Комплексы артикуляционных упражнений
учебно-методическое пособие по логопедии
Комплексы артикуляционных упражнений помогут в работе воспитателям групп компенсирующей и комбинированной направленности для детей с ТНР по закреплению речевых навыков, сформированных логопедом на своих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.docx | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексы артикуляционной гимнастики
№1 Упражнения для органов артикуляции
- Удерживание губ в улыбке, верхние и нижние зубы обнажены (вспомогательные средства – указательные пальцы ставятся в уголки рта и растягивают губы)
- Вытягивание губ вперед трубочкой, зубы сомкнуты (аналогично упр. 1 или прикусить конфету «чупа – чупс»).
- Чередование положения губ в улыбке и трубочкой.
- Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.
- Язык широкий, на нижней губе (счет до 10).
- Язык узкий, напряженный, высунут вперед.
- Чередование широкого и узкого языка.
- Движение языка вправо – влево.
- Движение языка вверх – вниз (снаружи, внутри).
№ 2 Артикуляционные упражнения для шипящих
- Для развития силы и направления воздушной струи:
округлить губы и, вздохнув, равномерно, с силой выдохнуть воздух.
- Упражнения для губ:
Сомкнуть зубы, губы округлены и вытянуты вперед («О»).
- Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язычок», «Сделай язык широким», «Кошка лакает молоко». Цель: укрепить мышцы языка.
б) «Приклей конфетку», «Грибок», «Парус», «Вкусное варенье», «Гармошка», «Кто дальше загонит мяч?» Цель: выработать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку.
в) «Лопатка» - высунуть широкий кончик языка, поднять вверх и опустить. «Чашечка» - снаружи, в полости рта. Цель: выработать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки и направлять воздушную струю посередине рта.
№ 3 Артикуляционные упражнения для свистящих
- Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) набрать воздух, с силой подуть на ватку, султанчик, бумагу.
б) высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки. Губы слегка округлены, но ненапряженны, зубы разомкнуты. С силой выдувать воздух. Контроль – ладонь, ватка;
в) то же, но без спички;
г) упражнение «Загони мяч в ворота» - плавно, длительно, непрерывно дуть вперед.
- Упражнение для губ: «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны зубы. Удержать в таком положении на счет 3 – 4, не напрягаясь.
- Упражнение для языка:
а) «Сделай язык широким» - положить язык на нижнюю губу. Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
б) «Наказать непослушный язычок» - скажи: па – па – па, пя – пя – пя (губами шлепать по языку). Цель: расслабление мышц языка;
в) «Покусываем язычок» - от кончика языка до середины покусываем выдвигаемый вперед язык. Цель: расслабление мышц языка;
г) «Мостик». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;
д) «Почистим зубки». Цель: удерживание широкого кончика языка за нижними резцами;
е) язык «желобком» - дуть воздух по языку в бутылочку (бутылочку приложив к подбородку, край ее горлышка у нижней губы) «Ветерок шумит, пузырек гудит»;
ж) язык за нижними резцами, дуть в маленькую бутылочку, чтобы она «пела» (свист). Бутылочку держать, как в предыдущем упражнении;
з)«Киска» - выгибание и продвижение вперед спинки языка, кончик языка прижимается к нижним зубам.
№ 4 Артикуляционные упражнения для звука Л
1. Для развития силы и направленности воздушной струи:
а) «Сдуй ватку». Цель: выработка направленной воздушной струм;
б) «Пропеллер» - губы сближены, струя воздуха направлена через узкую щель. Ребенок рассекает движениями указательного пальца струю из стороны в сторону;
в) «Кто дальше загонит мяч?», «Фокус». Цель: выработка сильной направленной воздушной струи.
2.Упражнения для губ:
а) широко открыть рот, губы и челюсти неподвижны. Зубы открыты на ширину 1,5 пальца. Язык на дне рта. Подержать так па счёт 3, 5, 10. Закрыть рот;
б) «Покажи зубки» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы;
в) произносить «ы-а» - оскал — широко открыть рот, облизать верхнюю и нижнюю губу;
г) Облизать языком зубы спереди, сзади, губы в улыбке.
3. Упражнения для языка:
а) «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье».Цель: подъём кончика языка кверху;
б) «Пароход» - язык, между зубами, произносить «ыыы»;
в) «Индюк», «Болтушка», «Качели», «Приклей конфетку»;
г) пощёлкать кончиком языка, пощёлкать копчиком языка беззвучно;
д) «Чашечка» — язык высунуть, кончик языка поднять вверх. Цель: подъём задней части языка вверх;
е) «Дразнилка» — зубы на расстоянии ширины пальца, ребёнок показывает язык, оттягивает его в глубь рта. Упражнение вначале выполняется беззвучно, затем с голосом.
№ 5 Артикуляционные упражнения для звука Р
1. Для развития силы и напряжения воздушной струи:
а) Набрать в лёгкие воздух, с силой дуть (не просто выдыхать), заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса (губное тттппррр);
б) кончиком языка ударять в нёбо за зубами и говорить: ДДД, подставляя пузырёк или полоску бумаги, выдох попадает в пузырёк, или бумага отклоняется в сторону;
в) «Фокус» положить ватку на кончик носа, язык на нижнюю губу, кончиком вверх, сдувать ватку с носа. (Положить бумажку на кончик языка - сдувать бумажку с языка);
г) «Кто дальше загонит мяч?»
2.Упражнения для губ:
а)«Кучер» — останови лошадку губами;
б) положить широкий распластанный язык на нижнюю губу и тоже останавливать лошадку губами (делать при открытом рте).
З.Упражнения для языка:
а) сделай язык широким «наказать непослушный язык»;
б) «Вкусное варенье», «Маляр» (широкий язык).
г) язык широко распластать и просунуть его между зубами, сильно выдувать воздух с включением голоса, заставляя вибрировать язык. Язык и губы при этом не напряжены. Контроль - ладонь руки - резкая холодная струя;
л) «Цоканье» прищёлкивание языком с переменным темпом;
е) поднять язык к нёбу до предела, растянув уздечку. Расстояние между зубами 1,5-2 пальца. Удержать язык в таком положении, пока не набежит слюна;
ж) «Почистим зубки»;
з) «Барабанщики» (песенка на ддд...).
№ 6 Артикуляционные упражнения для звука Ц
1.Для развития силы и направленности воздушной струи:
я) Просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдёрнуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный, твёрдый «Т».
2.Упражнение для губ: губы растянуты в улыбке, напряжены. На счёт до 5-10 удержать улыбку.
3.Упражнение для языка: открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы (резцы), язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу, язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, имитирующий «Т» - кончик языка упирается в передние нижние резцы. Затем отскакивает под напором сильной струи выдыхаемого воздуха - контроль - ладонь руки.
№ 7 Артикуляционные упражнения для звуков «К, Г, X»
Чтобы добиться подъёма языка (задней его части), поднять его к небу и дать ребенку почувствовать.
Для этого предлагается ряд упражнений:
1. « Кто сильнее? ».
У ребенка губы в улыбке, рот открыт. .Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец, при этом у пего высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение логопед кладет чистый указательный палец ребенка на переднюю чатсь спинки языка, благодаря чему он сможет сам, нажимая на язык и отодвигая его назад, поднимать заднюю спинку языка.
2. «Сделаем горку».
Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Ребенок при широко открытом рте высоко поднимает заднюю часть языка, прижимает ее к небу, подержит так и опустит.
3. «Прятки».
Упереть с напряжением копчик языка в десны нижних резцов, отодвинув его спинку в глубь рта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы артикуляционных упражнений
Вставкя в рабочую тетрадь. В помощь родителям....
Комплекс артикуляционных упражнений для детей младшего дошкольного возраста (с 2-х лет)
На занятиях с малышами 2-х летнего возраста в игровой форме воспитатель знакомит детей со своими органами артикуляции, учатся выполнять простейшие арт упражнения, дети учатся копировать эт...
комплекс артикуляционных упражнений
шпаргалка для родителей...
Комплекс артикуляционных упражнений
Техника выполнения упражнений:- воздух набирать через нос- плечи не поднимать- выдох должен быть длительным и плавным- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щек...
Комплексы артикуляционных упражнений
Вниманию педагогов и родителей предлагаются комлексы артикуляционных упражнений для уточнения произношения и постановки отсутствующих звуков у дошкольников с речевыми нарушениями...
КОМПЛЕКСЫ АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ЗВУКОВ И КОМПЛЕКС ДЛЯ ОТРАБОТКИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ И ПОЛОЖЕНИЙ ГУБ И ЯЗЫКА
Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому и...
консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»
Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...