" Жизнь диких лесных животных в зимний период".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект занятия об изменениях в жизни лесных животных в зимний период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye.doc | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подгрупповое логопедическое занятие
« Жизнь диких лесных животных в зимний период»
в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи
подготовила и провела учитель-логопед
первой квалификационной категории
Абрамова Виктория Валерьевна
Конспект
ЦЕЛЬ:
Коррекционно-образовательные цели:
- Расширить, активизировать и обобщить словарь детей;
- Дать представление об изменениях в жизни диких животных в зимний период;
- Развивать связную и четкую речь у детей;
- Закрепить навык звуко-слогового анализа слов;
- Закрепить навык составлять из слов - предложения;
- Закрепить понятие схема предложения;
- Познакомить с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении;
- Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования);
- Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
Коррекционно-развивающие цели:
- Развивать фонематическое восприятие, речевой слух, слуховое внимание, выразительность речи;
- Развивать память и внимание;
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Коррекционно-воспитательные цели:
- Воспитывать культуру межличностных отношений;
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества;
А так же- самостоятельность и инициативность на занятии.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные задачи:
- Расширять словарный запас за счёт существительных-названий диких животных, их детёнышей, жилищ; названиями способов передвижения; повадками и внешним видом; образе жизни);
- Упражнять в умении подбирать слова – антонимы
- Упражнять в умении подбирать притяжательные прилагательные
- Упражнять в составлении предложений с предлогом «В»;
- Учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно строя фразу;
- Развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- Совершенствовать навыки и умение работать со схемой предложения;
- Совершенствовать умение определять «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
- Совершенствовать навык определения места звука в слове в разных позициях;
- Развивать с умение слушать товарища, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста; стимулировать и поощрять творческие проявления детей.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие общей (сочетание речи с движением) и мелкой моторики;
- Развитие общих речевых навыков;
- Развивать мышление детей на материале описательных загадок;
- Совершенствовать зрительно-пространственное восприятие;
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
- Развитие двигательной активности, интонационной и мимической выразительности.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание культуры межличностных отношений;
- Воспитывать желание говорить правильно и красиво, доброжелательное отношение друг к другу;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;
- Воспитание у детей отзывчивости, трудолюбия, умения работать совместно со сверстниками;
- Воспитание бережного отношения к природе и эмоционально-положительное отношения к диким животным.
Обеспечение занятия:
Научно - методическое (подбор литературы, книги, картины)
Место проведение (групповая комната)
Методы занятия:
• игровые: сюрпризные моменты, игра;
• словесные: беседы, объяснения, указания, словесные инструкции;
Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет)
Количество детей: подгруппа детей из 6 человек
Оборудование и материалы:
- Конверт с загадками,
- Картинки с изображением следов диких животных, белая простыня;
- Мольберт, 6 картинок на магните (слоН, кабаН, Норка, куНица, олеНь, сНегирь), 6 картинок-снежинок, «паровозики» с синими и зелёными квадратиками;
- Деревянные пазлы с изображением диких лесных животных ( белка, заяц, ёж, медведь, лиса), элементы для выкладывания схемы предложения.
- Музыкальная колонка с записью песни « Про следы» из мультфильма «Маша и медведь».
- Корзина с конфетами «Лесной орех» по количеству детей( сюрпризный момент)
Словарная работа:
закрепление понятий “звук”, “буква”, “слово”, “предложение”.
Предварительная работа:
Отработка понятия « что такое согласные звуки», нахождение слов с заданным звуком, звуковой анализ слов, деление слов на слоги, работа с предложением, разучивание стихов.
Использование здоровьесберегающих и педагогичесих технологий:
Су-джоки, самомассаж ушных раковин, мимические упражнения, дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика.
Организационный момент:
Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть всех вас на занятии. Ну что, начнём? Сегодня утром, когда я шла в детский сад, нашла вот такой конверт. Не знаю, что там? Откроем? Ага! Ребята! Я поняла, что надо делать. Хотите отправиться в путешествие? А вот куда, к кому, а самое главное о ком мы сегодня будем говорить, вы узнаете, отгадав несколько интересных загадок. И сразу договоримся и вспомним правила ответов в команде. Слушаем внимательно, включив ушки.
- не перебиваем соседа, не перебиваем друг друга
- поднимаем руку, если ответ готов
- отвечаем полным предложением
1. Загадка:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки- ни одной: ЕЖ
(ребята, как вы догадались, что это ёж?)
2.Загадка:
Из берлоги слышен храп-
Спит хозяин косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло: МЕДВЕДЬ
(ребята, по каким признакам вы решили, что это медведь)
3. Загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора: ЗАЯЦ
(ребята, как вы определили, что это заяц)
Ребята, это кто такие – ёж, медведь, заяц ? Правильно. Это дикие лесные животные. Скажите, а почему их дикими называют? Давайте вспомним признаки именно диких животных. (ответы детей)
Ребята, а чтобы наша речь была ещё красивее и четче, давайте выполним мимическую, дыхательную и артикуляционную гимнастику. Что такое мимика? (ответы детей).
1. "Злой волк" (брови нахмурены, лицо злое)
2. "Хитрая лиса" (улыбнуться прищурив глазки)
3."Трусливый зайка" (выражение лица испуганное)
4 ."У зайки болят зубы" (страдающее выражение лица)
А сейчас выполним упражнение на дыхание:
1. "Согреем лапки" (подуть на руки выдыхая ртом теплый воздух)
Зайке холодно в лесочке
Греет лапки под кусточком
2. "Лиса идет по следу" (короткие, частые вдохи носом)
Лисонька-лиса
След зайца взяла
Носиком повела
По следу пошла
И приступим к артикуляционным упражнениям :
1. Щелкаем зубами как волк.
2. Зайка покусывает верхними резцами нижнюю губу.
3. Зайка грызет кочерыжку (покусывать язык. постепенно втягивая его в рот)
4. "Хвостик" (покачать высунутым изо рта языком из стороны в сторону)
5 ."Зайка играет на барабане" (улыбнуться, открыть рот, многократно, отчетливо произносить звук: Д-д-д-д. Язык упирается в верхние зубы, рот открыт.
Молодцы!
1.Ну что, вот и первое задание. А от кого же оно? Снова включаем ушки. (Из конверта загадка про белку)
Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке – летом: БЕЛКА
Как вы догадались? Правильно. Молодцы, ребята.
Белка предлагает нам поиграть в слова- наоборот. Но вы уже ребята большие и знаете, что по-другому слова- наоборот называются как? АНТОНИМАМИ (Ответы детей). Итак, я бросаю мячик, вы –отвечаете, подбирая правильный антоним.
2. Следующее задание от….Слушаем загадку.(Из конверта следующая загадка про лису.)
Эта рыжая плутовка
И коварна, и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора.
И мышами поживиться
Может шустрая: ЛИСА
Как вы догадались. Правильно. Молодцы!
У вас на столах лежат пазлы. Их нужно собрать.
У каждого из вас получилось какое-то дикое животное. Нужно составить предложение об этом животном. Из предложенных детьми предложений выбрать предложение с предлогом. Схему этого предложения вы сейчас выложите на столе. В тарелочках лежат элементы для составления схемы предложения. Давайте проговорим это предложение . Поднимите глазки на меня. Итак. Вспомним границы предложения. Первая….. Вторая. Между словами «коридорчики». Приступаем.
Отдыхалочка: «Лисонька-лиса».
Утром лисонька проснулась,(подняли голову, открыли глаза)
Лапкой вправо потянулась, (подняли правую руку вверх, затем плавно в сторону и опустили)
Лапкой влево потянулась, (подняли левую руку вверх, плавно в сторону и опустили)
Солнцу нежно улыбнулась.(подняли обе руки вверх, плавно в стороны и опустили )
В кулачок все пальцы сжала, (сжимание и разжимание пальцев в кулак)
Растирать все лапки стала, (растирание ладоней)
А потом ладошкой пошлепала немножко. (хлопки в ладоши)
Ну, красавица лиса, до чего же хороша!
Ребята, давайте вспомним, что делала лиса в нашей «отдыхалочке»? ( Отработка глагольного словаря) ответы детей.
Молодцы
3.Следующее задание от…..(Из конверта загадка про волка)
На овчарку он похож.
Что ни зуб-то острый нож-
Он бежит скалив пасть,
На овцу готов напасть: ВОЛК
Как вы догадались. Правильно. Молодцы.
Ребята, а вы знаете, что все животные общаются при помощи звуков. Сейчас мы поиграем в такую игру. Я говорю смешную чистоговорку. Вы- внимательно слушаете . Ваша задача услышать какой звук я произношу чаще других.
На-На-На- а в лесу растет сосНа
Ны-Ны-Ны- в детский сад пришли слоНы
Ну-Ну-Ну-дам конфетку я слоНу
оН-оН-оН- вот большой огромный слоН
Но-Но-Но- одиН слоН упал в окНо
аН-аН- аН- слоН забрал с собой баяН
Да, сегодня мы вспомним этот звук. Что такое звуки. Что такое буквы. Звук Н , а буква ЭН.
Давайте дадим характеристику этому звуку. Вспомним с чего мы начинаем.(гласный/согласный, твердый/мягкий, звонкий/глухой, парный/непарный.)
4.Игра продолжается. Идут в мольберту. Объясняю правила игры.
( на мольберте приклеены магнитные картинки с изображением диких животных, в названии которых есть звук «Н». Вытянув полоску с порядковым номером в случайном порядке, ребёнок берёт картинку с соответствующем номером, но не видит изображения, пока не перевернет её)
Задание: назвать животное, определить место звука «Н» в слове, а так же характеристики твердости или мягкости звука. Указать какой «паровозик» соответствует данному звуку в отгадываемом слове.
5. А сейчас отправляемся на прогулку в зимний лес. (Играет мелодия из мультфильма «Маша и медведь» « Про следы»).
Поиграем в игру: «Кто наследил». Задача- увидеть следы животных, правильно назвать чьи это следы и найти точно такие же без подсказки, ещё раз правильно называя чей след.
Итог занятия:
Рефлексия
Итак, занятие завершается, дорогие друзья. Вы сегодня очень хорошо работали. Скажите, пожалуйста, что вам понравилось больше всего, а может что-то не понравилось. Что запомнилось? Что мы сегодня делали на занятии?
И как всегда, в каждом нашем занятии есть рубрика: « С миру по нитке». В этой рубрике вы узнаёте что-то новое и очень интересное. А именно…. У животных, так же как и у людей есть конечности. У людей верхние конечности – это руки, и нижние – ноги. Скажите, ребята ,а вы знаете, как называются конечности у животных? Да. У животных есть лапы и есть ноги. А вот и интересный факт - Если на конечности животного есть когти, то у него -лапы. Если на конечности есть копыта- то у животного ноги. Запомните.
Сюрпризный момент:
За хорошую активную работу на занятии, белочка приготовила для вас гостинцы из леса. Угощайтесь. Всем спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Дикие животные в зимний период». Воспитатель Максимова Нина Михайловна.
Интегрированное занятие в средней группе на тему: «Дикие животные в зимний период». Воспитатель Максимова Нина Михайловна.Образовательные области:Коммуникация.Физическая культура.Поз...
материал для закрепления лексики "Дикие лесные животные"
материал содержит речевой и занимательный материал для закрепления лексической темы "Дикие лесные животные"...
Презентация на тему: Дикие лесные животные
Презентация по ознакомлению дошкольников с окружающим миром...
Конспект НОД Дикие животные в зимний период
Дикие животные в зимний период...
Конспект занятия в старшей группе на тему: «Дикие животные в зимний период»
Программное содержание: расширять знания детей о диких животных, их образе жизни в зимний период, активизировать словарь, упражнять в умении называть отличия внешнего вида, воспитания любви и бережног...
Дикие животные в зимний период
Дикие животные в зимний период (для детей младшего возраста)...
Конспект НОД "Жизнь животных в зимний период"
для детей 5-6 лет...