Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии

Чуркина Лилия Сергеевна

Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей.

Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.  У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Сказка – естественная составляющая в повседневной жизни детей.

Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.

Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.

Виды сказок:

Художественные сказки

Художественные сказки делятся на народные и авторские.

Народные сказки  способствуют  воспитанию нравственных эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается  то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная  мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

Дидактические сказки

Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки  становятся одушевлёнными   и повествуют о новых для  ребёнка  понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки  легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.

Психокоррекционные сказки

Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. 

Медитативные сказки

Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций.  Медитативные   сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и  окружающими, внушают уверенность в себе, создают  атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают  напряжения и возбуждения.  Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост:  30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в  волшебный  лес…»

Сказки детям

У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.             Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом  сказкотерапии  можно работать с малышами от 3-х лет.  Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно  применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Приёмы работы со сказкой

- Чтение сказки и её анализ

- Рассказывание сказок

     - Проигрывание эпизодов сказки, драматизация

     - Постановка сказок с помощью кукол

     - Рисование по мотивам сказки

Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое. 

Сказкотерапия- может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста.  

Посредством сказкотерапии можно работать с неуверенными, застенчивыми, агрессивными детьми, с проблемами стыда, вины, лжи, страха, принятием своих чувств,

Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.

Сказкотерапия- это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере..

Сказкотерапия используется:

  • В непосредственно образовательной деятельности
  • В кружковой работе
  • В логопедической работе
  • На занятиях с психологом
  • В театрально-игровой деятельности

Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"...

Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника

Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника...

Программа работы педагога по теме "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и ...