Игры и упражнения по лексической теме "Мы читаем. А.С. Пушкин"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Светлана Михайловна Гува

Игры и упражнения по лексической теме "Мы читаем. А.С. Пушкин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема

«Мы читаем. А.С.Пушкин»

1.  Саша родился в далеком 1799 году в Москве в большой дружной, но, увы, небогатой дворянской семье. У него бала старшая сестра и два младших братика.  Свою любовь к поэзии он перенял от отца, который с удовольствием читал и писал стихи.

Пушкина вообще с детства окружали книги, поэтому тяга к чтению и писательству у него обнаружилась очень рано. Своих первые стихи он написал в три года.

Кроме стихов Александр Сергеевич писал еще и сказки, в этом ему поспособствовала любимая няня Арина Родионовна. Нянюшка занималась с Сашей в деревне у матери, прививала любовь к русскому языку и родной культуре, читала непоседливому и вертлявому мальчику сказки, которых она, казалось, знает тысячи.

Свои сказки Пушкин написал в наивысший расцвет творчества. Сам поэт изначально создавал сказки вовсе не для детей. Но они сразу и довольно прочно укоренились в детской литературе. Это простые и понятные сказки. В них события сменяются калейдоскопом с бешеной скоростью, много линий, но дети совершенно точно и легко определяют главное в них.

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке». Вы ведь согласны, что нельзя быть такой злой и вредной, как старуха, хотеть слишком многого и незаслуженно обижать других? А таким как старик? Ведь в жизни важно уметь отказывать! Данная сказка – это как мини-энциклопедия жизни! Впрочем, как и все остальные.

Сказки А.С. Пушкина — прекрасный материал для эстетического, нравственного воспитания детей. Сказки учат добру, пониманию, обличают человеческие пороки. Пусть сказок Пушкина не очень много, но они всегда воспринимаются детьми с огромным интересом.

Женой поэта была московская красавица Наталья Николаевна Гончарова, в которую он влюбился с первого взгляда.  Пушкин ждал согласия матушки Натальи три года. Погиб поэт 1937 году на Дуэли, где сражался за честь своей возлюбленной.

2. Вспомните вместе с ребенком названия произведений Александра Сергеевича Пушкина: «У лукоморья дуб зелёный» (Отрывок из поэм «Руслан и Людмила»), «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о попе и о работнике его Балде

Сказка о золотом петушке

Подвижная упражнение «Шмель»

Развитие общей моторики. Координация речи с движением

Тут князь очень уменьшился,

Шмелем он оборотился.

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму – и в щель забился.

Дети приседают.

Встают, выполняют мелкие взмахи руками, жужжат.

Бегут на носочках, взмахивая руками.

Вновь приседают.

Игра «Подскажи словечко»

Предложите детям продолжить отрывки из сказок А.С. Пушкина.

Жил старик со своею старухой

У самого синего …

Родила царица в ночь

Не то сына, не то …

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи …

Белка песенки поёт Д

а орешки всё …

Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный …

«Свет мой зеркальце скажи,

Да всю правду …

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и …».

Игра «Скажи наоборот»

Предложите детям подобрать противоположные по смыслу слова.

Жадный – щедрый

Умный – глупый

Прекрасный – ужасный

Белый – черный

Широкий – узкий

Примчаться – умчаться

Заколдовать – расколдовать

Войти – выйти

Говорить – молчать

Подвижная упражнение «Ветер»

Развитие общей моторики. Координация речи с движением

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят, Кораблю пристать велят»

Поднимают руки вверх, качают из стороны в сторону,

Лёгкий бег на месте.

Выполняют поворот вокруг себя

Постукивают кулачками по коленям

Приседают.

Игра с мячом «Семейка слов»

Предложите детям образовать слова из одной семейки со словом рыба.

  1. Как назовём маленькую рыбу? – Рыбка.
  2. Как назовём большую рыбу?
  3. Как называется пирог с рыбой?
  4. Как называется процесс ловли рыбы?
  5. Как назовём человека, которые ловит рыбу?
  6. Что делал старик на море?
  7. Как называют суп из рыбы?

Повторите все слова из семейки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Вспомните с ребенком произведения А.С.Пушкина.
  2. Выучите с ребенком отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей.

  1. Предложите ребенку сделать иллюстрацию к любимой сказке А.С. Пушкина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Осень" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Дидактические игры и упражнения по лексическим темам.

Дидактические игры и упражнения для развития лексико-грамматического строя речи у детей старшего возраста....

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Одежда, обувь, головные уборы" для детей старшей логопедической группы.

Представленный материал значительно облегчит работу логопеда по планированию задания для воспитателя....

Игры и упражнения по лексической теме "Дикие животные"

Подборка материалов по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с нарушением речи по лексической теме "Дикие животные"...

Презентация "Речевые игры и упражнения по лексическим темам"

Презентация для педагогов - направления игровой деятельности детей....

Игры и упражнения по лексической теме "Мы читаем. С.Я.Маршак"

Игры и упражнения по лексической теме....

Игры и упражнения по лексической теме "Мы читаем. А.Л.Барто"

Игры и упражнения по лексической теме "Мы читаем. А.Л.Барто"...