, овощей, одежды, животных. Кладите перед малышом по картинке и спрашивайте, съедобное это или нет. В зависимости от ответа, откладывайте картинки в две разные стопки. Далее можно усложнить задачу: пусть ребенок складывает в отдельные стопочки карточки с фруктами, животными, предметами одежды и так далее. Такие задания развивают не только усидчивость, но также мышление, и речь ребенка.

  1. Молчанка

Играющие садятся в круг, лицом друг к другу. Ведущий произносит считалку:

Первенчики, червенчики

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок — молчок.

После последнего слова - все должны замолчать и не произносить ни слова. Кто улыбнётся или заговорит - проиграл. Выигравшим считается тот, кто последний улыбнулся или заговорил.

  1. Что внутри?

Эта игра хороша не только для развития усидчивости, но и для развития восприятия. Приготовьте мелкие предметы: небольшие игрушки, карандаши, пуговицы, расчёску и тому подобное. Все они должны быть хорошо знакомы ребёнку. Спрячьте их в непрозрачный пакет или мешочек. Пусть ребенок попытается не глядя, на ощупь угадать, что за предмет ему попался.

  1. Всё по цвету

 Если у вас есть разноцветная пластмассовая мозаика, то ею можно поиграть нестандартным образом. Предложите разложить детали мозаики по цветам; или же вы называйте цвет, а ребёнок пусть кладёт мозаичную деталь этого цвета перед вами. Также можно выкладывать цепочки или «змейки»  из мозаики разных цветов: например, две зеленых, одна желтая, снова две зеленых, снова одна желтая, и так далее…

  1. «Да-нет-ка»

Эта игра учит задавать вопросы, находить критерии классификации объектов окружающего мира; развивает умение слушать, удерживать инструкцию задания.

Вам необходимо загадать слово (лучше хорошо знакомое ребенку) а ребенок должен разгадать слово, задавая вопросы, на которые вы можете дать один из ответов: «да» или «нет». Когда ребенок потренируется разгадывать простые слова, можно переходить к словам посложнее. Если игра понравится, ребенку обязательно захочется самому загадать слова; отгадывайте их!

  1. Визуальная «да-нет-ка»»

Игра учит анализировать и развивает мышление.

Игровой материал: карточки с изображениями предметов/животных или небольшие игрушки.

Вам необходимо разложить на столе игрушки или картинки (не более 10), дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов («Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?») определяет загаданный предмет/картинку. Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому; предмет пусть загадает ребенок. Так ребенок быстрее поймет правила игры.

  1. Сундук с сокровищами

Игра так же развивает мышление и воображение.

Игровой материал: коробка (сумка); любая съедобная (несъедобная) вещь, которая помещается внутрь, и которая хорошо знакома ребёнку. Ребенок не должен видеть, что лежит внутри.

Вам необходимо предложить ребенку с помощью вопросов отгадать, что внутри.

  1. Снаружи - внутри

Игра развивает мышление, учит соотносить понятия «большое» - «маленькое», «внутри» - «снаружи».

Вам необходимо назвать ребенку пару предметов и попросить его сказать, что может находиться внутри, а что снаружи. Например: дом и подушка, котлета и кастрюля, сердце и кошка, рыба и река, сахар и чай и т. д. Затем, если ребенка увлекла игра, можно поменяться ролями – пусть ребенок назовет пару слов.

  1. Отгадай по описанию

Игра развивает речь (умение согласовывать прилагательные и существительные); закрепляет знание о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа.

Вам необходимо заранее подготовить предложения-загадки, на которые ребенок должен дать ответ. Постарайтесь подстроиться под уровень ребенка, и сначала начните с тех определений, которые ребенок точно знает, постепенно увеличивая сложность.

Например:

Красивое насекомое с разноцветными крылышками, любит летать, питается нектаром. (Бабочка.)

Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам. (Поезд.)

Дикое животное, живет в лесу, воет на луну. (Волк.)

Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда обманывает. (Лиса.)

Кислый фрукт с желтой кожурой. (Лимон).

Белое, холодное, падает зимой с неба (Снег).

Домашнее животное, умеет лаять и охранять дом (Собака).

  1. Фотоаппарат

Игра развивает произвольное внимание, память, речь.

Игровой материал: карточки от лото или любые другие картинки.

Взрослый в течение 5 секунд демонстрирует ребенку карточку. Затем убирает ее и предлагает вспомнить, что на ней было изображено. Если ребенок затрудняется ответить, задать ему наводящий вопрос: сколько, какого цвета и т. д.

  1. Хлопни в ладоши

Игра развивает устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширяет кругозор.

Вам необходимо называть ребенку разные слова. При этом задать такое условие: если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно нужно хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем можно объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения. Когда хлопать в ладоши или вставать наскучит, можно разнообразить инструкции: подпрыгнуть, присесть, покружиться, надуть щеки и т.п.

  1. Ищи безостановочно

Игра помогает развивать активное внимание, наблюдательность, зрительный поиск.

Взрослый дает ребенку следующую инструкцию: необходимо в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета. После сигнала «Стоп!» ребенок должен назвать предметы, которые он увидел. Если временной промежуток недостаточен, его можно увеличить. Данная игра будет особенно интересна в новых помещениях/местах, где ребенок еще не был; также она поможет скоротать, например, время в ожидании.

        

  1. Разные животные

Игра помогает развивать активное внимание, быстроту реакции.

Взрослый объясняет правила игры: когда он будет хлопать в ладоши, ребенок должен будет принять соответствующую позу:

Один хлопок – поза аиста (стоя на одной ноге, поджать другую);

Два хлопка – поза лягушки (присядь, пятки вместе, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу);

Три хлопка – поза коровы (встань на четвереньки и произнести «Мууу!»).

Если ребенку сложно запомнить сразу три условия, можно сначала потренироваться с одним и двумя хлопками; позы при желании можно придумывать свои.

  1. Добавь слово

Игра развивает внимание и память.

Взрослый начинает игру, называя какую-нибудь вещь/игрушку/предмет, хорошо знакомый ребенку. Ребенку нужно повторить слово взрослого и добавить свое. Далее взрослый снова повторяет свое первое слово, слово ребенка, и добавляет свое третье слово. После этого ребенку нужно повторить уже три называнных слова и добавить свое четвертое.

Если эту игру проводить неоднократно, то от раза к разу увеличивается количество запоминаемых слов, то есть, объем памяти. А установка, которую дает взрослый на запоминание как можно большего числа слов, развивает произвольное внимание.

  1. Я кубик несу и не уроню

Эта игра развивает произвольность и самоконтроль движений.

Ребенку необходимо перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки. Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно. Если и эти задания не вызывают затруднений, то можно добавить предметы, с помощью которых переносится кубик; кроме этого, можно менять сам предмет для переноски. Например, нужно нести маленький шарик с помощью ложки

  1. Не урони!

Эта игра развивает усидчивость, терпение, внимательность и регуляцию движений рук.

Для игры потребуются счетные палочки. Взрослый высыпает палочки из коробочки, пустую коробку ставит на стол вертикально. Ребенок берет 2 палочки большим и указательным пальцами правой руки и кладет на коробочку, стараясь не уронить.

Если получилось, то левой рукой теми же пальцами перекладывает палочки на другую коробочку. Если справился, то пробует проделать то же самое средним и большим пальцами обеих рук (попеременно). Далее – безымянным и большим, мизинцем и большим. (Если хоть одна палочка упадет, надо начинать сначала.)

Если удалось все проделать до конца успешно, добавляется еще одна палочка (3 палочки и т. д.).

  1. Лучик внимания

Эта игра помогает развивать навык сосредоточения и произвольную регуляцию внимания.

Для игры необходимо любое изображение с мелкими, но четкими деталями.

Родитель предлагает ребенку направить «лучик своего внимания», например, на нарисованную в круге звездочку («старайся не отвлекаться, смотри только на звездочку…») и удерживает внимание ребенка как можно дольше (от 10 до 30 секунд); затем переводит «лучик внимания» на червячка (время то же), затем на крестик.., затем на палочку… и, наконец, в точку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода мнемотехники для развития внимания, памяти и мышления у детей с ОНР

В последнее время все чаще встречаются дети со сложной структурой речевого дефекта - общим недоразвитием речи на фоне дизартрии. Дизартрия связана с органическим поражением центральной и периферическо...

Упражнения для развития внимания, памяти и мышления ребенка

Материал содержит краткую информацию особенностей развития внимания, памяти и мышления детей, а так же ряд развивающих игр и упражнений....

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.

Методики для изучения уровня развития его внимания, памяти, восприятия, мышления и воображения ребенка 4 лет.Методика «Нелепицы»Цель: выявление элементарных образных представлений ребёнка об окру...

Консультация для родителей. «Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»

Консультация для родителей.«Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»...

Консультация для педагогов ДОУ «Игры на развитие внимания, памяти и мышления »

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ «ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ»...

Консультация для родителей. «Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»

Консультация для родителей.«Развитие внимания, памяти, логического мышления детей 6-7 лет»...