Статья по логопедии "Моторная алалия".
статья по логопедии (младшая, средняя группа)

Фокина Елена Юрьевна

Статья предназначена для учителей-логопедов, родителей детей с моторной алалией.

В статье рассказывается о моторной алалии, её симптомах.Также даются рекомендации родителям о том, как заниматься с ребёнком-алаликом  в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornaya_alaliya.docx22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Моторная алалия — это системное недоразвитие экспрессивной речи (активное устное высказывание) центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи.

    Это нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций.

  • Причины возникновения моторной алалии:
  • Родовые травмы и асфиксии.
  • Внутриутробные энцефалиты и менингиты.
  • Неблагоприятные условия развития. Интоксикация плода. Врождённая отягощённость.
  • Внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга.
  • Болезни раннего детства с отягощением на мозг.

          Моторная алалия не просто временная задержка речевого развития.      Весь процесс становления речи при этом нарушении проходит в условиях патологического состояния ЦНС.

          Отдельные проявления моторной алалии внешне оказываются сходными с нормальным развитием ребёнка на более ранней стадии. Моторная алалия представляет собой сложный синдром, комплекс речевых и неречевых симптомов, отношения между которыми неоднозначны. В структуре речевого дефекта при моторной алалии ведущими являются языковые нарушения.

Симптомы моторной алалии:

* Речевые.

 Дети, страдающие этой формой алалии, имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания. В речи моторных алаликов изобилуют литеральные парафазии (замена звука в слове на другой), персеверации (навязчивое воспроизведение звуков или слов), элизии (выпадение звуков). Так же имеются нарушения смысловой стороны речи.

 В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Наблюдается преобладание предметного словаря, в то время как глагольный словарь резко ограничен, как понимание глаголов, так и использование в речи. Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле, например, вместо слова стол говорят стул и т. д. В речи могут наблюдаться контаминации, когда ребёнок в речи объединяет слоги, относящихся к разным словам, в одно слово например — трашет – трактор пашет. Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени. Дети опускают в речи предлоги.

 Обращенную речь большинство моторных алаликов понимают на номинативном уровнена (знают в основном названия предметов).

*Неречевые.

 Наблюдаются выраженные неврологические нарушения: · Оральная апраксия (двигательные нарушения целенаправленных движений и действий лицевой мускулатуры с расстройством сложных движений губ и языка). · Общая моторная неловкость, у детей с моторной алалией нарушено равновесия. · Нарушение мелкой моторики. · Признаки минимальной мозговой дисфункции. · выраженные вегетативно-сосудистые изменения. *Психопатологические симптомы: · Очень характерен речевой негативизм (нежелание говорить). · Психическое развитие детей в различной степени отстаёт от нормы. · Неравномерно формируются высшие психические функций (память, внимание, мышление и т. д.). · Локальные поражения коры головного мозга затрагивают и близлежащие речевые зоны. · Затруднено программирование своих действий, наблюдается снижение произвольности действий. · Дети бывают заторможены, но чаще расторможены и импульсивны. · Плохо адаптируются к условиям, которые их окружают. · Присутствует выраженная несформированость игровых действий. · Дети обидчивы, замкнуты и нередко агрессивны.
Заикание на выходе из моторной алалии.

В три-четыре года у ребёнка-алалика ярко прослеживается стремление заговорить. Но это желание не всегда находит возможность реализоваться. Родители же, видя потребность ребёнка в общении, начинают «грузить» его всевозможной информацией, принуждают говорить сложные слова и фразы. Это может привести к прямо противоположному результату: малыш-алалик попросту откажется от речи. Возможно и иное развитие событий: ребёнок будет «тянуться» к недостижимому для него (пока) речевому результату, перенапрягать свою нервную систему и заработает логоневроз. Логопеды называют подобное явление «заиканием на выходе из моторной алалии». Родители дают этой ситуации такое описание: «Не говорил, не говорил, а потом вдруг – сразу предложениями. Но, появились запинки». Отсюда вывод: чрезмерная поспешность в деле обучения ребёнка-алалика чревата печальными последствиями.

Как заниматься с ребёнком-алаликом дома?

Начните с простейших звукоподражаний: «Му!», «мяу!», «бах», «бом», «би-би», «ту-ту» и так далее. Взрослый даёт образец, ребёнок – повторяет. И всё это в игровой форме, весело: «Паровоз гудит: «ту-ту!». Как гудит паровоз?», «Киса, чу: «Мяу!». Как киса мяучит?». Освоив звукоподражания, можно переходить к словам. Но было бы утопией думать, что маленький алалик сможет произнести их полностью. Поэтому взрослый произносит начало фразы-чистоговорки, а малыш – «подсказывает» последний слог в слове:

Бы-бы-бы, это – гри… (бы).

Ва-ва-ва: болит у мишки голо…(ва).

Ка-ка-ка: вот тебе моя ру…(ка).

Ду-ду-ду: в гости я к тебе при... (ду).

Та-та-та: хвостик, лапки у ко…(та).

Са-са-са: это хитрая ли…(са).

Звуки в слогах должны быть простыми для произношения. На первых порах не должно быть ни шипящих (ш, ж, щ, ч), ни соноров (л, р).

             Когда слоги-подсказки будут освоены, можно переходить к простым словам: «мама», «папа», «баба», «дядя», «лиса», «тут», «дай». Слова, как видите, состоят всего из одного-двух слогов. Трёхслоговые слова для ребёнка-алалика представляют большую сложность и брать их на первых порах не стоит. Вы увидите, что даже в слове «лиса» он будет пропускать и переставлять звуки: «ли», «са», «сали», «силá», «ласи» и т.д.

  Работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи можно организовывать в повседневной жизни. Например, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков. Папа или мама многократно называют различные действия, которые выполняет ребенок, перечисляют предметы, которыми он при этом пользуется.

Ребенок-алалик должен приобрести определенный запас слов. Подбирайте простые по произношению, но часто употребляемые слова: названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и т. д. Очень хорошо перечислять всё это, рассматривая картинки - иллюстрации в детских книжках.

Во время прогулки, взрослый каждый раз называет встречающиеся по пути предметы. Если ребенок отказывается повторять какое-то слово за взрослым, не надо настойчиво требовать от него ответа сию же минуту. Взрослый включает это слово в различные контексты: в процессе игр, в бытовых ситуациях (причём неоднократно!). Со временем ребенок без принуждения начнет повторять нужное слово. Каждое проявление речевой активности малыша следует поощрять.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20-30), в том числе и словами, обозначающими действия (глаголами), можно научать его пользоваться простым предложением. Производя любое действие, взрослый сопровождает его речью. Например, уложив куклу, он говорит: "Ляля спит" (существительное + глагол). После нескольких повторов, можно попросить ребёнка повторить это предложение. Затем в предложение вводят прилагательные и другие части речи: «Маленькая Ляля спит», «Тихо, Ляля спит!». Так, постепенно, у ребенка увеличивается словарный запас, появляется фразовая речь.

Надо постоянно учитывать речевые возможности ребёнка. Побуждать малыша к разговору можно, а вот принуждать – нельзя!


Используемая литература:

Название статьи

Автор

Интернет-адрес

Логопедическая работа при моторной алалии

Учебный центр

Логопед мастер

http://www.logopedmaster.ru/node/838

Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией)

Соботович Е.Ф.

http://pedlib.ru/Books/2/0208/2_0208-127.shtml

«Моторная алалия и методы логопедической работы по формированию речи»

Фомина М.Г.

https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2011/12/14/avtorskaya-rabota-na-temu-motornaya-alaliya-i


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по логопедии по теме:Неречевая симптоматика детей с сенсорной алалией

У детей с сенсорной алалией выявляются: неврологическая симптоматика, нарушения двигательной сферы, нарушения высших психических функций, трудности поведения....

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья сдана для публикации в журнал " Логопед"

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не быть г...

Статья на тему: «Клинические проявления алалии»

Статья на тему: " Клинические проявления алалии"...

Статья : "Алалия. Симптомы."

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического пора­жения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем пе­риоде развития ребенка. Научно обоснованных ...

Статья "Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией"

Данная статья затрагивает один из вопросов, относящихся к проблеме формирования произношения, а именно вопрос об овладении произношением слоговой структуры слова детьми, страдающими общим недоразвитие...

Формирование произношения звуков у детей с моторной алалией ( Статья опубликована в журнале " Логопед" №9/2016)

В постановке звуков нуждаются все моторные алалики. Особенностью этих детей является то, что у них могут отсутствовать все звуки, даже очень простые по артикуляции ([М, Т] и подобные). Может не б...