Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Комнатные растения». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:
1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Комнатные растения».
2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Комнатные растения».
3. Графический материал по лексической теме «Комнатные растения».
4. Домашнее задание по лексической теме «Комнатные растения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие лексико-грамматических категорий Комнатные растения | 29.03 КБ |
Связная речь Комнатные растения | 21.37 КБ |
Графическая схема Комнатные растения | 1.18 МБ |
Домашнее задание Комнатные растения | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме
«Комнатные растения»
Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Комнатные растения».
Коррекционно-образовательные:
- расширять и активизировать словарь детей по теме «Комнатные растения».
- уточнить и расширить представления об уходе за комнатными растениями.
- закреплять умение согласовывать глаголы с местоимениями.
- развивать навык согласования существительных с числительными.
Коррекционно-развивающие:
- развивать диалогическую речь;
- развивать у детей умение составлять предложения;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
- воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
- воспитывать интонационную выразительность речи;
- создать положительную мотивацию к занятию.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент.
Дышит неслышно герань на окошке,
Замер красавец в цветах – декабрист,
Рядом под фикусом прячется кошка,
Плющ изогнулся, как эквилибрист.
Пальцы колючие тянет алоэ,
Рядом выносливый в холод аир,
Дремлет агава – растение простое,
Скоро поспеет могучий инжир.
Смотрит фиалка цветными глазами,
Этой красавице тесен горшок.
В дальнем углу, видя сны с чудесами,
Дремлет бегония – дивный цветок.
Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (О цветах). А как называются цветы, которые растут в комнате? (Комнатные). Сегодня на занятии мы будем разговаривать о комнатных растениях и цветах.
Комнатные растения называют «зелеными друзьями» дома. Среди них имеются деревья, кустарники и травянистые растения. Одни мы ценим за красивые и вечнозеленые листья (пальмы, фикусы), другие за великолепные цветки (азалии, цикламены, орхидеи, фиалки). Красиво выглядят в доме папоротники. Они не только радуют наш глаз круглый год, но и напоминают зимой об ароматах лета, о красках осенней поры. С ними в доме красиво и уютно. Растения очищают воздух от вредных веществ и микробов.
II. Основная часть. Массаж биологически активных точек
На окне цветок колючий (Постучать пальцами по лбу)
Смотрит за околицу. (Круговые движения пальцами вокруг глаз)
Вы его не троньте лучше, (Постучать пальцами по щекам)
Очень больно колется. (Пощипать щеки)
Не подушка для иголок,
И не ёжик, и не ёлка, (Пожать уши)
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Похлопать по щекам)
2. Артикуляционная гимнастика
На окошке у Язычка цветут разные комнатные растения. | «Окошко» |
За окном давно зима, и на холодном подоконнике стала замерзать вечнозеленая азалия. Она скрутила свои листья в трубочку. Язычок заметил это и переставил ее в теплое место. | «Трубочка» |
А вот любитель холодов декабрист приготовился зацвести и широко раскинул свои побеги. | «Заборчик» |
В большущем горшке гордо стоит фикус с широкими и плоскими, как лопата, листьями. | «Лопатка» |
А в маленьком горшочке, выставив во все стороны смешные колючки, сидит круглый кактус. | «Иголочка» |
Язычок взял тряпочку и стал бережно протирать листики своим растениям. | «Варенье» |
Затем он осторожно полил их из небольшой лейки. | «Ручеек» |
А недотрогу-кактус Язычок побрызгал водой из опрыскивателя. | «Пузырьки» |
За окном снежная зима, а у Язычка на окошке настоящее зеленое лето! |
3. Чтение сказки «Спор растений» с опорой на графическую схему
Жила-была девочка Маша. У нее на подоконнике было много комнатных цветов. Однажды цветы стали между собой хвастаться и спорить, кто из них лучше:
Кактус сказал: Я могу обходиться без воды очень долго, я лучше всех!
Фикус ему ответил: А я могу за раз выпить целое ведро воды, как верблюд, вот я какой!
Фиалка пропела: А у меня, зато, самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!
Кактус гордо ответил: Ну и что! А у меня вместо листочков колючки.
Фикус пошелестел листьями и говорит: А мои листья похожи на большие ладошки.
Фиалка встряхнулась: А мои листья мягкие и пушистые.
Кактус задрал нос: Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.
Фикус ответил: А меня можно поливать редко, но обильно.
Фиалка: А вот меня поливают под самый корешок.
Вдруг в комнату зашла девочка Маша. Она стала ухаживать за своими растениями и каждое из них похвалила за то, какое оно красивое, полезное и как здорово растет. Когда Маша ушла, комнатные цветы поняли, что каждое из них очень важное, полезное и хорошее, и помирились друг с другом.
Вопросы по рассказу:
Чем хвастался кактус? (Тем, что он может долго обходиться без воды. Тем, что у него вместо листьев иголки. Тем, что его можно опрыскивать) Чем хвастался фикус? (Тем, что он может выпить ведро воды. Тем, что его листья похожи на ладошки. Тем, что ему нужен обильный полив) Чем хвасталась фиалка? (Тем, что у нее самые нарядные цветы. Тем, что у нее пушистые мягкие листья. Тем, что ее поливают под самый корешок) За что Маша похвалила свои растения? (За то, что они красивые и хорошо растут)
Почему растения помирились? (Они поняли, что каждое из них полезное, хорошее и важное)
4. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку, (шаг на месте)
Да притопни ножкой. (высоко поднимая колени)
Утром солнышко встречай
Ему головкой покачай (вращение головой)
Стебель наклони слегка – (наклоны)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (встряхивание)
Наконец, готовы все День встречать во всей красе. (похлопать)
5. Игра «Ухаживаем за растениями вместе»
Ребята, что нам нужно делать, чтобы комнатные цветы были красивые и хорошо росли? (Их нужно поливать, рыхлить, протирать листья, опрыскивать, пересаживать).
Я поливаю, он поливает, они поливают, мы поливаем, ты поливаешь, вы поливаете.
Я рыхлю, он рыхлит, они рыхлят, мы рыхлим, ты рыхлишь, вы рыхлите.
Я протираю, он протирает, они протирают, мы протираем, ты протираешь, вы протираете.
Я опрыскиваю, он опрыскивает, они опрыскивают, мы опрыскиваем, ты опрыскиваешь, вы опрыскиваете.
Я пересаживаю, он пересаживает, они пересаживают, мы пересаживаем, ты пересаживаешь, вы пересаживаете.
6. Игра «Назови ласково»
Лист – листок, листочек, стебель – стебелек, корень – корешок, цветок – цветочек, горшок – горшочек, фиалка – фиалочка, пальма – пальмочка, растение – растеньице, лейка – леечка.
7. Игра «Посчитаем растения на подоконнике»
Один кактус, два кактуса, пять кактусов.
Одно алоэ, два алоэ, пять алоэ.
Одна герань, две герани, пять гераней.
Один лист, два листа, пять листьев.
Одна бегония, две бегонии, пять бегоний.
Одна фиалка, две фиалки, пять фиалок.
Один корень, два корня, пять корней.
Один фикус, два фикуса, пять фикусов.
Одна орхидея, две орхидеи, пять орхидей.
Один цветок, два цветка, пять цветков.
Одна азалия, две азалии, пять азалий.
Одна пальма, две пальмы, пять пальм.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 380-400.
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме
«Комнатные растения»
Цель: закрепление представлений о комнатных растениях, развитие связной речи.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
- Учить отвечать полным ответом;
- Учить пересказу по схеме.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
- Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
- Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
- Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.
Ход занятия
- Вводная часть.
Организационный момент.
Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут. (Комнатные растения)
Ребята, какие вы знаете комнатные растения? (Фиалка, кактус, фикус, азалия, алоэ и т.д.).
Почему эти растения называются комнатными? Могут они выжить на улице?
Эти растения родом из жарких стран, тропиков. У них на родине очень жарко и светло или сыро. Когда мы начинаем выращивать растения дома, то мы должны создать им такие условия, чтобы растения чувствовали себя как дома.
Как надо ухаживать за комнатными растениями? (поливать, брызгать, протирать, рыхлить, удобрять)
Зачем надо это делать? (Чтобы растения были красивыми, хорошо росли и не засыхали).
II. Основная часть. 1. Массаж биологически активных точек
На окне цветок колючий (Постучать пальцами по лбу)
Смотрит за околицу. (Круговые движения пальцами вокруг глаз)
Вы его не троньте лучше, (Постучать пальцами по щекам)
Очень больно колется. (Пощипать щеки)
Не подушка для иголок,
И не ёжик, и не ёлка, (Пожать уши)
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках. (Похлопать по щекам)
2. Артикуляционная гимнастика
На окошке у Язычка цветут разные комнатные растения. | «Окошко» |
За окном давно зима, и на холодном подоконнике стала замерзать вечнозеленая азалия. Она скрутила свои листья в трубочку. Язычок заметил это и переставил ее в теплое место. | «Трубочка» |
А вот любитель холодов декабрист приготовился зацвести и широко раскинул свои побеги. | «Заборчик» |
В большущем горшке гордо стоит фикус с широкими и плоскими, как лопата, листьями. | «Лопатка» |
А в маленьком горшочке, выставив во все стороны смешные колючки, сидит круглый кактус. | «Иголочка» |
Язычок взял тряпочку и стал бережно протирать листики своим растениям. | «Варенье» |
Затем он осторожно полил их из небольшой лейки. | «Ручеек» |
А недотрогу-кактус Язычок побрызгал водой из опрыскивателя. | «Пузырьки» |
За окном снежная зима, а у Язычка на окошке настоящее зеленое лето! |
3. Пересказ сказки «Спор растений» по графической схеме
Жила-была девочка Маша. У нее на подоконнике было много комнатных цветов. Однажды цветы стали между собой хвастаться и спорить, кто из них лучше:
Кактус сказал: Я могу обходиться без воды очень долго, я лучше всех!
Фикус ему ответил: А я могу за раз выпить целое ведро воды, как верблюд, вот я какой!
Фиалка пропела: А у меня, зато, самые нарядные цветочки, полюбуйтесь!
Кактус гордо ответил: Ну и что! А у меня вместо листочков колючки.
Фикус пошелестел листьями и говорит: А мои листья похожи на большие ладошки.
Фиалка встряхнулась: А мои листья мягкие и пушистые.
Кактус задрал нос: Зато меня можно не поливать, а только опрыскивать.
Фикус ответил: А меня можно поливать редко, но обильно.
Фиалка сказала: А вот меня поливают под самый корешок.
Вдруг в комнату зашла девочка Маша. Она стала ухаживать за своими растениями и каждое из них похвалила за то, какое оно красивое и как здорово растет. Когда Маша ушла, комнатные цветы поняли, что каждое из них очень важное, полезное и хорошее, и помирились друг с другом.
4. Физкультминутка
Говорит цветку цветок:
«Подними-ка свой листок». (поднимают и опускают руки)
Выйди на дорожку, (шаг на месте)
Да притопни ножкой. (высоко поднимая колени)
Утром солнышко встречай
Ему головкой покачай (вращение головой)
Стебель наклони слегка – (наклоны)
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся. (встряхивание)
Наконец, готовы все
День встречать во всей красе. (похлопать)
5. Игра «Скажи наоборот»
Высокое растение – низкое растение.
Широкий горшок – узкий горшок.
Длинный корень – короткий корень.
Влажная земля – сухая земля.
Теплая вода – холодная вода.
Толстый лист – тоненький лист.
Большой цветок – маленький цветок.
Растение расцвело – растение завяло.
Мягкая земля – твердая земля.
Толстый стебелек – тонкий стебелек.
III. Итог занятия.
Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!
Источники:
- Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
- Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 380-400.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Домашнее задание КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ 1. Игра «Ухаживаем вместе за комнатными растениями» Изменение глаголов по лицам.
2. Упражнение «Скажи наоборот» Высокое растение – … растение. Широкий горшок – … горшок. Длинный корень – … корень. Влажная земля – … земля. Теплая вода – … вода. Толстый лист – … лист. Толстый стебелек – … стебелек. 3. Игра «Скажи ласково» Лист – …, стебель – …, корень – …, цветок – …, горшок – …, фиалка – …, пальма – …, растение – …, лейка – … 4. Игра «Посчитаем растения на подоконнике
5. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Что за странный шар растёт На окне в иголках? Зеленеет и цветёт, И на вид не ёлка. | Домашнее задание КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ 1. Игра «Ухаживаем вместе за комнатными растениями» Изменение глаголов по лицам.
2. Упражнение «Скажи наоборот» Высокое растение – … растение. Широкий горшок – … горшок. Длинный корень – … корень. Влажная земля – … земля. Теплая вода – … вода. Толстый лист – … лист. Толстый стебелек – … стебелек. 3. Игра «Скажи ласково» Лист – …, стебель – …, корень – …, цветок – …, горшок – …, фиалка – …, пальма – …, растение – …, лейка – … 4. Игра «Посчитаем растения на подоконнике
5. Отгадай загадку, нарисуй отгадку. Что за странный шар растёт На окне в иголках? Зеленеет и цветёт, И на вид не ёлка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Овощи. Огород». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Фрукты. Сад». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Перелетные птицы». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осенняя одежда». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Домашние животные». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...
Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Продукты питания». Подготовительная группа, ТНР.
Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...