Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
консультация по логопедии
Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Использование сказки в развитии связной речи дошкольников помогает активизации речевого общения, речевого развития. Сказкотерапия служит развитию коммуникативных умений у детей.
Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребенку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретенным опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.
Сказка – естественная составляющая в повседневной жизни детей.
Наблюдая за детьми в процессе игры, на занятиях, в свободной деятельности, можно заметить, что там, где не надо мобилизовать свое внимание, память, т.е. на непроизвольном уровне, дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу героев сказок, любят фантазировать, живо и образно стремятся выразить свою мысль.
Перевоплощаясь, дети легко и непринужденно решают сказочные задачи, проявляя индивидуальное творчество.
Виды сказок:
Художественные сказки
Художественные сказки делятся на народные и авторские.
Народные сказки способствуют воспитанию нравственных эстетических чувств: взаимопомощи, поддержки, сопереживания, сочувствия, долга, ответственности и др. Так, в сказке «Репка» ярко отражается то, что помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.
Дидактические сказки
Дидактические сказки используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры, звуки становятся одушевлёнными и повествуют о новых для ребёнка понятиях. Учебно-познавательный материал, преподнесенный в контексте сказки легче воспринимается ребенком, а значит, процесс обучения становится более эффективным.
Психокоррекционные сказки
Психокоррекционные сказки помогают взрослому мягко влиять на поведение ребенка, «замещая» неэффективный стиль поведения на более продуктивный и объясняя ребенку смысл происходящего, то есть ненавязчиво в сказочно-волшебной форме предлагается ребенку положительный пример поведения, и нет ничего удивительного, что ребенок будет вести себя так же, как и сказочный герой. Он будет стремиться пользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Медитативные сказки
Медитативные сказки активизируют положительные эмоции детей, учат позитивному настрою. Особенностью этих сказок является отсутствие отрицательных героев и конфликтных ситуаций. Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе, создают атмосферу позитива, спокойствия, комфорта, расслабления, снимают напряжения и возбуждения. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост: 30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «в волшебный лес…»
Сказки детям
У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория. Детям 3—5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами и ему нравятся сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Методом сказкотерапии можно работать с малышами от 3-х лет. Зинкевич – Евстигнеева читает, что сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.
Приёмы работы со сказкой
- Чтение сказки и её анализ
- Рассказывание сказок
- Проигрывание эпизодов сказки, драматизация
- Постановка сказок с помощью кукол
- Рисование по мотивам сказки
Сказкотерапия — это занятия, направленные на обогащение внутреннего мира ребёнка, развитие воображения и произвольного внимания; преодоление барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки и самоконтроля и многое другое.
Сказкотерапия- может быть использована по отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста.
Посредством сказкотерапии можно работать с неуверенными, застенчивыми, агрессивными детьми, с проблемами стыда, вины, лжи, страха, принятием своих чувств,
Процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения.
Сказкотерапия- это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере..
Сказкотерапия используется:
- В непосредственно образовательной деятельности
- В кружковой работе
- В логопедической работе
- На занятиях с психологом
- В театрально-игровой деятельности
Язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даны определения – это также позволяет ребенку обогатить свой словарь и лучше запомнить и понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка развиваются мыслительные процессы. Включение сказки во все виды детской деятельности, использование традиционных и нетрадиционных методов и приёмов работы существенно влияют на всестороннее развитие речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-925608-1600608595.jpg)
Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»
Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-1229259-1584893964.jpg)
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»
Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/14/picture-940114-1589445974.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/05/picture-1108202-1601913696.jpg)
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/16/picture-1416456-1660658497.jpg)
Консультация для педагогов "Сказкотерапия как средство развитие речи дошкольников"
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника
Консультация для педагогов Сказкотерапия как средство развития речи дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-521498-1416140227.jpg)
Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников"
Знакомство родителей с этапами работы над развитием речи посредством сказки...
- Мне нравится (1)