Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осенняя одежда».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Осенняя одежда».

3. Графический материал по лексической теме «Осенняя одежда».

4. Домашнее задание по лексической теме «Осенняя одежда».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
  • учить слушать и выполнять многоступенчатую инструкцию;
  • продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными;
  • закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки.

Осенью или весной

Дует ветер озорной,

Холодно порой, зато

Повод есть надеть… (Пальто)

Пальцы в них не замерзают.

Как в чехольчиках, гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в… (Перчатки)

Голова моя готова

К холодам, ветрам суровым.

Натяну ее на уши

И не буду я простужен… (Шапка)

Что сейчас наденем смело,

Чтоб горло не болело? (Шарф)

Есть и правый, есть и левый –

Надевай их в холод смело!

Греют ноги нам они –

Наши тёплые... (Носки)

Сшили их из чёрной кожи,

В них теперь ходить мы можем.

И по слякотной дороге –

Не промокнут наши ноги. (Сапоги)

Отгадай загадку – кто мы:

В ясный день сидим мы дома.

Если дождь – у нас работа:

Топать, шлепать по болотам. (Галоши)

Я на молнии бываю,

В непогоду защищаю

Есть рукава и воротник,

А сзади капюшон пришит.

Холод осенью – не шутки,

Надеваем, дети,… (Куртки) 

Я как зонт - не промокаю,

От дождя вас защищаю,

И от ветра вас укрою,

Ну, так что же я такое? (Дождевик)

II. Основная часть:

Отлично. Вы, конечно, уже догадались, что сегодня мы будем говорить про одежду. А как мы называем одежду, которую носим осенью? (Осенняя). Как вы думаете, зачем нам осенью надевать шарф, шапку и перчатки? А зачем нам нужны резиновые сапоги и галоши. Что еще мы наденем, чтобы защититься от дождя? Все верно, молодцы!

1. Массаж биологически активных точек «Ягоды»

В понедельник я кроила, (постучать пальцами по лбу)

А во вторник – платье шила. (постучать пальцами по щекам)

В среду – фартук вышивала, (погладить щеки круговыми движениями)

А в четверг – белье стирала: (пощипать щеки)

Все свои платочки (пощипать нос)

И братишкины носочки. (пощипать уши)

Ну а в пятницу, субботу

Отдыхала от работы. (похлопать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Сегодня мы будем шить одежду. Представим, что мы шьем на швейной машине. Вставим в нее иголку. Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести » ).

Швейная машинка громко стучит. Крутим рукой рычаг. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».

Мы пришили на курточку молнию. Проверим, как она застегивается. Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

Пришиваем на пальто большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).

Сшили плащи с широкими и острыми воротничками. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «круглый воротничок». Вытянуть «острый» язык «воротничок с острыми краями».

Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).

Вышьем узор на рукавах. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается уголков губ.

3. Физкультминутка

Осень, холодно с утра. Идет в садик детвора Шагаем на месте

Шапка, куртка и сапожки – не замерзнут наши ножки. Имитируем движения одевания

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно 

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на носочках

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Ходьба на пятках

Будем прыгать и скакать, наши ножки согревать. Прыжки на месте

4. Чтение рассказа «Заплатка» по схеме

У Пети были замечательные зеленые штаны. Петины брюки нравились всем ребятам. Мальчики даже завидовали Пете. Однажды Петя полез на забор. Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал свои замечательные штаны. Ребята смеялись над тем, что у Пети на штанах теперь дырка. Порванные штаны очень расстроили маму. Сердитая мама отказалась пришивать на них заплатку. Тогда Петя взял зеленую ткань, нарисовал карандашом заплатку, вырезал ее и аккуратно пришил на штаны. Все ребята во дворе удивились тому, какой Петя самостоятельный.  Они похвалили его аккуратную заплатку.

Вопросы к рассказу.

О ком этот рассказ? Какие штаны были у Пети? Куда полез однажды Петя? Что произошло? Обрадовалась ли мама? Что сделал Петя? Почему ребята его похвалили?

5. Игра «Наоборот»

Снимать – надевать

Толстый – тонкий

Вешать – снимать

Сухой – сырой

Расстёгивать – застёгивать

Лёгкий – тяжёлый

Завязывать – развязывать

Дорогой – дешёвый

Чистить – пачкать

Длинный – короткий

Шнуровать – развязывать

Твёрдый – мягкий

Найти – потерять

Чистый – грязный

Покупать – продавать

Старый – новый

Намочить – высушить

Узкий – широкий

Высокие – низкие

Много – мало

Детский – взрослый

6. Пальчиковая гимнастика.

Как у нашей кошки

На ногах сапожки. (сжимать-разжимать расставленные пальцы)

Как у нашей свинки

На ногах ботинки. (имитировать копытца)

А у пса на лапках

Голубые тапки. (поднимать-опускать прямые пальцы)

А козлёнок маленький

Обувает валенки. (руки в кулаки, «походить» ими по столу)

А сыночек Вовка -

Новые кроссовки. (похлопать)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)

7. Игра «Из чего?»

Одежда сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.

Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.

Сапоги из резины (какие?) – резиновые.

Ботинки из замши (какие?) – замшевые.

Пальто из драпа (какое?) – драповое.

Жилет из меха (какой?) – меховой.

Перчатки из бархата (какие?) – бархатные.

Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.

Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.

Куртка из джинсы (какая?) – джинсовая.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую одежду мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 175-196
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 105-111


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»

Цель: закрепление представлений об осенней одежде, обуви, о головных уборах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент.

Я уже большой ребенок,

Я одеться сам могу.

Если теплая погода, –

Без пальто во двор бегу;

Если ветер сильно дует,

Если слякоть или дождь,

В детский садик не пойду я

Без пальто и без калош.

Я привык свои ботинки

Чистить щеткой каждый день.

Из костюма все пылинки

Мне вытряхивать не лень!

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек «Ягоды»

В понедельник я кроила, (постучать пальцами по лбу)

А во вторник – платье шила. (постучать пальцами по щекам)

В среду – фартук вышивала, (погладить щеки круговыми движениями)

А в четверг – белье стирала: (пощипать щеки)

Все свои платочки (пощипать нос)

И братишкины носочки. (пощипать уши)

Ну а в пятницу, субботу

Отдыхала от работы. (похлопать щеки)

2. Артикуляционная гимнастика

Наступила осень, и Язычок понял, что ему нужно купить теплую курточку, шарф, шапку и носки. За обновками он отправился в магазин одежды. Сел Язычок на лошадку и поехал.

«Лошадка»

Когда Язычок приехал в магазин одежды, он очень удивился, потому что магазин был большой-пребольшой и в нем было очень много разных вещей. Язычок удивленно ходил по магазину и рассматривал одежду.

«Окошко-трубочка»

К Язычку подошел продавец и спросил, что ему нужно. А затем предложил померить длинный белый шарф.

– Вам очень пойдет этот шарф. – сказал продавец.

Язычок примерил шарфик и, действительно, он отлично смотрелся.

«Заборчик»

Затем продавец предложит Язычку примерить отличную теплую шапку. Она тоже очень подошла Язычку.

«Чашечка»

Вдруг Язычок увидел замечательную красную осеннюю куртку с большим капюшоном. Когда Язычок надел куртку и пошел к зеркалу, капюшон весело запрыгал у него за спиной. Язычку очень понравилась такая веселая куртка.

«Качели»

Наконец, Язычок пришел в отдел с носками. Он выбрал себе носочки с широкой пяткой и узким носом.

«Лопата-иголочка»

Продавец предложил Язычку выбрать новый зонтик, и Язычок с удовольствием выбрал самый красивый, большой красный зонтик.

«Грибочек»

Язычок купил вещи, сказал продавцу спасибо, и, довольный своими обновками, поехал на лошадке домой.

«Лошадка»

Язычку было очень тепло и уютно в новой одежде, и он больше не боялся осеннего дождя и ветра.

3. Физкультминутка

Осень, холодно с утра. Идет в садик детвора Шагаем на месте

Шапка, куртка и сапожки – не замерзнут наши ножки. Имитируем движения одевания

Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно 

Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на носочках

Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте

В грязь не заходите, сапожки не рвите. Ходьба на пятках

Будем прыгать и скакать, наши ножки согревать. Прыжки на месте

4. Пересказ рассказа «Заплатка» по схеме

У Пети были замечательные зеленые штаны. Петины брюки нравились всем ребятам. Мальчики даже завидовали Пете. Однажды Петя полез на забор. Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал свои замечательные штаны. Ребята смеялись над тем, что у Пети на штанах теперь дырка. Порванные штаны очень расстроили маму. Сердитая мама отказалась пришивать на них заплатку. Тогда Петя взял зеленую ткань, нарисовал карандашом заплатку, вырезал ее и аккуратно пришил на штаны. Все ребята во дворе удивились тому, какой Петя самостоятельный.  Они похвалили его аккуратную заплатку.

5. Игра «Назови ласково».

Куртка-курточка, свитер – свитерок, плащ – плащик, брюки – брючки, рубашка – рубашечка, платье – платьице, штаны – штанишки, шапка – шапочка, колготки-колготочки, носки-носочки, сапоги-сапожки, ботинки-ботиночки, шарф-шарфик, перчатки-перчаточки.

6. Пальчиковая гимнастика.

Пошли звери на базар новый посмотреть товар.

Поросёнок в шубке, а собачка в …(юбке).

Кот в жакете, мышка в…(берете).

Кошечка в сережках, корова в… (сапожках).

Барашек в кафтане, коза в … (сарафане) (загибать пальцы).

7. Игра «4-й лишний»

По картинному материалу.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую одежду мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 175-196
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 105-111


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\417821_i_041.jpgC:\Users\User\Desktop\zaplatka-—-nosov-nikolaj.jpgC:\Users\User\Desktop\2521.jpgC:\Users\User\Desktop\2520.jpgC:\Users\User\Desktop\2522.jpgC:\Users\User\Desktop\2523.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА

1. Назови, какие:

Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

Сапоги из кожи (какие?) – …

Сапоги из резины (какие?) – …

Ботинки из замши (какие?) – …

Жилет из меха (какой?) – …

Перчатки из бархата (какие?) – …

Платье из шёлка (какое?) – …

Куртка из джинсы (какая?) – …

2. Игра «Большой-маленький»

Маме купим большую юбку, а дочке маленькую юбочку.

Папе купим большие брюки, а сыну маленькие…

Маме купим большой плащ, а дочке маленький…

Папе купим большую куртку, а сыну маленькую…

Маме купим большое пальто, а дочке маленькое…

Папе купим большие ботинки, а сыну маленькие…

Маме купим большие сапоги, а дочке маленькие…

Папе купим большой шарф, а сыну маленький…

3. Игра «Скажи наоборот»

Снимать кофту – надевать кофту

Толстый свитер – … свитер

Расстёгивать пуговицы – … пуговицы

Завязывать шнурки – … шнурки

Пачкать одежду – … одежду

Длинный плащ – … плащ

Чистая куртка – … куртка

Покупать пальто – … пальто

Старый шарф – … шарф

Детские ботинки – … ботинки

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Пальцы в них не замерзают,

Как в чехольчиках гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в…

Домашнее задание

ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА

1. Назови, какие:

Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.

Сапоги из кожи (какие?) – …

Сапоги из резины (какие?) – …

Ботинки из замши (какие?) – …

Жилет из меха (какой?) – …

Перчатки из бархата (какие?) – …

Платье из шёлка (какое?) – …

Куртка из джинсы (какая?) – …

2. Игра «Большой-маленький»

Маме купим большую юбку, а дочке маленькую юбочку.

Папе купим большие брюки, а сыну маленькие…

Маме купим большой плащ, а дочке маленький…

Папе купим большую куртку, а сыну маленькую…

Маме купим большое пальто, а дочке маленькое…

Папе купим большие ботинки, а сыну маленькие…

Маме купим большие сапоги, а дочке маленькие…

Папе купим большой шарф, а сыну маленький…

3. Игра «Скажи наоборот»

Снимать кофту – надевать кофту

Толстый свитер – … свитер

Расстёгивать пуговицы – … пуговицы

Завязывать шнурки – … шнурки

Пачкать одежду – … одежду

Длинный плащ – … плащ

Чистая куртка – … куртка

Покупать пальто – … пальто

Старый шарф – … шарф

Детские ботинки – … ботинки

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Пальцы в них не замерзают,

Как в чехольчиках гуляют.

С холодом сыграем в прятки,

Спрячем ручки мы в…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...