Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Транспорт». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Транспорт».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Транспорт».
3. Графический материал по лексической теме «Транспорт».
4. Домашнее задание по лексической теме «Транспорт».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Транспорт | 29.88 КБ |
Связная речь Транспорт | 29.49 КБ |
Графическая схема Транспорт | 2.98 МБ |
Штриховка Транспорт | 138.32 КБ |
Домашнее задание Транспорт | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Транспорт. ПДД»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Транспорт. ПДД»
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Транспорт. ПДД».
- уточнить и расширить представления о названиях и видах транспорта, о правилах дорожного движения и безопасности на дороге;
- закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.
- развивать умение образовывать составные существительные.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать у детей умение составлять предложения;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент.
Что за чудо: длинный дом,
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. Автобус
Рано утром за окошком
Стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
Ходят жёлтые дома. Трамваи
Есть педали, руль и спицы,
Он летит вперед, как птица. Велосипед
Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь! Машина
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет. Корабль
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это? Вертолет
Логопед: Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде? (Водный)
А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)? (Воздушный)
А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)? (Наземный)
Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт? (Под землей)
Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.
Основная часть.
1. Игра «4-й лишний»
Автобус, грузовик, самолет, машина (самолет – воздушный транспорт)
Лодка, пароход, снегоход, корабль (снегоход – наземный транспорт)
Ракета, самолет, парашют, вертолет (парашют – не транспорт)
Метро, трамвай, троллейбус, электричка (метро – подземный транспорт)
Велосипед, телега, лодка на веслах, поезд (поезд имеет двигатель)
2. Дидактическая игра «Профессии»
Дети рассказывают по картинкам:
- Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).
- Это поезд. Поездом управляет машинист.
- Это машина. Машиной управляет водитель.
- Это корабль. Кораблём управляет капитан.
- Это автобус. Автобусом управляет водитель.
Логопед: Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день, и ночь –
Зеленый, желтый, красный.
Логопед: Что помогает нам перейти дорогу? (Светофор)
Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? (На красный переходить дорогу нельзя. На желтый нужно приготовиться. А на зелёный можно идти).
3. Физкультминутка
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный).
4. Игра «Из каких частей состоит?»
Фары, руль, салон, кабина – автобус
Мотор, два колеса, одна фара, руль – мотоцикл
Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – самолет
Каюты, паруса, якорь, штурвал – корабль
Вагоны, труба, колеса – поезд
Корма, нос, дно, весла – лодка
Два колеса, педали, руль, сиденье – велосипед
5. Игра «Из чего?»
Кузов из железа (какой) – железный
Дверца из металла – металлическая
Колесо из резины – резиновое
Руль из пластмассы – пластмассовый
Сиденье, обшитое кожей – кожаное
Фары из стекла – стеклянные
Приборная панель из пластика – пластиковая
6. Игра «Собери слово»
Бензин возит – бензовоз
Воду возит – водовоз
Молоко возит – молоковоз
Мусор возит – мусоровоз
Везде ходит – вездеход
Лед колет – ледокол
Сам летает – самолет
Сам сваливает груз – самосвал
На пару ходит – пароход
На пару возит людей и груз – паровоз
7. Развитие мелкой моторики. Штриховка «Паровозик»
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие». – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 94-99
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 286-303.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Транспорт. ПДД»
Цель: закрепление представлений о транспорте и правилах дорожного движения.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
- Учить отвечать полным ответом;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- Развивать творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
- Вводная часть. Организационный момент.
Ребята, давайте поиграем в игру «Разрешается-запрещается». Я буду начинать предложение, а вы добавлять последнее слово: разрешается или запрещается.
Гулять по тротуару… (разрешается)!
А гулять по проезжей части… (запрещается)!
Перебегать дорогу перед близко идущим транспортом… (запрещается)!
Переходить улицу на красный сигнал светофора… (запрещается)!
А переходить улицу на зеленый сигнал светофора… (разрешается)!
Помогать пожилым людям переходить улицу… (разрешается)!
Выбегать на проезжую часть… (запрещается)!
Обходить стоящий автобус спереди… (запрещается)!
А обходить стоящий трамвай спереди… (разрешается)!
Чтобы было проще запомнить это правило, можно выучить стишок:
Спереди трамвай обходим – это каждый знает,
Нет опасней ничего встречного трамвая.
Ну, а чтоб дорогу видеть и машины пропустить,
Знай, автобус только сзади надо людям обходить!
Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса, | (широко открыть рот) |
блестящая рама | (широко улыбнуться и показать зубы) |
и громкий звонок. | (произнести: «З-з-з-з») |
Язычок стоял перед велосипедом и осматривал его то с одной стороны, то с другой, | (двигать языком вправо-влево) |
то сверху, то снизу. | (двигать языком вверх и вниз) |
Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики, | (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз) |
положил в корзинку | (язык спрятать, рот открыть и удерживать 10 сек.) |
и поехал. | |
Быстро крутил педали Язычок. | (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем — против) |
Дорога была длинной и широкой. | (тянуть широкий язык к подбородку) |
Наконец Язычок нажал на тормоза и остановил велосипед. | (произнести: «Ш-ш-ш-ш») |
Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек. | (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4—5 раз). |
Бабушке очень понравились блинчики. | (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5раз). |
3. Физкультминутка
Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный).
4. Описание транспорта по графической схеме
5. Игра «Ехали мы, ехали»
Усвоение глагола «Ехать» с различными приставками.
(На доске схема движения грузовика, логопед катит машинку).
Ехали мы, ехали, до горки (доехали),
В гору (въехали), с горы (съехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до ямы (доехали),
Яму (объехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до речки (доехали),
Мост (переехали) и дальше (поехали).
Ехали мы, ехали, до дома (доехали),
Во двор (заехали), вот и (приехали).
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. «Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие». – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Герасимова, А. С. «Популярная логопедия» С. 94-99
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 286-303.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание ТРАНСПОРТ 1. Игра «Из чего?» Кузов из железа (какой) – железный Дверца из металла – … Колесо из резины – … Руль из пластмассы – … Сиденье, обшитое кожей – … Фары из стекла – … Приборная панель из пластика – … 2. Игра «Собери слово» Бензин возит – бензовоз Воду возит – … Молоко возит – … Мусор возит – … Везде ходит – … По снегу ходит – … Лед колет – … Сам летает – … Сам сваливает (груз) – … На парý ходит – … На парý возит (людей и груз) – … 3. Игра «Из каких частей состоит?» Кабина, винт, хвост, шасси – вертолет Фары, руль, длинный салон, кабина – … Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – … Каюты, паруса, якорь, штурвал – … Вагоны, колеса, локомотив – … Мотор, два колеса, одна фара, руль – … Корма, нос, дно, весла – … Два колеса, педали, руль, сиденье – … 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Я тяжёлый, я большой, Знаешь, мощный я какой! Грузы я возить привык. Скажешь, кто я? … | Домашнее задание ТРАНСПОРТ 1. Игра «Из чего?» Кузов из железа (какой) – железный Дверца из металла – … Колесо из резины – … Руль из пластмассы – … Сиденье, обшитое кожей – … Фары из стекла – … Приборная панель из пластика – … 2. Игра «Собери слово» Бензин возит – бензовоз Воду возит – … Молоко возит – … Мусор возит – … Везде ходит – … По снегу ходит – … Лед колет – … Сам летает – … Сам сваливает (груз) – … На парý ходит – … На парý возит (людей и груз) – … 3. Игра «Из каких частей состоит?» Кабина, винт, хвост, шасси – вертолет Фары, руль, длинный салон, кабина – … Крылья, хвост, корпус, иллюминаторы – … Каюты, паруса, якорь, штурвал – … Вагоны, колеса, локомотив – … Мотор, два колеса, одна фара, руль – … Корма, нос, дно, весла – … Два колеса, педали, руль, сиденье – … 4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Я тяжёлый, я большой, Знаешь, мощный я какой! Грузы я возить привык. Скажешь, кто я? … |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Посуда». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Рыбы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Профессии». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...