Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Осенняя одежда».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Осенняя одежда».
3. Графический материал по лексической теме «Осенняя одежда».
4. Домашнее задание по лексической теме «Осенняя одежда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Осенняя одежда | 27.91 КБ |
Связная речь Осенняя одежда | 21.01 КБ |
Графическая схема Осенняя одежда | 927.03 КБ |
Домашнее задание Осенняя одежда | 15.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Осенняя одежда, обувь, головные уборы».
- учить слушать и выполнять многоступенчатую инструкцию;
- продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
- закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными;
- закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под;
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать у детей умение составлять предложения;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент. Загадки.
Осенью или весной
Дует ветер озорной,
Холодно порой, зато
Повод есть надеть… (Пальто)
Пальцы в них не замерзают.
Как в чехольчиках, гуляют.
С холодом сыграем в прятки,
Спрячем ручки мы в… (Перчатки)
Голова моя готова
К холодам, ветрам суровым.
Натяну ее на уши
И не буду я простужен… (Шапка)
Что сейчас наденем смело,
Чтоб горло не болело? (Шарф)
Есть и правый, есть и левый –
Надевай их в холод смело!
Греют ноги нам они –
Наши тёплые... (Носки)
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге –
Не промокнут наши ноги. (Сапоги)
Отгадай загадку – кто мы:
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь – у нас работа:
Топать, шлепать по болотам. (Галоши)
Я на молнии бываю,
В непогоду защищаю
Есть рукава и воротник,
А сзади капюшон пришит.
Холод осенью – не шутки,
Надеваем, дети,… (Куртки)
Я как зонт - не промокаю,
От дождя вас защищаю,
И от ветра вас укрою,
Ну, так что же я такое? (Дождевик)
II. Основная часть:
Отлично. Вы, конечно, уже догадались, что сегодня мы будем говорить про одежду. А как мы называем одежду, которую носим осенью? (Осенняя). Как вы думаете, зачем нам осенью надевать шарф, шапку и перчатки? А зачем нам нужны резиновые сапоги и галоши. Что еще мы наденем, чтобы защититься от дождя? Все верно, молодцы!
1. Массаж биологически активных точек «Ягоды»
В понедельник я кроила, (постучать пальцами по лбу)
А во вторник – платье шила. (постучать пальцами по щекам)
В среду – фартук вышивала, (погладить щеки круговыми движениями)
А в четверг – белье стирала: (пощипать щеки)
Все свои платочки (пощипать нос)
И братишкины носочки. (пощипать уши)
Ну а в пятницу, субботу
Отдыхала от работы. (похлопать щеки)
2. Артикуляционная гимнастика
Сегодня мы будем шить одежду. Представим, что мы шьем на швейной машине. Вставим в нее иголку. Иголочка. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до «пяти-шести » ).
Швейная машинка громко стучит. Крутим рукой рычаг. Максимально часто открывать рот с произнесением слогов: «Ба-ба-ба-ба-ба, бы-бы-бы-бы-бы, пы-бы-пы-бы-пы-бы».
Мы пришили на курточку молнию. Проверим, как она застегивается. Застегивание и расстегивание молнии. Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счет до «пяти» (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
Пришиваем на пальто большие пуговицы и маленькие пуговки. Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой «трубочкой» (маленькая пуговка).
Сшили плащи с широкими и острыми воротничками. Чередовать положения «широкого» и «узкого» языка. Положить «широкий» язык на нижнюю губу «круглый воротничок». Вытянуть «острый» язык «воротничок с острыми краями».
Шитье на разных швейных машинках. Широко открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, боковые края прижать к коренным зубам и произносить: «Д-д-д-д-д» (шьем на электрической швейной машинке), «Т-т-т-т-т» (шьем на ручной швейной машинке).
Вышьем узор на рукавах. Кончик языка «иголочкой» ритмично касается уголков губ.
3. Физкультминутка
Осень, холодно с утра. Идет в садик детвора Шагаем на месте
Шапка, куртка и сапожки – не замерзнут наши ножки. Имитируем движения одевания
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на носочках
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Ходьба на пятках
Будем прыгать и скакать, наши ножки согревать. Прыжки на месте
4. Чтение рассказа «Заплатка» по схеме
У Пети были замечательные зеленые штаны. Петины брюки нравились всем ребятам. Мальчики даже завидовали Пете. Однажды Петя полез на забор. Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал свои замечательные штаны. Ребята смеялись над тем, что у Пети на штанах теперь дырка. Порванные штаны очень расстроили маму. Сердитая мама отказалась пришивать на них заплатку. Тогда Петя взял зеленую ткань, нарисовал карандашом заплатку, вырезал ее и аккуратно пришил на штаны. Все ребята во дворе удивились тому, какой Петя самостоятельный. Они похвалили его аккуратную заплатку.
Вопросы к рассказу.
О ком этот рассказ? Какие штаны были у Пети? Куда полез однажды Петя? Что произошло? Обрадовалась ли мама? Что сделал Петя? Почему ребята его похвалили?
5. Игра «Наоборот»
Снимать – надевать
Толстый – тонкий
Вешать – снимать
Сухой – сырой
Расстёгивать – застёгивать
Лёгкий – тяжёлый
Завязывать – развязывать
Дорогой – дешёвый
Чистить – пачкать
Длинный – короткий
Шнуровать – развязывать
Твёрдый – мягкий
Найти – потерять
Чистый – грязный
Покупать – продавать
Старый – новый
Намочить – высушить
Узкий – широкий
Высокие – низкие
Много – мало
Детский – взрослый
6. Пальчиковая гимнастика.
Как у нашей кошки
На ногах сапожки. (сжимать-разжимать расставленные пальцы)
Как у нашей свинки
На ногах ботинки. (имитировать копытца)
А у пса на лапках
Голубые тапки. (поднимать-опускать прямые пальцы)
А козлёнок маленький
Обувает валенки. (руки в кулаки, «походить» ими по столу)
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки. (похлопать)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки. (шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
7. Игра «Из чего?»
Одежда сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная.
Сапоги из кожи (какие?) – кожаные.
Сапоги из резины (какие?) – резиновые.
Ботинки из замши (какие?) – замшевые.
Пальто из драпа (какое?) – драповое.
Жилет из меха (какой?) – меховой.
Перчатки из бархата (какие?) – бархатные.
Брюки из вельвета (какие?) – вельветовые.
Платье из шёлка (какое?) – шёлковое.
Куртка из джинсы (какая?) – джинсовая.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую одежду мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 175-196
- Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 105-111
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Цель: закрепление представлений об осенней одежде, обуви, о головных уборах, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
- Учить отвечать полным ответом;
- Учить пересказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент.
Я уже большой ребенок,
Я одеться сам могу.
Если теплая погода, –
Без пальто во двор бегу;
Если ветер сильно дует,
Если слякоть или дождь,
В детский садик не пойду я
Без пальто и без калош.
Я привык свои ботинки
Чистить щеткой каждый день.
Из костюма все пылинки
Мне вытряхивать не лень!
II. Основная часть:
1. Массаж биологически активных точек «Ягоды»
В понедельник я кроила, (постучать пальцами по лбу)
А во вторник – платье шила. (постучать пальцами по щекам)
В среду – фартук вышивала, (погладить щеки круговыми движениями)
А в четверг – белье стирала: (пощипать щеки)
Все свои платочки (пощипать нос)
И братишкины носочки. (пощипать уши)
Ну а в пятницу, субботу
Отдыхала от работы. (похлопать щеки)
2. Артикуляционная гимнастика
Наступила осень, и Язычок понял, что ему нужно купить теплую курточку, шарф, шапку и носки. За обновками он отправился в магазин одежды. Сел Язычок на лошадку и поехал. | «Лошадка» |
Когда Язычок приехал в магазин одежды, он очень удивился, потому что магазин был большой-пребольшой и в нем было очень много разных вещей. Язычок удивленно ходил по магазину и рассматривал одежду. | «Окошко-трубочка» |
К Язычку подошел продавец и спросил, что ему нужно. А затем предложил померить длинный белый шарф. – Вам очень пойдет этот шарф. – сказал продавец. Язычок примерил шарфик и, действительно, он отлично смотрелся. | «Заборчик» |
Затем продавец предложит Язычку примерить отличную теплую шапку. Она тоже очень подошла Язычку. | «Чашечка» |
Вдруг Язычок увидел замечательную красную осеннюю куртку с большим капюшоном. Когда Язычок надел куртку и пошел к зеркалу, капюшон весело запрыгал у него за спиной. Язычку очень понравилась такая веселая куртка. | «Качели» |
Наконец, Язычок пришел в отдел с носками. Он выбрал себе носочки с широкой пяткой и узким носом. | «Лопата-иголочка» |
Продавец предложил Язычку выбрать новый зонтик, и Язычок с удовольствием выбрал самый красивый, большой красный зонтик. | «Грибочек» |
Язычок купил вещи, сказал продавцу спасибо, и, довольный своими обновками, поехал на лошадке домой. | «Лошадка» |
Язычку было очень тепло и уютно в новой одежде, и он больше не боялся осеннего дождя и ветра. |
3. Физкультминутка
Осень, холодно с утра. Идет в садик детвора Шагаем на месте
Шапка, куртка и сапожки – не замерзнут наши ножки. Имитируем движения одевания
Нарядили ножки в новые сапожки, Выставляем носочки поочерёдно
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке. Ходьба на носочках
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте, Топот на месте
В грязь не заходите, сапожки не рвите. Ходьба на пятках
Будем прыгать и скакать, наши ножки согревать. Прыжки на месте
4. Пересказ рассказа «Заплатка» по схеме
У Пети были замечательные зеленые штаны. Петины брюки нравились всем ребятам. Мальчики даже завидовали Пете. Однажды Петя полез на забор. Мальчик зацепился за острый гвоздь и порвал свои замечательные штаны. Ребята смеялись над тем, что у Пети на штанах теперь дырка. Порванные штаны очень расстроили маму. Сердитая мама отказалась пришивать на них заплатку. Тогда Петя взял зеленую ткань, нарисовал карандашом заплатку, вырезал ее и аккуратно пришил на штаны. Все ребята во дворе удивились тому, какой Петя самостоятельный. Они похвалили его аккуратную заплатку.
5. Игра «Назови ласково».
Куртка-курточка, свитер – свитерок, плащ – плащик, брюки – брючки, рубашка – рубашечка, платье – платьице, штаны – штанишки, шапка – шапочка, колготки-колготочки, носки-носочки, сапоги-сапожки, ботинки-ботиночки, шарф-шарфик, перчатки-перчаточки.
6. Пальчиковая гимнастика.
Пошли звери на базар новый посмотреть товар.
Поросёнок в шубке, а собачка в …(юбке).
Кот в жакете, мышка в…(берете).
Кошечка в сережках, корова в… (сапожках).
Барашек в кафтане, коза в … (сарафане) (загибать пальцы).
7. Игра «4-й лишний»
По картинному материалу.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какую одежду мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 175-196
- Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 105-111
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА 1. Назови, какие: Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная. Сапоги из кожи (какие?) – … Сапоги из резины (какие?) – … Ботинки из замши (какие?) – … Жилет из меха (какой?) – … Перчатки из бархата (какие?) – … Платье из шёлка (какое?) – … Куртка из джинсы (какая?) – … 2. Игра «Большой-маленький» Маме купим большую юбку, а дочке маленькую юбочку. Папе купим большие брюки, а сыну маленькие… Маме купим большой плащ, а дочке маленький… Папе купим большую куртку, а сыну маленькую… Маме купим большое пальто, а дочке маленькое… Папе купим большие ботинки, а сыну маленькие… Маме купим большие сапоги, а дочке маленькие… Папе купим большой шарф, а сыну маленький… 3. Игра «Скажи наоборот» Снимать кофту – надевать кофту Толстый свитер – … свитер Расстёгивать пуговицы – … пуговицы Завязывать шнурки – … шнурки Пачкать одежду – … одежду Длинный плащ – … плащ Чистая куртка – … куртка Покупать пальто – … пальто Старый шарф – … шарф Детские ботинки – … ботинки 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Пальцы в них не замерзают, Как в чехольчиках гуляют. С холодом сыграем в прятки, Спрячем ручки мы в… | Домашнее задание ОСЕННЯЯ ОДЕЖДА 1. Назови, какие: Кофта из шерсти (какая?) – шерстяная. Сапоги из кожи (какие?) – … Сапоги из резины (какие?) – … Ботинки из замши (какие?) – … Жилет из меха (какой?) – … Перчатки из бархата (какие?) – … Платье из шёлка (какое?) – … Куртка из джинсы (какая?) – … 2. Игра «Большой-маленький» Маме купим большую юбку, а дочке маленькую юбочку. Папе купим большие брюки, а сыну маленькие… Маме купим большой плащ, а дочке маленький… Папе купим большую куртку, а сыну маленькую… Маме купим большое пальто, а дочке маленькое… Папе купим большие ботинки, а сыну маленькие… Маме купим большие сапоги, а дочке маленькие… Папе купим большой шарф, а сыну маленький… 3. Игра «Скажи наоборот» Снимать кофту – надевать кофту Толстый свитер – … свитер Расстёгивать пуговицы – … пуговицы Завязывать шнурки – … шнурки Пачкать одежду – … одежду Длинный плащ – … плащ Чистая куртка – … куртка Покупать пальто – … пальто Старый шарф – … шарф Детские ботинки – … ботинки 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Пальцы в них не замерзают, Как в чехольчиках гуляют. С холодом сыграем в прятки, Спрячем ручки мы в… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Новый год». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...