Формирование языкового анализа и синтеза на этапе подготовки к школе
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Повалюхина Инна Алексеевна

Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность полно и всесторонне познать языковую действительность. Языковой анализ и синтез рассматриваются Н. В. Чемодановой как «приём умственной деятельности, связанный с мысленным разложением сложного языкового целого на составляющие его элементы (фонема, слог, слово, предложение) и объединением их в единое языковое целое». Считается, что дошкольник овладел языковым анализом, если умеет делить текст на предложения, предложение на слова, слова на слоги, слоги и слова на звуки. Овладение дошкольником языковым синтезом предполагает умение составлять предложения из слов, слова из слогов и звуков, слоги из звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ НА ТЕМУ:

«ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА НА ЭТАПЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Подготовила

учитель-дефектолог Повалюхина И.А.

План

1. Понятия языкового анализа и синтеза.

2. Звуковой анализ и синтез.

3. Слоговой анализ и синтез.

4. Анализ и синтез предложения.

Понятия языкового анализа и синтеза

Языковой анализ и синтез являются когнитивными операциями над языковыми единицами, которые в совокупности дают возможность полно и всесторонне познать языковую действительность.

Языковой анализ и синтез рассматриваются Н. В. Чемодановой как «приём умственной деятельности, связанный с мысленным разложением сложного языкового целого на составляющие его элементы (фонема, слог, слово, предложение) и объединением их в единое языковое целое».

Система работы по формированию языкового анализа и синтеза у старших дошкольников содержит следующие компоненты:

— формирование понятий о фонематических признаках звуков речи (гласных, согласных, звонких, глухих, твердых, мягких);

— формирование навыков звукового анализа и синтеза;

— формирование навыков слогового анализа и синтеза;

— формирование навыков анализа и синтеза структуры предложения.

Важно помнить, что в процессе формирования языкового анализа и синтеза важно соблюдать поэтапность формирования умственных действий.

Считается, что дошкольник овладел языковым анализом, если умеет делить текст на предложения, предложение на слова, слова на слоги, слоги и слова на звуки.

Овладение дошкольником языковым синтезом предполагает умение составлять предложения из слов, слова из слогов и звуков, слоги из звуков.

Звуковой анализ и синтез

Звуковой анализ — это разделение слова на звуки, его составляющие.

Сформированные умения в области звукового (фонематического) анализа и синтеза являются важнейшей предпосылкой для обучения чтению и письму.

В основе звукового анализа и синтеза лежит развитый фонематический слух, под которым понимается умение распознавать и дифференцировать звуки человеческой речи.

Д. Б. Эльконин, Л. Е. Журова разработали систему работы по формированию навыков звукового анализа, состоящую из следующих этапов:

— знакомство с фонетической системой языка;

— работа с гласными фонемами;

— работа с согласными фонемами и их противопоставлениями по мягкости — твердости, глухости — звонкости;

— трансформация звукового состава слова путем добавления или изменения гласного или согласного звука.

В процессе обучения звуковому анализу необходимо соблюдать определенную последовательность видов упражнений.

1. Упражнения по выделению звука на фоне слова с применением интонирования.

2. Упражнения по выделению первого звука в слове сначала первого ударного гласного, затем первого согласного.

3. Упражнения по выделению последнего звука, сначала последнего согласного, затем последнего гласного.

4. Упражнения в определении позиции звука в слове: в начале, в середине, в конце.

5. Упражнения в определении линейной последовательности звуков в слове.

6. Упражнения в определении количества звуков в слове.

7. Упражнения в определении места звука по отношению к другим звукам в слове: первый, второй…, последний.

В процессе развития навыка звукового анализа усложняются не только его формы, но и речевой материал, который предлагается дошкольнику для анализа.

Приведем очередность предъявления различных видов речевого материала для звукового анализа:

1) слова, состоящие из одного слога, без стечения согласных звуков (открытого ма; закрытого ум, дым);

2) слова, состоящие из одного слога, со стечением согласных звуков в начале слова (слон);

3) слова, состоящие из одного слога, со стечением согласных звуков в конце слова (куст);

4) слова, состоящие из двух слогов, со стечением согласных звуков на стыке слогов (лампа);

5) слова, состоящие из двух слогов, со стечением согласных звуков в начале слова (краски);

6) слова, состоящие из трех слогов (машина, карандаш, картина).

Нужно подчеркнуть, что в процессе работы над звуковым составом слова не может быть «чистого» анализа или «чистого» синтеза. Ведь анализируя слово, дошкольник осознает слово как единое целое, а это — синтез. Вместе с тем синтезируя слово из звуков, он опирается на звуковой состав слова, а это — анализ.

Звуковой синтез — это соединение последовательности звуков в слова.

Упражнения, направленные на звуковой синтез.

1. Упражнения по произношению слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу.

2. Упражнение на образование слогов на основе согласного (ма, му, мо, мы).

3. Упражнение на образование слогов на основе гласного (са, су, со, сы).

4. Упражнения по наращиванию гласных в конце слова (мал — мала).

5. Упражнения по наращиванию согласных в конце слова (шар — шарф).

6. Упражнения по наращиванию согласных в начале слова (рот — крот).

7. Упражнения по добавлению звука в середине слова (трава — травка).

8. Упражнения по перестановке звуков (пила — липа).

9. Упражнения по перестановке слогов (сосна — насос).

10. Упражнения по отбрасыванию звука или слога (машина — маши).

11. Упражнения по добавлению слога (наша — Наташа).

Нужно помнить, что звуковой синтез лежит в основе процесса чтения.

Дошкольники с нормальным речевым развитием, с сформированными навыками звукового анализа и синтеза не испытывают трудностей в освоении грамматики и орфографии родного языка.

Приемами синтеза на уровне букв являются

1) составление слогов, слов и их сочетаний из букв разрезной азбуки на

наборном полотне,

2) запись слов на доске и в тетрадях.

Слоговой анализ и синтез. Овладению звуковым анализом и синтезом способствует формирование навыков слогового анализа и синтеза. Кроме того, слоговой анализ и синтез являются основой для обучения чтению по слогам.

Сущность слогового анализа состоит в делении слов на отдельные слоги, также определении количества слогов в слове и их последовательности.

Слоговой синтез — это составление слова из слогов.

В ходе формирования слогового анализа и синтеза необходимо следовать системному принципу работы с учетом возрастающей степени сложности слогового состава слова (от односложных и двусложных к трехсложным и четырехсложным словам) и сложности самой структуры слога (от открытых к закрытым слогам с наличием или отсутствием стечения согласных в слоге).

Под слоговой структурой слова понимается количество слогов в слове и порядок их следования.

В практическом пособии Н. С. Четверушкиной представлена классификация слов по степени сложности их слоговой структуры:

1. «Двухсложные слова из открытых слогов.

2. Трехсложные слова из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двухсложные слова с закрытым слогом.

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

6. Двухсложные слова из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова.

12. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова.

14. Многосложные слова из открытых слогов».

В качестве подготовки к формированию слогового анализа и синтеза организуется работа по усвоению дошкольником ритмической структуры слов посредством развития сукцессивного способа восприятия слова с использованием отстукивания и счёта (сукцессивный — от англ. Successive — следующий один за другим).

Анализ и синтез предложения. Анализ предложения — это определение последовательности и места слов в предложении, а также их количества, т. е.анализ его структуры и состава.

Работу по формированию и совершенствования анализа предложения необходимо выполнять в следующей последовательности:

• определение границы предложения в тексте;

• определение количества слов в предложении;

• определение по счёту места слова в предложении (например, первое слово, второе слово в предложении);

• составление графической схемы предложения.

Синтез предложения — это построение или конструирование предложения из слов.

Синтез предложения на этапе предшкольной подготовки осуществляется:

• по заданной структуре с опорой на графическую схему;

• с опорой на предметную или сюжетную иллюстрацию;

• с опорой на совокупность предлагаемых педагогом слов;

• с опорой на заданное количество слов

В систему упражнений по обучению синтезу предложений также важно включать задания:

• по изменению структуры предложения, например, увеличить/уменьшить количество слов в предложении;

• по составлению предложений из слов, данных в нарушенном порядке, т. е. с деформированными предложениями.

В итоге такой работы дошкольник должен понимать, что предложение является самостоятельной единицей речи, уметь выделять предложения в устной речи и составлять их по заданию педагога.

Список литературы

  1. Алексеева М. М. и др. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для вузов. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2000. — 400 с.; то же [Электронный ресурс]. — URL: http://pedlib.ru/Books/4/0018/4_0018-382.shtml 
  2. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1963. С. 213–227.
  3. Пятибратова, И. И.  Методика предшкольной подготовки : учебно-метод. пособие / И. И. Пятибратова, Е. Б. Чернышова. — Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021. — 128 с.

3. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пос. — М.: Владос, 2004. — 288 с.

5. Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5–7 лет. — М.: Гном Пресс, 2006. — 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

Способы развития навыков фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза у детей подготовительного к школе возраста

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО, СЛОГОВОГО И ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО К ШКОЛЕ ВОЗРАСТА(рекомендации для родителей) Данные рекомендации помогут родителям прод...

Формирование у детей старше-подготовительного возраста представлений о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по средствам использования метода моделирования (с использованием пластилина)

В данном докладе (стендовый доклад) представлен приём работы по формированию у детей старше-подготовительного возраста о структурных единицах языковой системы и навыках языкового анализа и синтеза по ...

«Развитие языкового анализа и синтеза при устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Развитие слогового анализа и синтеза.»

Данное сообщение направлено на уточнение и совершенствование знаний учителей – логопедов по профилактике дисграфии и дислесии....