Комплексы артикуляционных упражнений
учебно-методическое пособие по логопедии

Балацкая Жанна Александровна

Комплексы артикуляционных упражнений помогут в работе воспитателям групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР по закреплению речевых навыков, сформированных логопедом на своих занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы артикуляционной гимнастики

№1 Упражнения для органов артикуляции

  1. Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства – указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы)
  2. Вытягивание губ вперед трубочкой, зубы сомкнуты (аналогично упр. 1 или прикусить конфету «чупа – чупс»).
  3. Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
  5. Язык широкий, на нижней губе (счет до 10).
  6. Язык узкий, напряженный, высунут вперед.
  7. Чередование широкого и узкого языка.
  8. Движение языка вправо – влево.
  9. Движение языка вверх – вниз (снаружи, внутри).

№ 2 Артикуляционные упражнения для шипящих

  1. Для развития силы и направления воздушной струи:

округлить губы и, вздохнув, равномерно, с силой выдохнуть воздух.

  1. Упражнения для губ:

Сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперед («О»).

  1. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким», «Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.

б) «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?» Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.

в) «Лопатка» - высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить. «Чашечка» - снаружи, в полости рта. Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.

№ 3 Артикуляционные упражнения для свистящих

  1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.

б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но ненапряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль – ладонь, ватка;

в) то же, но без спички;

г) упражнение «Загони мяч в ворота» - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.

  1. Упражнение для губ: «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3 – 4, не напрягаясь.
  2. Упражнение для языка:

а) «Сделай язык широким» - положить язык на нижнюю губу. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.

б) «Наказать непослушный язычок» - скажи: па – па – па, пя – пя – пя (губами шлепать по языку). Цель: расслабление мышц языка;

в) «Покусываем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык. Цель: расслабление мышц языка;

г) «Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;

е) язык «желобком» - дуть воздух по языку в бутылочку (бутылочку приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы) «Ветерок шумит, пузырек гудит»;

ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;

з)«Киска» - выгибание и продвижение вперед спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.

№ 4 Артикуляционные упражнения для звука Л

1. Для развития силы и направленности воздушной струи:

а) «Сдуй ватку». Цель: выработка направленной воздушной струм;

б) «Пропеллер» -  губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребенок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;

в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.

2.Упражнения для губ:

а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так па счёт  3,  5,  10.  Закрыть рот;

б) «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы;

в) произносить «ы-а» - оскал — широко открыть рот, облизать верхнюю  и  нижнюю  губу;

г) Облизать языком  зубы спереди,  сзади,  губы  в  улыбке.

3. Упражнения для языка:

а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель: подъём  кончика  языка кверху;

б) «Пароход»  -  язык, между зубами,  произносить  «ыыы»;

в) «Индюк»,   «Болтушка»,  «Качели»,   «Приклей конфетку»;

г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать копчиком языка беззвучно;

д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель:  подъём  задней части языка  вверх;

е) «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется  беззвучно,  затем  с голосом.

№ 5 Артикуляционные упражнения для звука Р

1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:

а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр);

б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется в сторону;

в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка - сдувать бумажку с языка);

г) «Кто дальше загонит мяч?»

2.Упражнения для губ:

а)«Кучер»   — останови лошадку губами;

б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).

З.Упражнения для языка:

а)  сделай  язык широким   «наказать непослушный  язык»;

б) «Вкусное варенье», «Маляр» (широкий язык).

г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль - ладонь руки - резкая холодная струя;

л) «Цоканье» прищёлкивание языком с переменным  темпом;

е) поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;

ж) «Почистим зубки»;

з) «Барабанщики»  (песенка на ддд...).

№ 6 Артикуляционные упражнения для звука Ц

1.Для развития силы и направленности воздушной струи:

я) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом  воздуха толчком.  Слышится  межзубный,  твёрдый  «Т».

2.Упражнение для губ: губы растянуты в улыбке, напряжены. На счёт до 5-10 удержать улыбку.

3.Упражнение для языка: открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается  верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий «Т» - кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи выдыхаемого воздуха - контроль - ладонь руки.

№ 7 Артикуляционные упражнения для звуков «К, Г, X»

Чтобы добиться подъёма языка (задней его части), поднять его к небу и дать ребенку  почувствовать.

Для этого  предлагается ряд упражнений:

1.        « Кто сильнее? ».

У ребенка губы в улыбке, рот открыт. .Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец, при этом у пего высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение логопед кладет чистый указательный палец ребенка на переднюю чатсь спинки языка, благодаря чему он сможет сам, нажимая на язык и отодвигая его назад, поднимать  заднюю спинку языка.

2.        «Сделаем горку».

Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка,  прижимает ее к небу,  подержит так  и опустит.

3.        «Прятки».

Упереть с напряжением копчик языка в десны нижних резцов, отодвинув его спинку в глубь рта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы артикуляционных упражнений

Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....

Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)

На занятиях с малышами 2-х летнего возраста  в игровой форме воспитатель знакомит детей  со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...

комплекс артикуляционных упражнений

шпаргалка для родителей...

Комплекс артикуляционных упражнений

Техника выполнения упражнений:-  воздух набирать через нос-  плечи не поднимать-  выдох должен быть длительным и плавным-  необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...

Комплексы артикуляционных упражнений

Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и  постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...

КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...