Конспект занятия по логоритмике по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Волгина Виктория Николаевна

Для детей страшего дошкольного возраста с ТНР

Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Продолжать знакомить детей с различными видами интонации (тихо-громко, низко-высоко);

закреплять знания детей по лексической теме «Семья», «Домашние и перелетные птицы»;

продолжать учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью;

учить дифференцировать звуки Т-Ть, Д-Дь

Коррекционно-развивающие:

Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику, речевое дыхание, речевой слух, внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух,  слухо – двигательную координацию, выразительность движений, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь к художественной литературе; уважение к семье и семейным правилам и традициям.

Создавать у детей положительную установку на занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gusi-lebedi-_konspekt.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по логоритмике для детей подготовительной группы

Тема: «Гуси-лебеди» (по мотивам русской народной сказки)

Подготовили:

Учитель-логопед I кв. категории – Волгина В.Н.

Муз. руководитель высшей кв. категории-  Лелюхина Л.А.

    Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

    Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Продолжать знакомить детей с различными видами интонации (тихо-громко, низко-высоко); закреплять знания детей по лексической теме «Семья», «Домашние и перелетные птицы»; продолжать учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью; учить дифференцировать звуки Т-Ть, Д-Дь

Коррекционно-развивающие:

Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику, речевое дыхание, речевой слух, внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух,  слухо – двигательную координацию, выразительность движений, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.

Коррекционно-воспитательные:  

Воспитывать любовь к художественной литературе; уважение к семье и семейным правилам и традициям. Создавать у детей положительную установку на занятия.

    Оборудование: Музыкальный центр, Презентация-иллюстрация сказки «Гуси-лебеди», лента, мячики Су-джок, клавесы, обручи, массажные коврики

ХОД ЗАНЯТИЯ:

СЛАЙД 1

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов по выбору и встают в круг.

Л: Встанем дружно мы рядком

        Да поговорим ладком

        Про сказки русские, известные

        И до сих пор нам интересные.

СЛАЙД 2

Л: В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка      Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали они как-то к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить да разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город за покупками. А Аленушке родители наказали дома прибраться да за Ванюшкой малышом присмотреть.

СЛАЙД 3

Л: А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Всё умеет делать девочка, умелые у неё руки. Покажите и вы ваши руки.

УПРАЖНЕНИЕ НА КООРДИНАЦИЮ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

«УМЕЛЫЕ РУКИ» (логопед)

Наши руки умелые такие,

Наши руки – руки золотые.

Они умеют вышивать,

Шить и шарф вязать,

Подметать

и стирать,

Суп варить,

Пыль вытирать,

Тарелки чисто мыть,

За порядком следить.

Вот они какие - руки золотые.

Дети вытягивают руки вперед, поворачивают ладони вверх-вниз

Левая ладонь вверх, правая изображает иголку с ниткой

Локти в стороны, движение спицами

Двумя ладонями плавно метут

Кулачки трут друг об друга

Двумя руками помешивают по кругу

Двумя ладонями протирают пыль

Тарелочки

Грозят указательным пальцем

Поворачивают ладони вверх-вниз

СЛАЙД 4

Л: Вдруг на небе появились тучи, и пошел дождь.

Слушайте слова песни и повторяйте за мной движения руками по спине друга.

МАССАЖ СПИНЫ  (Песенка про дождик – стихи Н. Пикулева)

Дети стоят друг за другом

Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!

По весёлой, звонкой крыше -

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите, -

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите,-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте -

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте …

Бом…  Бом … Бом …

Похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

Похлопывают пальчиками.

Поколачивают кулачками.

Растирают рёбрами ладоней.

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Поглаживают ладонями

СЛАЙД 5

МР: Всё по дому Алёнушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала играть да хороводы водить с подружками.

Минусовка

Здравствуй, дружочек,

Здравствуй, дружок!

Встанем с тобой мы вместе в кружок.

Дружно по кругу с тобою пойдем,

Здороваться вместе начнем!

-Здравствуйте, здравствуйте, ручки!

- Хлоп, хлоп!

-Здравствуйте, здравствуйте, ножки!

-Топ, топ!

-Здравствуйте, наши ладошки!

-Хлоп-хлоп!

- Здравствуйте, наши коленки!

- Шлеп-шлеп!

Здравствуй, дружочек,

Здравствуй, дружок!

Галопом поскачет наш дружный кружок.

Легкие ножки по кругу бегут,

На месте стоять не дают.

- Здравствуйте, круглые щечки!

-Пух, пух!

- Здравствуйте, ноготочки!

- Стук, стук!

-Здравствуй, веселый мой носик!

- Шмыг, шмыг!

- Ножки-пружинки, привет!

- Прыг, прыг!

Здравствуй, дружочек,

Здравствуй, дружок!

Быстро закружится ровный кружок.

Резвые ножки быстро бегут,

И остановятся тут.

-Мы улыбнемся друг другу с тобой.

Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной!

Солнце, привет! Небо, привет!

«Здравствуйте!» - слышим в ответ

Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой

Взявшись за руки, идут по кругу

Вытягивают вперед руки

Хлопают 2 раза

Каблучок левой-правой

Топают

Ладошки – тарелочки

Делают «тарелочки»

Гладят коленки

Шлепают ладонями по коленям -2р.

Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой

Боковой галоп по кругу, руки на поясе

Гладят щеки

Ударяют ладошками по щекам

Фонарики

Стучат ноготочками друг о друга

Прикасаются пальцем к носу

Тянут за нос

Делают пружинку

Прыгают на месте

Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой

Бегут на носочках в хороводе

Останавливаются

Качают головой

Протягивают руки вперед

Поднимают руки вверх (2 раза)

Рука к ушку одному-другому

                             

ИГРА с лентой «Вышел Ваня погулять»

СЛАЙД 6

МР: Пока дети на улице играли, налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его в тёмный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка братца искать.

Пойдемте и мы Аленушке помогать.

СЛАЙД 7

По лесной дорожке мы пойдем,

А чтоб было веселей, клавесы с собой возьмем

Игра-эхо с клавесами- «Зверята музыканты» (автор Н. Сухая)

Молодцы, ребята.

С клавесами поиграли и на место их убрали.

СЛАЙД 8

Л: Дошла Аленушка до печки. Просит печка девочку открыть заслонку, вынуть пышки и пироги, пока не сгорели. Некогда Алёнушке, но пожалела она печку, вынула пироги.

Мы покажем, как пышки да пирожки в печку попали.

СЛАЙД 9-13

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (логопед)

1. «Месим тесто». Та-та-та-покусываем язык. Пя-пя-пя – шлепаем губами язык.

2. «Раскатываем тесто». Проталкивать язык через зубы.

3. «Блинчик». Расслабленный язычок кладем на нижнюю губу (счет до 10)

4. «Кладем начинку». Завернуть края языка.

5. «Печём пирожки». Надуть щёки и медленно выпустить воздух через расслабленные губы произнося пух-х-х.

6. Эмитация жевания

7. «Вкусный пирожок». Облизать губы языком.

Л: Печка в благодарность угостила Алёнушку румяной пышечкой.

СЛАЙД 14

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЕМ «ПОЕДАЛОЧКА» (логопед)

Пышка сметанная, корочка румяная.

В печи она сидела, сидела, сидела

На нас она глядела, глядела, глядела.

Пыхтела, пыхтела.

Да в рот захотела.

То одна рука сверху, то другая

Ставят руки «полочкой» перед грудью

Округляю пальцы приставляют их к глазам

Руки на поясе поднимают и опускают плечи

Касаются ладонями губ

Л:  Съела, Аленушка, пышку и пошла дальше. Долго шла, Аленушка.  «Что-то я проголодалась. Сейчас хоть бы яблочка отведать».

ЧИСТОГОВОРКА Т-Ть (логопед)

Та-та-та – яблочко моя мечта.

Ато-ато-ато – витаминами богато.

Ти-ти-ти – где же яблочко найти?

Ать-ать-ать – надо яблоню искать.

Сжимают и разжимают пальцы.

Хлопают в ладоши.

Поднимают и опускают плечи.

Приставляют к глазам то одну ладонь, то другую.

СЛАЙД 15

Л: Видит Алёнушка, у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки наклонили её ветви. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хоть и торопится Алёнушка, но помогла яблоньке, собрала яблочки.

УПРАЖНЕНИЕ НА ВНИМАНИЕ «ЯБЛОКИ, МАЛИНА, БРУСНИКА»

(логопед)

Л: Правда, чтобы сорвать яблоко, надо потянуться верх и поднять руки повыше, малину можно рвать стоя, а, чтобы собрать бруснику, придётся – присесть.

Водящий быстро говорит, что нам встретилось, а мы - быстро менять положение тела:

Яблоки (встать и потянуться)!

Брусника (присядьте)!

Малина (вытянуть руки вперёд)!

Брусника! Яблоки! Малина, Яблоки, Малина, Брусника…

Л: Поблагодарила яблоня девочку за помощь.

СЛАЙД 16

Воспитатель раскладывает на полу обруч и высыпает мячики с корзины.

Л: Пошла Алёнушка дальше и вышла к речке. А она едва течет, завалили русло её камни тяжелые.

Ребята, смотрите, какие необычные камни, они похожи на массажные шарики. Кто же их заколдовал? Возьмите каждый по одному камню.

САМОМАССАЖ РУК с мячиком СУ-ДЖОК (Логопед)

Камнем я круги катаю

Взад-вперёд его гоняю

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Пальцем я его прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк

Камень катится меж рук.

Движения с мячом по тексту.

Л: Пожалела Алёнушка речку, отодвинула камни. Опять побежала речка весело.

Воспитатель убирает мячики. Раскладывает обручи.

Музыкальная игра с обручами

СЛАЙД 17

МР: Завела дорога Алёнушку в дремучий лес. Заблудилась девочка. Разойдитесь по всему ковру.  Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.

Передайте, как страшно заблудиться в лесу, как Алёнушка озирается, ищет дорогу.

1, 2, 3 – ЗАМРИ!  От страха Алёнушка с места сдвинуться не может. Только слышит эхо и повторяет за ним фразы на одном дыхании.

ФОНОПЕДИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ на увеличение выдоха «СТРАШНАЯ СКАЗКА» В. Емельянова, И. Трифоновой

Дети с логопедом повторяют за муз.руководителем  сказку, произнося каждую строчку на одном дыхании при выдохе.

Слушай …

Слушай шорох …

Слушай шорох чащи …

Слушай шорох чащи леса …

     МР: Поёт свои песни ветер

ФОНОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ «В ЛЕСУ ВЕТЕР ЗАГУДЕЛ»

Муз. и сл.И. Костичевой (стр.30)

СЛАЙД 18

МР: Зашла Алёнушка в самую чащу. Там дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избушке сидит плачет. Решила Алёнушка Бабу Ягу перехитрить, сказала, что хорошие хозяева гостей чаем с блинами угощают. Стала Баба Яга блины печь.  Давайте и мы поможем бабусе испечь блины.

СЛАЙД 19

Игра на скорость и правильность выполнения «Блины» (2 команды)

СЛАЙД 20

Л: Пока Баба-Яга возилась с блинами да на стол накрывала, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню.

СЛАЙД 21-22

Нейроупражнение «Гуси-Лебеди»

На экране появляются по очереди Гусь или Лебедь.

Описание: Математическое развитие детей от 3 до 4 лет. Формирование количественных  представлений "один-много".  Описание: Театр теней: птица своими руками на стене

Гусь – говорят «ДА»                - Лебедь – «ТА»

Л: Летят Гуси-лебеди, не отстают.

Гимнастика для глаз «Гуси, га-га-га»

СЛАЙД 23

Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей. Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой. Вернулись ребята домой целые и невредимые. А тут и родители приехали.

СЛАЙД 24

Вопросы:

  1. В какой сказке мы сегодня побывали? (Гуси-лебеди)
  2. Кто автор этой сказки? (Народ)?
  3. А почему это сказка, а не рассказ? (Потому что это выдумка, в жизни предметы не разговаривают).
  4. Кто помог Аленушке спасти брата? (Печка, Яблоня, Речка). А на обратном пути? (Речка, яблоня, печка).
  5. Папа, мама, Аленушка и Иванушка – как их можно назвать одним словом? (Семья)
  6. Аленушка какая? Опишите ее характер
  7. А Баба Яга какая?
  8. А гуси-лебеди?
  9. Ребята, эти птицы только в этой сказке такие, потому что служили Бабе-Яге. Но бывает и по-другому. У меня есть для вас музыкальная подсказка. (вызвать двоих детей)

СЛАЙД 25

Игра на диатонических колокольчиках «Два веселых гуся»

МР: Угадали, что это за песня? Давайте споем про двух озорных и веселых гусей.

СЛАЙД 26

Исполняется песня с движениями «Веселые гуси»

(Украинская народная песня)

СЛАЙД 27

Л: Тут и сказке конец, а кто слушал и смотрел молодец!

Ребята, вам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.

Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурно-семейного досуга по мотивам русской народной сказки "Колобок" и потешек

С помощью волшебных мячиков-"колобков" малыши путешествуют по сказке,помогают Бабке и Деду,встречают Лису,Зайца,Волка и Медведя,а также выполняют различные физкультурные упражнения....

Конспект занятия по математике По мотивам русской народной сказки «Три медведя» в средней группе.

Задачи:Узнавать и называть геометрические фигуры – круг, прямоугольник. Сравнивать геометрические фигуры по величине, понимать соотношение между ними.Считать в пределах «5».Развивать связную реч...

Конспект занятия с применением элементов логоритмики по мотивам русской народной сказки "Гуси-лебеди" в средней логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.

Занятие направлено на развитие слуховых функций, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, у детей с речевыми нарушениями. В ходе занятия ведёт...

Конспект занятия по математике по мотивам русской народной сказки "Три медведя"

Занятие по математике по мотивам русской народной сказки...

конспект НОД "Интерактивная игра по мотивам русской народной сказки "Репка"

Содержание НОД построено в форме интерактивной игры на основе сказки "Репка" с применением интерактивной доски с целью расширять представления детей о весенних изменениях в живой и неживой природе,...

Конспект физкультурного занятия Фитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок» подготовительная группа мероприятие в рамках локальной инновационной площадки«Детский фитнес-радость, творчество и спорт!»(Приказ № 723 от 15 ноября 2022 г)

Конспектфизкультурного занятияФитбол – гимнастики по мотивам русской народной сказки «Теремок»подготовительная группа «Светлячок»мероприятие в рамках локальной иннов...