Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
консультация
Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями.
В мире звуков есть особые звуки - звучание человеческой речи. Ребёнок практически осваивает значение слова "слово" Он понимает его смысл, когда вы предлагаете ему вспомнить кислые, колючие, весёлые слова; подобрать слова с противоположным значением: высоко-низко, далеко-близко; догадаться, какое слово заблудилось в путанице. С помощью взрослых ребёнок начинает понимать, что слово состоит из звуков, оно имеет смысл - обозначает предметы, их качества и действия. Словарный запас обогащается в связи с расширением ориентировки в окружающем.Приобретает готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов. Однако известно, что не у всех детей этот процесс протекает одинаково.В настоящее время многие дети к моменту поступления в школу не овладевают произношением всех звуков родного языка.У многих несформированность правильного звукопроизношения сопровождается отклонениями в фонематическом развитии. Следует отметить, что такие недостатки произношения, как замены, смешения, перестановки звуков, уже являются показателем недостаточного различения воспринимаемых ребенком звуков. Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду, воспитателю и родителям сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка.
Рассмотрим игры и упражнения для автоматизации свистящих звуков
«Спусти воздушный шар».
Представим, что у нас в руках – большой воздушный шар, проколотый иголкой. Сжимаем двумя руками шар – воздух выходит через дырочку и свистит: «Сссссссс». Тянуть звук [С] как можно дольше. Если поднести к нижней губе ладонь, должна ощущаться сильная, холодная, направленная вниз струя воздуха.
Упражнение . «Насос».
Взрослый говорит ребенку, чтобы покататься на велосипеде, нужно подкачать шины. Возьмем «насос»(показ), накачиваем шину. Воздух выходит из насоса и сердито свистит: с-с-с (ребенок длительно произносит звук С).
Взрослый следит за положением губ, языка: губы в улыбке, зубы видны, широкий кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет холодная струя воздуха.
«Подуй в бутылку»
В бутылочку с узким горлышком сильно подуть на улыбке: ссссс бутылочка касается нижней губы.
Игра «Запомни, повтори».
Взрослый проговаривает ряд слогов, а ребенок повторяет за ним: са-са-са; са-са -са-са -са-са ; са-са-са -са-са-са -са-са-са; - ас-ас-ас --ас-ас; ос-ос-ос - ос-ос; ус-ус-ус—ус-ус; ста-ста-ста и др.
" Хлопаем в ладоши" Если я произнесу звук "С " - хлопни в ладоши, " З " - поднеси пальчик ко рту так: ЗЗЗ. Игра повторяется несколько раз.
"Вспомни и назови слова " в которых есть звук " С"- ( сани, нос, снег, суп, сок...).
Походите с ребёнком по квартире и поищите предметы, в названиях которых слышится звук " С"( стол, стул, стена, стекло)
3аучивание чистоговорок.
Са-са-са - у Сани сад.
Сы-сы-сы-у Сани бусы.
Су-су-су - Саня видит осу.
Са-са-са - в саду оса.
Сы-сы-сы - у осы усы.
Су-су-су-мы не видели осу.
Ас-ас-ас - у нас дома ананас.
Ос-ос-ос в саду много ос.
Ус-ус-ус-вот кактус.
Сидела синица на сосне. Заснула, свалилась во сне.
Если б она не свалилась во сне, до сих пор бы сидела синица на сосне.
Игра «Комары».
Взрослый напоминает ребенку, как большие комары сердито звенели летом по вечерам и надоедали нам: 3-3-3.
Поиграем в комаров. (Следить за положением губ, языка: губы в улыбке, зубы видны, широкий кончик языка находится за нижними зубами, посередине языка идет холодный воздух, горлышко звенит.)
Игра «Угадай, какой комар звенит?»
Взрослый напоминает, как сердито звенели большие комары: 3-3-3. А маленький комарик звенит ласково, мягко: зь-зь-зь. Ребенок повторяет звукоподражание.
Заучивание чистоговорок, потешек.
За-за-за - зайка,
зо-зо-зо- зонт
зу-зу-зу- зубы,
зы-зы-зы- язык,
зы-зы-зы - козы.
Зо-зо-зо-у Зои зонт
за-за-за-у Зои зайка,
зы-зы-зы - у Зои вазы
Зу-зу-зу- Зоя по зонтом пасет козу
Зы-зы-зы - нет ни Зои, ни козы.
Игра «Запомни и повтори слова со звуком Ц».
Лисица на зайца имеет прицел, но заяц сегодня останется цел.
Лисица на курицу целит свой глаз: с цыплятами курица дома у нас.
Лиса, наконец, отцепилась от всех и лапкой царапает ценный свой мех.
Чистоговорки для автоматизации звука [ц]
ЦЦЦЦ - прошу вас не шуметь,
Мы идём на птиц смотреть
Ец - ец - ец - у синиц есть сын - птенец
Очень нравится птенцу,
петь на воле звонко - Цу - цу - цу
Птицы, сидя на крыльце,
Распевают громко - Це - це - це
Скоро вырастут птенцы,
пропоют нам дружно - Цы - цы - цы
Опустело вдруг крыльцо,
раздаётся в лесу - Цо - цо - цо
Ца - ца - ца - на лугу стоит овца.
Цы - цы - цы - много корма у овцы.
Це - це - подошел пастух к овце.
Цу - цу - нужно гнать домой овцу.
Цо - цо - вот хозяйское крыльцо
Скороговорки для автоматизации звука [ц]
- Цып - цып- цып! Цыплятки!
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тому не дам водицы.
Вот бегут цыплятки,
Не боятся Натки.
Возле кадки блюдце -
Все они напьются!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...
Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Целью автоматизации звуков в речи детей является достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи....
Презентация "Логофоноритмика как средство развития фонематических процессов у детей с речевыми нарушениями"
От того, как ребенку будет открыта звуковая деятельность языка, строение звуковой формы слова зависит не только усвоение грамоты, но и все последующее усвоение языка – грамматики и связанной с н...
Консультация для педагогов Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
На протяжении всего дошкольного возраста ребенок усваивает необходимый для общения запас слов, овладевает грамматическими формами, приобретает готовность к овладению...
Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»
Методическая разработка «Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями»...
Игры на автоматизацию звуков и развитие фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Существует множество различных игр и упражнений, которые помогают логопеду сделать процесс работы со звуками более интересным для ребенка. Я тоже хочу предложить Вашему вниманию подборку игр на автома...
Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...