Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений
статья по логопедии
В статье описано значение физиологического дыхания в формировании ревой функции, в строении артикуляционного аппарата. Также описаны характеристика правильного дыхания , основные виды нарушений, и этапы коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_dyhvniya.docx | 9.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Реутов
«Детский сад комбинированного вида № 5 «Аленький цветочек»
Учитель-логопед Архипова Екатерина Александровна
Статья
«Роль дыхания в коррекции миофункциональных нарушений».
Дыхание — это физический процесс, обеспечивающий нормальное течение метаболизма (обмена веществ и энергии) живых организмов и способствующий поддержанию гомеостаза (постоянства внутренней среды), получая из окружающей среды кислород (О2) и отводя в окружающую среду в газообразном состоянии некоторую часть продуктов метаболизма организма/
Дыхание — одна из немногих способностей организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при полном — наоборот, снижается.
Виды дыхания: глубокое и поверхностное, полное, неполное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное).
Особые виды дыхательных движений наблюдаются при икоте и смехе.
Характеристики правильного дыхания:
через нос и днем и ночью
- горизонтальное (ребрами и диафрагмой)
- ритмичное
- гибкое – меняется исходя из ситуации и удовлетворяет потребности в энергии в данный момент
Основные виды нарушения дыхания у детей:
- Ротовое дыхание
- Смешанное дыхание
- Верхне-ключичное дыхание
- Дыхание при нижнем положении языка
Ротовое или смешанное дыхание - затрудненное прохождение воздуха через носовые ходы.
Это ВРЕДНАЯ ПРИВЫЧКА, которая сформировалась в силу частых простудных заболеваний.
Характерно:
- слабая круговая мышца рта,
- нижнее положение языка,
- сужение верхней челюсти,
- вытянутая средняя часть лица и ее уплощение,
- широкая переносица,
- узкие ноздри,
- двойной подбородок
- синева под глазами,
- отёк носовых пазух.
Для профилактики простудных заболеваний очень важно научить детей в детском возрасте носовому дыханию, при котором воздух проходит через множество носовых входов, увлажняется, высушивается, охлаждается или прогревается, очищается от пыли. Одновременно раздражаются рецепторы, участвующие в регуляции активности и кровотока головного мозга. Нарушения в состоянии этих рецепторов у детей с затруднениями носового дыхания нередко приводят к состоянию тревоги или угнетению, расстройству сна, что замедляет общее развитие организма.
При ротовом дыхании изменяется форма верхней челюсти: она сужается в боковых участках в результате неправильного положения языка и давления нижних мышц. Одновременно с сужением челюсти изменяется форма носовых входов, искривляется носовая перегородка, а эти деформации, в свою очередь, провоцируют возникновение ротового дыхания. Из-за опущения языка и ослабления диафрагмы полости рта язык смещается назад и вниз, что приводит к нарушению артикуляции, возникновению гнусавости (ринолалии).
Аденоиды - патологически увеличенная глоточная (носоглоточная) миндалина, вызывающая затруднение носового дыхания, снижение слуха (в том числе фонематического) и другие расстройства. Разращения миндалины обусловлены гиперплазией (увеличение числа структурных элементов) её лимфоидной ткани.
Аденоидные вегетации широко распространены у детей и наиболее часто наблюдаются в возрасте от 3 до 7 лет. Развитию аденоидов способствуют заболевания, вызывающие воспаление слизистой оболочки полости носа и миндалин (корь, скарлатина, грипп, острые и хронические воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и др.).
При отсутствии лечения аденоидных вегетаций ребёнок начинает постоянно дышать через рот, что существенно влияет на развитие нижней челюсти.
Этапы коррекции дыхания:
Дифференциация вдоха-выдоха через нос и рот.
- Контроль положения языка во время дыхания.
- Выработка диафрагмального (брюшного) дыхания.
- Замедление дыхания.
Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов:
1. вдох носом — выдох через рот;
2. вдох одной ноздрей — выдох другой;
3. вдох—выдох через нос;
4. вдох носом — выдох через нос;
5. вдох ртом — выдох через рот;
6. вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
7. вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
8. вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
9. вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.
Во время прогулок нужно предложить ребенку медленно вдыхать и еще медленнее выдыхать носом. Выдох должен продолжаться в 1,5 —2 раза дольше, чем вдох, его лучше делать на четыре шага, а вдох на два шага или вдох на два-три шага, а выдох на три-пять шагов. Особенно полезно научиться так дышать при быстрой ходьбе и медленном беге.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями
Презентация раскрывает мой опыт работы с детьми огораниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами. Презентация быда показана на конкурсе "Учитель года0 2011", одобрена на педа...
«Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей»
Специфика работы логопедической группы ДОУ....
Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей
Специфика работы логопедической группы ДОУ и роль семьи в коррекции речевых нарушений у детей...
Развитие дыхания и коррекция его нарушений (дыхательная гимнастика).
Дыхательная гимнастика способствует правильной и красивой речи....
Роль родителей в коррекции речевых нарушений детей
Выступление учителя-логопеда на родительском собрании....
Роль дыхания в коррекции речевых нарушений
Роль дыхания в коррекции речевых нарушений...
Проект: «Коррекция миофункциональных нарушений при совместной работе учителя-логопеда и родителей».
Паспорт проектаТип проекта:•Практико-ориентированный,•Информационно-развивающий,•Открытый, коллективный,•Долгосрочный (1 год)Образовательная область: «Речевое развитие»...