Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями
презентация к занятию по музыке (старшая группа) по теме
Презентация раскрывает мой опыт работы с детьми огораниченными возможностями здоровья (ОВЗ), детьми-инвалидами. Презентация быда показана на конкурсе "Учитель года0 2011", одобрена на педагогическом совете детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
popova_m.k._detskiy_sad_12.zip | 492.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ СОШ 5
структурное подразделение
«Детский сад №12»
Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями
Сообщение музыкального руководителя
1 кв.категории Поповой М.К.
г.Краснокамск, 2011
Роль музыки в коррекции функциональных нарушений у детей с ограниченными физическими возможностями
В 2004 году в нашем детском саду открывается первая группа детей-инвалидов. Новые дети открывают перед нами новые темы для самообразования и саморазвития. Начав заниматься с детьми-инвалидами я поняла, что мне самой , имея за плечами 15 лет стажа работы музыкального руководителя, вместе с этими ребятами вновь учиться слушать музыку, петь, двигаться, ориентироваться в пространстве .
Но делать это уже по другому, ставя себя на их место, некоторые из них не умеют передвигаться без помощи взрослого, имеют тяжелые нарушения зрения, и не владеют навыками обычных детей.
Я начала изучать специальную литературу, выписывать книги по коррекционной педагогике, т.к. сложно было найти их в магазинах или книжных лавках.
И исследуя и работая над этой специфической темой я сделала для себя много открытий – оказывается упоминание о целительном и коррекционно-развивающем воздействии музыки уходит корнями в древние времена. Виднейшие ученые Пифагор, Аристотель, Платон указывали на лечебное и профилактическое воздействие музыки. Было замечено , что музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяет настроение человека, перестраивает его внутреннее состояние.
Современные исследования в специальной психологии и педагогике объективно подтверждают положительное влияние музыки на детей с различными отклонениями в развитии.
Цель моей работы определяется исходя из физических, психических, умственных возможностей детей,
основные задачи направлены не только на овладение навыками музыкально-практической деятельности, а на решение значимых для развития ребенка проблем: развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой и личностной сфер, стимулирование речевой деятельности. А также адаптация детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкальной деятельности.
Моя работа состоит из различных форм музыкальной деятельности . Но сегодня поподробней остановлюсь на основной форме – музыкально-коррекционных занятиях. Музыкальное занятия - это не просто последовательность упражнений, это драматическое действие в котором все элементы связаны между собой.
Структура занятия, подбор упражнения может меняться в зависимости от тех задач, которые я ставлю, от особенностей группы детей в целом и индивидуально.
Для достижения оптимальных результатов музыкальные занятия проходят в соответствии с календарно-тематическим планированием и проводятся по следующей схеме:
Приветствие;
Обязательный ритуал. Является «пусковым механизмом» занятия, концентрирует внимание детей, стимулирует речевую деятельность, формирует готовность к общению. И просто дает позитивное начало для всего занятия.
«Свободное движение»;
Различные виды перестроения в процессе движения по залу. Формирует лёгкость вступления в контакт; развивает умение ориентироваться в игровом пространстве, согласовывать свои движения, не сталкиваясь с другими детьми.
Ритмическая разминка;
Проходит по-разному: от сюжетного музыкально - ритмического упражнения до развёрнутого ритмического комплекса. Развивает организованность, владение навыками ритмичного и координированного движения, соответствие вокально-речевой интонации с движением.
Пение;
Песни на занятии не разучиваются, а проходят ряд этапов, которые дети осваивают в удобном индивидуальном для каждого темпе. На этапе «удивления» идёт показ-исполнение песни педагогом; на этапе «присоединения» дети следуют за педагогом, повторяя за ним отдельные слова или движения; на этапе «исполнения» дети вместе с педагогом поют песню и, по возможности, одновременно исполняют движения.
Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;
Это традиционное знакомство с различными музыкальными произведениями , в процессе которого идёт обогащение общих представлений, ознакомление с музыкальными жанрами, характером и содержанием того или иного музыкального произведения.
Танцы, хороводы; вырабатывают навыки ритмичного и координированного движения; умения двигаться по кругу вместе и по одному, начинать и заканчивать движение со звучанием музыки, двигаться в соответствии с музыкальным темпом, выполнять несложные движения рук и ног, приседания, подскоки, шаги, пластически имитировать образы живой и неживой природы.
Подвижные игры; включаются в структуру занятия вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, , а также используется как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому.
Прощание.
Обязательный ритуал, аналогичен разделу «Приветствие».
Я очень ценю важность и эффективность индивидуальных занятий, но групповые формы музыкально-коррекционных занятий имеют ряд преимуществ:
Музыка воспринимается детьми, как нечто приятное, делающие жизнь богаче и интереснее, а самое главное то, что она доступна для каждого ребенка и дает возможность восприятия и самовыражения. А особенно приятно когда этот процесс проходит в компании друзей и близких.
Особое внимание хочется обратить на тот момент, что музыка звучит не только на музыкальных занятиях ,но и сопровождает учебно-воспитательную, лечебную и коррекционную деятельность. С 2009 года в нашем детском саду дети – инвалиды занимаются на специальных спортивных тренажерах - делают это тоже под музыку. Многие режимные моменты сопровождает соответствующая музыка. Многогранность влияния музыки активизирует психические процессы и познавательную деятельность, формирует нужный эмоциональный настрой, помогает расслабиться и отдохнуть.
Практика музыкально-коррекционных занятий показывает динамику активности детей с ограниченными физическими возможностями . Самый значимый результат: 60 % выпускников посещавших группу детей с ограниченными физическими возможностями в дальнейшем продолжают заниматься музыкой.
Моя работа над этой темой дает такие результаты только в сочетании с другими видами коррекционной работы. С этими особыми детьми в нашем детском саду занимается целая группа профессиональных педагогов и медицинских специалистов.
Мы пытаемся доказать, что дети с ограниченными возможностями могут быть полноценными членами обществами и ни в чем не уступать обычным людям. И наши предшественники на своем личном примере показали, что определенные физические недостатки не могут помешать человеку быть величайшими представителями человечества….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья,примеры некоторых видов ручного труда,...
«Система коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога по повышению функциональных показателей детей с ограниченными возможностями здоровья»
В дошкольном подразделении Центра учителем-дефектологом проводится коррекционно-развивающая работа по повышению функциональных показателей детей дошкольного возраста с ограниченными возможностям...
Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ....
Презентация Музыка как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Мир музыки стимулирует развитие музыкальных способностей.Формирует коммникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элеметов логоритмики на основе закрепления лексичес...
Мастер - класс "Ограничения или возможности. Использование современных подходов и технологий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья".
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ....
Презентация : Инновационный проект «Формирование положительного психоэмоционального состояния и коррекция речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях благоприятной комфортной среды ».
Для детей с ТНР характерны недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость психических процессов, что отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особен...
Формирование функциональной грамотности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством ТРИЗ- технологии ТРИЗ-техноло
laquo;Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизнен...