Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт».

3. Графический материал по лексической теме «Транспорт».

4. Домашнее задание по лексической теме «Транспорт».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Транспорт. ПДД»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Транспорт. ПДД»

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Транспорт. ПДД».
  • уточнить и расширить представления о названиях и видах транспорта, о правилах дорожного движения и безопасности на дороге;
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
  • развивать умение образовывать составные существительные.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Что за чудо: длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. Автобус

Рано утром за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят жёлтые дома. Трамваи

Есть педали, руль и спицы,

Он летит вперед, как птица. Велосипед

Она доставит без труда

Тебя в другие города.

Но если ты собрался в путь

Ее заправить не забудь! Машина

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет. Корабль

Без разгона ввысь взлетаю,

Стрекозу напоминаю.

Отправляюсь я в полёт,

Кто же это? Вертолет

Логопед: Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде? (Водный)

А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)? (Воздушный)

А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)? (Наземный)

Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт? (Под землей)

Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.

Основная часть.

1. Игра «4-й лишний»

Автобус, грузовик, самолет, машина (самолет – воздушный транспорт)

Лодка, пароход, снегоход, корабль (снегоход – наземный транспорт)

Ракета, самолет, парашют, вертолет (парашют – не транспорт)

Метро, трамвай, троллейбус, электричка (метро – подземный транспорт)

Велосипед, телега, лодка на веслах, поезд (поезд имеет двигатель)

2. Дидактическая игра «Профессии»

Дети рассказывают по картинкам:

- Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).

- Это поезд. Поездом управляет машинист.

- Это машина. Машиной управляет водитель.

- Это корабль. Кораблём управляет капитан.

- Это автобус.  Автобусом управляет водитель.

Логопед: Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Логопед: Что помогает нам перейти дорогу? (Светофор)

Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? (На красный переходить дорогу нельзя. На желтый нужно приготовиться. А на зелёный можно идти).

3. Физкультминутка

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный).

4. Игра «Из каких частей состоит?»

Фары, руль, салон, кабина – автобус

Мотор, два колеса, одна фара, руль – мотоцикл

Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – самолет

Каюты, паруса, якорь, штурвал – корабль

Вагоны, труба, колеса – поезд

Корма, нос, дно, весла – лодка

Два колеса, педали, руль, сиденье – велосипед

5. Игра «Из чего?»

Кузов из железа (какой) – железный

Дверца из металла – металлическая

Колесо из резины – резиновое

Руль из пластмассы – пластмассовый

Сиденье, обшитое кожей – кожаное

Фары из стекла – стеклянные

Приборная панель из пластика – пластиковая

6. Игра «Собери слово»

Бензин возит – бензовоз

Воду возит – водовоз

Молоко возит – молоковоз

Мусор возит – мусоровоз

Везде ходит – вездеход

Лед колет – ледокол

Сам летает – самолет

Сам сваливает груз – самосвал

На пару ходит – пароход

На пару возит людей и груз – паровоз

7. Развитие мелкой моторики. Штриховка «Паровозик»

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие». – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 94-99
  3. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 286-303.


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Транспорт. ПДД»

Цель: закрепление представлений о транспорте и правилах дорожного движения.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Ребята, давайте поиграем в игру «Разрешается-запрещается». Я буду начинать предложение, а вы добавлять последнее слово: разрешается или запрещается.

Гулять по тротуару… (разрешается)!

А гулять по проезжей части… (запрещается)!

Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом… (запрещается)!

Переходить улицу на красный сигнал светофора… (запрещается)!

А переходить улицу на зеленый сигнал светофора… (разрешается)!

Помогать пожилым людям переходить улицу… (разрешается)!

Выбегать на проезжую часть… (запрещается)!

Обходить стоящий автобус спереди… (запрещается)!

А обходить стоящий трамвай спереди… (разрешается)!

Чтобы было проще запомнить это правило, можно выучить стишок: 

Спереди трамвай обходим – это каждый знает,

Нет опасней ничего встречного трамвая.

Ну, а чтоб дорогу видеть и машины пропустить,

Знай, автобус только сзади надо людям обходить!

Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика

Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса,

(широко открыть рот)

блестящая рама

(широко улыбнуться и показать зубы)

и громкий звонок.

(произнести: «З-з-з-з»)

Язычок стоял перед велосипедом и осматривал его то с одной стороны, то с другой,

(двигать языком вправо-влево)

то сверху, то снизу.

(двигать языком вверх и вниз)

Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики,

(открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз)

положил в корзинку

(язык спрятать, рот открыть и удерживать 10 сек.)

и поехал.

Быстро крутил педали Язычок.

(вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против)

Дорога была длинной и широкой.

(тянуть широкий язык к подбородку)

Наконец Язычок нажал на тормоза и остановил велосипед.

(произнести: «Ш-ш-ш-ш»)

Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек.

(улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз).

Бабушке очень понравились блинчики.

(высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5раз).

3. Физкультминутка

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный).

4. Описание транспорта по графической схеме

5. Игра «Ехали мы, ехали»

Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками.

(На доске схема движения грузовика, логопед катит машинку).

Ехали мы, ехали, до горки (доехали),
В гору
 (въехали), с горы (съехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы 
(доехали),
Яму 
(объехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки 
(доехали),
Мост 
(переехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома 
(доехали),
Во двор 
(заехали), вот и (приехали)

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие». – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 94-99
  3. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 286-303.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\02.jpg

C:\Users\User\Desktop\02.jpg



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ТРАНСПОРТ

1. Игра «Из чего?»

Кузов из железа (какой) – железный

Дверца из металла – …

Колесо из резины – …

Руль из пластмассы – …

Сиденье, обшитое кожей – …

Фары из стекла – …

Приборная панель из пластика – …

2. Игра «Собери слово»

Бензин возит – бензовоз

Воду возит – …

Молоко возит – …

Мусор возит – …

Везде ходит – …

По снегу ходит – …

Лед колет – …

Сам летает – …

Сам сваливает (груз) – …

На парý ходит – …

На парý возит (людей и груз) – …

3. Игра «Из каких частей состоит?»

Кабина, винт, хвост, шасси – вертолет

Фары, руль, длинный салон, кабина – …

Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – …

Каюты, паруса, якорь, штурвал – …

Вагоны, колеса, локомотив – …

Мотор, два колеса, одна фара, руль – …

Корма, нос, дно, весла – …

Два колеса, педали, руль, сиденье – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Скажешь, кто я? …

Домашнее задание

ТРАНСПОРТ

1. Игра «Из чего?»

Кузов из железа (какой) – железный

Дверца из металла – …

Колесо из резины – …

Руль из пластмассы – …

Сиденье, обшитое кожей – …

Фары из стекла – …

Приборная панель из пластика – …

2. Игра «Собери слово»

Бензин возит – бензовоз

Воду возит – …

Молоко возит – …

Мусор возит – …

Везде ходит – …

По снегу ходит – …

Лед колет – …

Сам летает – …

Сам сваливает (груз) – …

На парý ходит – …

На парý возит (людей и груз) – …

3. Игра «Из каких частей состоит?»

Кабина, винт, хвост, шасси – вертолет

Фары, руль, длинный салон, кабина – …

Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – …

Каюты, паруса, якорь, штурвал – …

Вагоны, колеса, локомотив – …

Мотор, два колеса, одна фара, руль – …

Корма, нос, дно, весла – …

Два колеса, педали, руль, сиденье – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Я тяжёлый, я большой,

Знаешь, мощный я какой!

Грузы я возить привык.

Скажешь, кто я? …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...