" Жизнь диких лесных животных в зимний период".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Абрамова Виктория Валерьевна

Конспект занятия об изменениях в жизни лесных животных в зимний период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое логопедическое занятие

« Жизнь диких лесных животных в зимний период»

в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

                                                                                 подготовила и провела учитель-логопед  

                                                                               первой квалификационной  категории

 Абрамова Виктория Валерьевна

Конспект

ЦЕЛЬ: 

Коррекционно-образовательные цели:

  • Расширить, активизировать и обобщить словарь детей;
  • Дать представление об изменениях в жизни диких животных в зимний период;
  • Развивать  связную и четкую речь у детей;
  • Закрепить навык звуко-слогового анализа слов;
  • Закрепить навык составлять  из слов - предложения;
  • Закрепить понятие схема предложения;
  •  Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным   обозначением первого слова в предложении;
  • Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
  • Автоматизировать  правильное произношение и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;

 

Коррекционно-развивающие цели:

  • Развивать фонематическое восприятие,  речевой  слух, слуховое внимание, выразительность речи;
  • Развивать память и внимание;
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.

 

Коррекционно-воспитательные цели:

  • Воспитывать культуру межличностных отношений;
  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;

          А так же- самостоятельность и инициативность на занятии.

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Расширять словарный запас за счёт существительных-названий диких животных, их детёнышей,  жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни);
  • Упражнять в умении подбирать слова – антонимы
  • Упражнять в умении подбирать притяжательные прилагательные
  • Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;
  • Учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно строя фразу;
  • Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
  • Совершенствовать  навыки и умение работать со схемой предложения;
  • Совершенствовать умение определять «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
  • Совершенствовать  навык определения места звука в слове в разных позициях;
  • Развивать с умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие общей (сочетание речи с движением) и мелкой моторики;
  • Развитие общих речевых навыков;
  • Развивать мышление детей на материале описательных загадок;
  • Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;
  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
  • Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитание культуры межличностных отношений;
  • Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу;
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;
  • Воспитание  у детей отзывчивости, трудолюбия, умения работать совместно со сверстниками;
  • Воспитание  бережного отношения к природе и эмоционально-положительное отношения к диким животным.

Обеспечение занятия:

 Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)

 Место проведение (групповая комната)
Методы занятия:
• игровые: сюрпризные моменты, игра;
• словесные: беседы, объяснения, указания, словесные инструкции;

Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)

Количество детей: подгруппа детей из 6 человек

Оборудование и материалы:

  • Конверт с загадками,
  • Картинки с изображением следов диких животных, белая простыня;
  • Мольберт, 6 картинок на магните (слоН, кабаН, Норка, куНица, олеНь, сНегирь), 6 картинок-снежинок,  «паровозики» с синими и зелёными квадратиками;
  • Деревянные пазлы с изображением диких лесных животных ( белка, заяц, ёж, медведь, лиса), элементы для выкладывания схемы предложения.
  • Музыкальная колонка с записью песни « Про следы» из мультфильма «Маша и медведь».
  • Корзина с конфетами «Лесной орех» по количеству детей( сюрпризный момент)

Словарная работа:

закрепление понятий “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”.

Предварительная работа:

Отработка понятия  « что такое согласные звуки», нахождение  слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.

Использование здоровьесберегающих и педагогичесих технологий:

Су-джоки, самомассаж ушных раковин, мимические упражнения, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.

Организационный момент:

 Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех вас на занятии. Ну что, начнём? Сегодня утром, когда я шла в детский сад, нашла вот такой конверт. Не знаю, что там? Откроем? Ага! Ребята! Я  поняла, что надо делать. Хотите отправиться в путешествие? А вот куда, к кому, а самое главное о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав несколько интересных загадок. И сразу договоримся и вспомним правила ответов в команде. Слушаем внимательно, включив ушки.

-  не перебиваем соседа, не перебиваем друг друга

- поднимаем руку, если ответ готов

- отвечаем полным предложением

1.  Загадка:

 Сердитый недотрога

 Живёт в глуши лесной.

 Иголок очень много,

 А нитки- ни одной: ЕЖ

 (ребята, как вы догадались, что это ёж?)

2.Загадка:

Из берлоги слышен храп-

Спит  хозяин косолап.

Всю округу замело,

Но ему во сне тепло: МЕДВЕДЬ

 (ребята, по каким признакам вы решили, что это медведь)

3. Загадка:

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода — кора: ЗАЯЦ

(ребята, как вы определили, что это заяц)

Ребята, это кто такие – ёж, медведь, заяц ? Правильно. Это дикие лесные животные. Скажите, а почему их дикими называют? Давайте вспомним признаки именно диких животных. (ответы детей)

Ребята, а чтобы наша речь была ещё красивее и четче, давайте выполним мимическую, дыхательную и артикуляционную гимнастику. Что такое мимика? (ответы детей).

     1. "Злой волк" (брови нахмурены, лицо злое)

     2. "Хитрая лиса" (улыбнуться прищурив глазки)

     3."Трусливый зайка" (выражение лица испуганное)

     4 ."У зайки болят зубы" (страдающее выражение лица)

А сейчас выполним упражнение на дыхание:

1. "Согреем лапки" (подуть на руки выдыхая ртом теплый воздух)

Зайке холодно в лесочке

Греет лапки под кусточком

2. "Лиса идет по следу" (короткие, частые вдохи носом)

Лисонька-лиса

След зайца взяла

Носиком повела

По следу пошла

И приступим к артикуляционным упражнениям :

1. Щелкаем зубами как волк.

2. Зайка покусывает верхними резцами нижнюю губу.

3. Зайка грызет кочерыжку (покусывать язык. постепенно втягивая его в рот)

4. "Хвостик" (покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону)

5 ."Зайка играет на барабане" (улыбнуться, открыть рот, многократно, отчетливо произносить звук: Д-д-д-д. Язык упирается в верхние зубы, рот открыт.

Молодцы!

1.Ну что, вот и первое задание. А от кого же оно? Снова включаем ушки. (Из конверта загадка про белку)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом: БЕЛКА

 Как вы догадались? Правильно. Молодцы, ребята.

Белка предлагает нам поиграть в слова- наоборот. Но вы уже ребята большие и знаете, что по-другому слова- наоборот  называются  как? АНТОНИМАМИ (Ответы детей). Итак, я бросаю мячик, вы –отвечаете, подбирая правильный антоним.

2. Следующее задание от….Слушаем загадку.(Из конверта следующая загадка  про лису.)

Эта рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора.

И мышами поживиться

Может шустрая: ЛИСА

Как вы догадались. Правильно. Молодцы!

 У вас на столах лежат пазлы.  Их нужно собрать.

У каждого из вас получилось какое-то дикое животное. Нужно составить предложение об этом животном.  Из предложенных детьми предложений выбрать предложение с предлогом. Схему этого предложения вы сейчас выложите на столе. В тарелочках лежат элементы для составления схемы предложения. Давайте проговорим это предложение . Поднимите глазки на меня. Итак. Вспомним  границы предложения. Первая….. Вторая. Между словами «коридорчики». Приступаем.

Отдыхалочка: «Лисонька-лиса».

Утром лисонька проснулась,(подняли голову, открыли глаза)

 Лапкой вправо потянулась, (подняли правую руку вверх, затем плавно в сторону и опустили)
Лапкой влево потянулась, (подняли левую руку вверх, плавно в сторону и опустили)
Солнцу нежно улыбнулась.(подняли обе руки вверх, плавно в стороны и опустили )
В кулачок все пальцы сжала, (сжимание и разжимание пальцев в кулак)
Растирать все лапки стала, (растирание ладоней)
А потом  ладошкой пошлепала немножко. (хлопки в ладоши)

Ну, красавица лиса, до чего же хороша!

Ребята, давайте вспомним, что делала лиса в нашей «отдыхалочке»? ( Отработка глагольного словаря)  ответы детей.

Молодцы

3.Следующее задание от…..(Из конверта загадка про волка)

На овчарку он похож.

Что ни зуб-то острый нож-

Он бежит скалив пасть,

На овцу готов напасть: ВОЛК

 Как вы догадались. Правильно. Молодцы.

Ребята, а вы знаете, что все животные общаются при помощи звуков. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я говорю смешную чистоговорку. Вы- внимательно слушаете . Ваша задача услышать какой звук я произношу чаще других.

На-На-На- а в лесу растет сосНа

Ны-Ны-Ны- в детский сад пришли слоНы

Ну-Ну-Ну-дам конфетку я слоНу

оН-оН-оН- вот большой огромный слоН

Но-Но-Но- одиН  слоН упал в окНо

аН-аН- аН- слоН забрал с собой баяН

Да, сегодня мы вспомним этот звук. Что такое звуки. Что такое буквы. Звук Н , а буква ЭН.

Давайте дадим характеристику этому звуку. Вспомним с чего мы начинаем.(гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой, парный/непарный.)

4.Игра продолжается. Идут в мольберту. Объясняю правила игры.

( на мольберте  приклеены  магнитные картинки с изображением диких животных, в названии которых  есть звук «Н». Вытянув полоску с порядковым номером  в случайном порядке, ребёнок берёт картинку с соответствующем номером, но не видит изображения, пока не перевернет её)

Задание: назвать животное, определить место звука «Н» в слове, а так же характеристики твердости или мягкости звука.  Указать какой «паровозик» соответствует данному  звуку в отгадываемом слове.

5. А сейчас отправляемся на прогулку в зимний лес. (Играет мелодия из мультфильма «Маша и медведь» « Про следы»).

Поиграем в игру: «Кто наследил». Задача- увидеть следы животных, правильно назвать чьи это следы и найти точно такие же без подсказки,  ещё раз правильно называя чей след.

 Итог занятия:

 Рефлексия

Итак, занятие завершается, дорогие друзья. Вы сегодня очень хорошо работали. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего, а может что-то  не понравилось. Что запомнилось? Что мы сегодня делали на занятии?

И как всегда, в каждом нашем занятии есть рубрика: « С миру по нитке».  В этой рубрике вы узнаёте что-то новое и очень интересное. А именно…. У животных, так же как и у людей есть конечности. У людей  верхние конечности – это руки, и нижние – ноги. Скажите, ребята ,а вы знаете, как  называются  конечности у  животных?  Да. У животных есть лапы и есть ноги.  А вот и интересный факт - Если на конечности животного есть когти, то у него -лапы. Если на конечности есть копыта- то у животного  ноги. Запомните.

 Сюрпризный момент:

За хорошую активную работу на занятии, белочка приготовила для вас гостинцы из леса. Угощайтесь. Всем спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Дикие животные в зимний период». Воспитатель Максимова Нина Михайловна.

Интегрированное занятие в  средней группе на тему: «Дикие животные в зимний период». Воспитатель Максимова Нина Михайловна.Образовательные области:Коммуникация.Физическая  культура.Поз...

материал для закрепления лексики "Дикие лесные животные"

материал содержит речевой и занимательный материал для закрепления  лексической темы "Дикие лесные животные"...

Презентация на тему: Дикие лесные животные

Презентация по ознакомлению дошкольников с окружающим миром...

Конспект НОД Дикие животные в зимний период

Дикие животные в зимний период...

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные в зимний период»

Программное содержание: расширять знания детей о диких животных, их образе жизни в зимний период, активизировать словарь, упражнять в умении называть отличия внешнего вида, воспитания любви и бережног...

Дикие животные в зимний период

Дикие животные в зимний период  (для детей младшего возраста)...