Автоматизация звука "Р"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему “Автоматизация звука Р”
Цель: Закрепление звука Р в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные:
- закреплять навык пользования правильным звуком;
- вырабатывать навык контроля над собственной речью;
- формировать и расширять словарный запас;
- учить грамматически правильно оформлять предложения;
- формировать навык словообразования и словоизменения;
- формировать навык употребления Р.п. ед. числа;
- привлекать внимание к родовой принадлежности предметов.
- коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать слуховое внимание, память, наблюдательность;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать память, мыслительную деятельность.
- Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другой;
- воспитывать выдержку, усидчивость, аккуратность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам.
Оборудование:
- наборное полотно;
- набор картинок для введения в тему (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох);
- карточка-лабиринт;
- картинки для работы на наборном полотне (тетрадь, рак, кормушка, кружки, барабан, кран, повар, расческа);
- карточка с картинками для упражнения “Половинки”;
- карточка с картинками для игры “Мой, моя, моё”: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей;
- 2 сюжетные картинки для игры “Слова разбежались”.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед: Вспомним главное правило:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
- Повторение темы прошлого занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, какой звук изучали на прошлом занятии.
- Сообщение темы занятия.
Логопед показывает и называет ряд картинок, а ребенок должен услышать и назвать, какой звук повторяется во всех словах (рак, ручка, ракета, рыба, ведро, арбуз, горох)
Сегодня мы будем выполнять различные задания и следить за правильным произношениям звука Р.
- Упражнения по развитию произношения и автоматизации звука Р.
- Автоматизация звука в словах, словосочетаниях, предложениях:
- проговаривание названий картинок, выставленных на наборном полотне (картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа). Логопед предлагает ребенку назвать картинки, стоящие на наборном полотне. Звук Р в словах произносится утрированно.
- определение места звука в названиях картинок (на наборном полотне). Логопед просит ребенка указать картинку, в названии которой звук Р стоит в конце слова (в начале, в середине) и произнести само слово.
- автоматизация звука в словах.
Упражнение “Половинки” (договаривание слов)
Логопед загадывает слово и называет его половинку (начало). Ребенок должен добавить недостающую часть слова и проговорить его целиком. Образец: го... — ры, горы;
Перед ребенком находится карточка с картинками, которые помогают ребенку справиться с заданием.
- Составление предложений со словами кран, повар, расческа с использованием глагольной лексики. Ребенку предлагаются три картинки. Ответ требуется дать полным предложением.
Образец. Кран что делает? Кран поднимает грузы.
- Физминутка
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю снег. (Медленно приседают)
С неба всё скользят пушинки –
Серебристые снежинки (Встают)
Кружатся над головою
Каруселью снеговою. (Кружатся)
- Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны
речи.
- Образование Р. п. существительных;
Игра “Чего не стало?”
В ходе игры ребенку предлагается закрывать и открывать глазки. Таким образом, параллельно проводится гимнастика для глаз, не требуя отдельного времени.
На наборном полотне выставлены картинки: барабан, кран, повар, кружки, рак, кормушка, тетрадь, расческа. Логопед убирает сначала одну картинку, а потом усложняет задание, убирая две картинки. Ребенок должен ответить, кого или чего не стало, полным предложением (“Не стало тетради и рака”)
- Родовая принадлежность существительных;
Закрепление навыка правильного использования в речи слов “мои”,
“моя”, “моё”.
Упражнение “Мой, моя, моё”
На столе - карточка с картинками: румяна, рукав, ручка, рубашка, руки, ружье, рубанок, рубин, ручей. Логопед просит показать и назвать предмет, про который можно сказать “мой” (“моя”, “моё”). Если ребенок затрудняется, следует дать образец речи: “мой рубанок...” Предшествующая словарная работа со словами “рубин”, “рубанок”.
- Составление предложения из данных слов.
Игра “Слова разбежались”
Логопед выставляет на наборном полотне две сюжетные картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. Затем он должен прослушать слова и составить предложения из данных слов с опорой на картинки: кормушка, дети, мастерить дерево, на, вешать корм, в, кормушка, насыпать воробей, угощение, рад дети, птицах, заботиться, о Со словом “мастерить” проводилась предшествующая словарная работа.
- Итог занятия и оценка работы ребенка.
Какой звук мы повторяли? (требуется полный ответ)
Какие слова тебе запомнились?
Какая игра тебе понравилась?
В какой ещё игре мы встречали сегодня слово “кормушка”?
А ты вешаешь зимой кормушки птицам?
- Домашнее задание.
Следить постоянно за произношением звука Р в спонтанной речи и при чтении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию» в подготовительной группе компенсирующей направленности.
Игра - развлечение «Путешествие в Звукарию-Букварию»...
Конспект занятия с детьми старшего возраста на тему : "Путешествие в страну Звукария"
Конспект предназначен для детей старшего возраста с тяжелыми нарушениями речи. С помощью занятия решаются коррекционно- образовательные задачи, коррекционно-воспитательные и коррекционно-развивающие....
В стране Звукарии.
Игра по станциям....
Речевой досуг "В гостях у феи Звукарии"
Речевой досуг «В гостях у феи Звукарии» — это своеобразный ввод и подготовка детей к учебному году в старшей логопедической группе. Проводится речевой досуг на второй неделе сентября...
Речевой досуг "Как в стране Звукарии появились новые звуки"
Речевой досуг с элементами логоритмики «Как в стране Звукарии появились новые звуки дружбы» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого ...
Речевой досуг "День ДРУЗЕЙ в стране Звукарии"
Речевой досуг с элементами логоритмики «День Друзей в стране Звукарии» был придуман с целью закрепления пройденного материала. Цель данного речевого досуга: развитие рече...
"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)
Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....