Развитие фонематического слуха у будущего первоклассника
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Человеческий слух подразделяют на неречевой и речевой слух. Способность ориентироваться в неречевых звуках (музыка, различные шумы) — это неречевой слух.

К речевому слуху относят умение анализировать звуки человеческой речи. Речевой слух делят на физический, звуковысотный, тональный, ритмический, фонематический.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

У БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА»

Подготовила

учитель-дефектолог Повалюхина И.А.

План

1. Фонематический слух и его значение в обучении чтению и письму.

2. Этапы формирования фонематического слуха у дошкольника.

Фонематический слух и его значение в обучении чтению и письму

Человеческий слух подразделяют на неречевой и речевой слух. Способность ориентироваться в неречевых звуках (музыка, различные шумы) — это неречевой слух.

К речевому слуху относят умение анализировать звуки человеческой речи. Речевой слух делят на:

• физический — умение воспринимать звуки разного звучания, высоты и громкости;

• звуковысотный — способность воспринимать мелодику речи;

• тональный — способность воспринимать изменения тембра голоса;

• ритмический — способность воспринимать ритмическую структуру речи;

• фонематический — способность узнавать фонемы в речи и различать близкие по акустическим и артикуляционным признакам.

Один и тот же звук в тех или иных словах звучит несколько различно, основные его признаки все же сохраняются. Такие признаки составляют фонему, то есть слуховой (или акустический) образ звука.

У дошкольника должно быть сформировано умение слышать определенный звук в разных словах. Например, взрослый произносит слова: кот, дом, жук, рука, ужи, книга, лыжи, ножи и просит детей хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук [ж]. Важно при отборе слов для этого упражнения предлагать те, в которых звук слышится отчетливо.

Дошкольник также должен уметь различать близкие по акустическому признаку звуки родной речи (с-ш, т-д, б-п и др.). Для определения способности к различению близких по акустическому признаку звуков можно предложить ребенкупроизнести пары слов подобных таким, как: уточка — удочка, бочка — почка, мишка — миска и др.

Необходимым является и умение правильно воспроизводить слого-звуковую структуру слова. Если дошкольник говорит «мотолок» вместо молоток, «пуповки» вместо пуговки, пропускает звуки в словах: «весипед» — велосипед, то и на письме он будет допускать такие же ошибки.

Только при определенном уровне развития фонематического слуха можно сформировать у будущего школьника понятие о графическом образе звука (графеме или букве), а в дальнейшем и о правильном соотнесении звука и буквы.

1. Этапы формирования фонематического слуха у дошкольника

Развитие фонематического слуха проходит следующие этапы:

1) упражнения в различении неречевых звуков (или звуков предметов окружающего мира) и звуков человеческой речи;

2) упражнения в различении одинаковых звуков, которые произносятся голосом, разным по силе, высоте и тембру;

3) упражнения в различении похожих слогов и слов, которые различаются одним звуком;

4) упражнения, направленные на формирование умений выполнять звуковой анализ и синтез.

На первом этапе необходимо научить дошкольника слышать и различать неречевые звуки (гул машин, шелест листьев, тиканье часов, шум ветра, лай собак) и звуки человеческой речи.

На втором — следует упражнять его в различении низких и высоких, тихих и громких звуков человеческой речи.

Третий этап следует начать с различения слов, которые правильно и неправильно произносит взрослый. Это позволяет формировать у будущего первоклассника самую простую форму фонематического восприятия, т. е. умение слышать и выделять ошибки сначала в чужой, а потом в своей речи. Также важно научить дошкольника запоминать и воспроизводить определенные последовательности звуков и слогов. На этом этапе работа должна идти от обучения восприятию правильно произносимых фонем к фонемам, резко отличающихся по артикуляционным признакам, а затем — близких по артикуляции.

На четвертом этапе формируется умение анализировать звуковой состав слова. Также на этом этапе продолжается работа по различению определенного звука в ряду других звуков, в ряду слогов, в ряду слов, в предложениях.

Список литературы:

  1. Алексеева М. М. и др. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtml 
  2.  Пятибратова, И. И. П99 Методика предшкольной подготовки : учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 128 с.

2. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пос. — М.: Владос, 2004. — 288 с.

3. Фоменко Л. К. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: методические рекомендации к выполнению контрольных работ. — Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2009. — 31 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272352 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей с задержкой речевого развития)"

Консультация направлена на ознакомление родителей с развитием фонематических процессов у детей с задержкой речевого развития....