Взаимодействие кинезиологических упражнений становление речи и интеллекта дошкольников
статья по логопедии
Статья о влияние кинезиологических упражнений на становление речи дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие кинезиологических упражнений становление речи и интеллекта дошкольников
Бартанова Евгения Сергеевна,
МБДОУ «Боханский детский сад№1,
учитель-логопед.
Одной из главных проблем дошкольного детства на современном этапе является увеличение числа детей с речевой патологией. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем больше у него возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее идет становление его как личности.
В соответствии с ФГОС ДОодним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии, методы и приемы.
Один из таких методов – метод кинезиологической коррекции. Кинезиология - наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Резкое несоответствие особенностей произношения его возрастным нормам и стойкость неправильных форм произношения характерны для различных случаев патологии. Они могут быть обусловлены нарушениями фонематического слуха, артикуляционного аппарата. Проекция кисти руки в головном мозге расположена очень близко с речевой зоной. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. [2]Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, взмахи руками и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы. Именно поэтому следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается.
Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина) была подтверждена связь интеллектуального развития и мелкой моторики.[3] Уровень развития речи детей также находится в зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Основным требованием методики кинезиологической коррекции является точность выполнения специальных движений. При этом их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающийся эффект, способствующий повышению умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Кинезиологические упражнения направлены на развитие различных систем координации движений и психофизических функций. В качестве примера можно привести координацию «глаза-руки», которая участвует в зрительной работе, в работе мелкой и крупной моторики рук при письме, рисовании, в общении и пр.[3]
Каждое из кинезиологических упражнений, направлено непосредственно на возбуждение определенного участка мозга и механизмов интеграции мысли и движения, благодаря чему новое учение оказывается более естественным, быстрым и одновременно лучше запоминаемым. Знания естественно включаются в живое действие, формируя потребность в личностной самореализации, т. к. уже при формировании начальных знаний подключается механизм «интеграции мысли и движения».[1]
В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у дошкольниковдостаточно легко коррегируются речевые нарушения, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с этим у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс способности к обучению, а так же управлению эмоциями. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребенка исчезают явления дислексии, улучшается память и концентрация внимания.[5]
В связи с вышесказанным всё более востребованным становится поиск эффективных психолого-педагогических методов и приемов работы, направленных на развитие речи дошкольника с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей. Для преодоления этих проблем необходимо проведение комплексной работы с детьми. Одним из методов является кинезиология..
Кинезиология как средство коррекции речи дошкольников вызвало у меня большой интерес. И я решила активно использовать кинезиологические упражнения в логопедической работе.
Для начало я изучила научно-методическую литературу, подобрала картотеку игр и упражнений, оформила крышку детского стола цветными полосками под игру «Кулак, ребро, ладонь». Так детям легче понять принцип игры и яркие цветные полоски привлекли внимание малышей. При входе в логопедический кабинет оформила игровой шкафчик карточками с упражнениями для рук. И теперь, заходя в кабинет, перед началом логопедического занятия ребята выполняют упражнения для пальчиков. Еще этот прием, является как и организационный момент перед основным занятием.
В течении самого занятия, я так же включаю элементы кинезиологических упражнений - это игры с цветными камушками, шишками, крупами, мелкими игрушками и т.д. благодаря этим играм работа над речью протекает в непринуждённой и игровой обстановки.
Во время занятий с детьми я проводила упражнение «Зеркальное рисование». Вначале, это упражнение вызвало большой интерес у детей, но дети очень быстро охладели к нему. Это было вызвано тем, что дети не могли выполнить упражнение правильно. У них не получалось рисовать двумя руками сразу. Тогда я решила упростить им задачу и дала им уже нарисованные рисунки. Задача детей была постараться обвести рисунки, используя обе руки одновременно. Хотя в данный момент у детей это упражнение вызывает затруднения, но уже заметен небольшой сдвиг в лучшую сторону, дети изображают элементарные рисунки двумя руками одновременно.
Применяя упражнение «Ленивые восьмерки» мною было замечено, что детям оно нравится. Это упражнение дети выполняли с интересом. Они с удовольствием обводили «Ленивые восьмерки».
Также детям очень понравилось упражнение «Думающая шляпа». Самомассаж успокаивает ребенка и стимулирует работу его мозга. Детям было приятно помассировать свои ушки. Данное упражнение было использовано во время организованной учебной деятельности. После таких минуток массажа дети активнее включались в работу группы и давали развернутые ответы на поставленные вопросы.
Со своими воспитанниками пытались выполнить все комплексы кинезиологических упражнений. Проводя комплексы упражнений, мною было замечено, что дети испытывают сложность при выполнении.
С упражнением «Крюки» в моей группе дети справились не очень хорошо. Дети еще не умеют принимать правильную позу и держать равновесие. Тоже я могу сказать об упражнении «Кнопки мозга», дети не умеют находить правильные точки на теле, но мы учимся их находить и учимся выполнять правильно это и другие упражнения. По окончании проведенной работы были заметны улучшения.
Используя кинезиологические упражнения в своей работе я поняла, что они дают немедленный и накопительный эффект улучшения развития речи детей, а также повышения умственной работоспособности и оптимизации психоэмоционального состояния. У детей наблюдается определенный прогресс: повышается способность к управлению своими эмоциями. Наблюдается улучшение внимания, мыслительной деятельности, понижение тревожности, повышается способность концентрироваться на выполняемом задании. На основании моих наблюдений могу сделать вывод, что кинезиология вносит огромный вклад в развитие речи ребенка и что применение кинезиологических упражнений в дошкольном возрасте необходимо.
Список литературы:
1. Архипов Б.А., Воробьева Е.А., Семенович А.В., Назарова Л.С., Шегай В.М. Комплексная методика психомоторной коррекции. М., 1998.
2. Деннисон П.И., Деннисон Г.И. Образовательнаякинестетика для детей: Базовое пособие по ОбразовательнойКинезиологии для родителей и педагогов, воспитывающих детей разного возраста: Пер. с англ. М.: Восхождение, 1998.
3. Сазонов В.Ф., Кириллова Л.П., Мосунов О.П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов: Учебно-методическое пособие / РГПУ. – Рязань, 2000.
4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М: ТЦ Сфера, 2001. - 48 с.
5. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения и игры на развитие межполушарного взаимодействия (кинезиологические упражнения)
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются и...
Мастер-класс "Использование кинезиологических упражнений для снижения психоэмоционального напряжения дошкольников"
Мастер-класс "Я учусь владеть собой"...
Методическая разработка: Кинезиологические упражнения в развитии психических функций дошкольников
В методической разработке представлена краткая теоретическая информация о науке «кинезиологии». Даны основные рекомендации по проведению кинезиологических упражнен...
Использование кинезиологических упражнений, как средство развития интеллекта старших дошкольников.
В статье рассказывается о технике рисования двумя руками одновременно, что позволяет оптимизировать деятельность мозга....
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
буклетМежполушарное взаимодействие.Кинезиологические упражнения....
Межполушарное взаимодействие: кинезиологические упражнения на логопедических занятиях.
В данном материале представлен опыт работы по МП в общеобразовательном детском саду. Кинезиологические упражнения на занятиях логопеда....
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила...