конспект логопедического занятия. ознакомление дошкольников со словами-предметами
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Знакомство детей со словами-предметами в рамках логопедического занятия. Разделение понятий слово и звук; одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova-predmety.docx | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ»
Цель: формирование понятия о слове, обозначающем предмет.
Образовательные задачи:
- Продолжать формировать умение делить слова на слоги.
- Формировать умение различать понятия «слово» и «звук».
- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Уточнять представления об одушевленных и неодушевленных предметах.
- Формировать умение правильно задавать вопросы «Что это? Кто это?».
- Упражнять в передаче вопросительной интонации.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать координацию речи с движением.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать умение слушать говорящего.
Оборудование: картинки с изображением живых и неживых предметов, длинные и короткие полоски.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент
Игра «Посчитай слоги»
— Давайте вспомним, как называются части, из которых состоят слова.
— Назовите количество слогов в словах.
Лексический материал: стол, крот, бинт, роза, баня, ветка, телефон, бегемот, сарафан, шоколад, пирамида, Буратино.
- Введение в тему
Игра «Доскажи словечко»
— Слушайте внимательно и добавляйте нужное слово.
- Руки мыть пошла Людмила, ей понадобится... (Мыло.)
- Ты надел совсем не то: нужна не шуба, а.... (Пальто.)
- Не поедет без бензина наша быстрая... (Машина.)
- Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся... (Мыши.)
- Кто один имеет рог? Отгадайте... (Носорог.)
- Вперевалку шел со льдин к нам на утренник... (Пингвин.)
- Михаил играл в футбол и забил в ворота... (Гол.) — Сейчас вы договаривали слова.
Лексический материал: мыло, пальто, машина, мыши, носорог, пингвин, гол.
- Основная часть
Игра «Собери — разбери»
- Сложите пальчики «чашечкой», «соберите» звуки, чтобы получилось слово.
- М, а, к.
- Л, и, с, а.
- М, а, ш, и, н, а.
- А теперь пальчики «пошли гулять» в разные стороны, все звуки «разбежались». Давайте разберем слова на звуки.
Лексический материал: дом, ива, винт, батут, малина.
Игра «Длинное — короткое»
- Если в слове мало звуков, то оно короткое, а если в слове много звуков, то оно длинное. Например, в слове «дом» всего три звука, это короткое слово. А в слове «бутерброд» девять звуков, это длинное слово.
- Хлопните, если услышите длинное слово. Топайте, если услышите короткое слово. Речевой материал: шар, машина, пар, рот, экскаватор, зонт, электричество, троллейбус.
Физминутка
Раз, два — все вставайте, Три, четыре — приседайте. Пять, шесть — повернись, Семь, восемь — улыбнись. Девять, десять — не зевайте, Свое место занимайте.
- Слова бывают разные: слова-предметы (цветок), слова-действия (учиться), слова-признаки (красный).
- Слова, которые обозначают предметы, называются слова-предметы. Например, книга, парта, ученик.
Игра «Живое — неживое»
- Слова-предметы могут обозначать живые и неживые предметы. Например, лягушка — это живой предмет, а стол — неживой предмет.
- Закрывайте руками глаза, если услышите слово, которое обозначает живой предмет. Закрывайте руками уши, если услышите слово, которое обозначает неживой предмет.
Лексический материал: белка, бумага, бабочка, шоколадка, медведь, дом, муравей, лягушка, лужа.
Игра «Вопрос — ответ»
— У каждого из вас по три картинки с изображением живых и неживых предметов. Покажите своему соседу картинку и задайте вопрос: «Кто это?» или «Что это?». Сосед отвечает и задает вопрос по своей картинке.
Картиночный материал: самолет, пилот, машина, шофер, магазин, продавец, школа, учитель, стадион, спортсмен, дом, строитель.
4. Итог
— С какими словами мы сегодня познакомились?
— Давайте вспомним слова-предметы.
— О каких предметах спрашивают «Кто это?»?
— О каких предметах спрашивают «Что это?»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)
Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...
Конспект логопедического занятия с дошкольниками подготовительной к школе группы на тему «Звуки [К, К\']. Буква К»
Данный конспект может быть использован как в работе логопеда детского сада,так и воспитателями....
Конспект индивидуального логопедического занятия. («Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками») Е.А.Борисова.
Тема: «Постановка звука [с]»(Подготовительный этап)...
Конспект логопедического занятия для развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством
Тема: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников через ознакомление с народным творчеством».Цель: расширять словарный запас посредством русских народных сказок. ...
Конспект логопедического занятия с дошкольниками в технологии "Ситуация"
Конспект представляет собой разработку занятия логопеда в технологии "Ситуация" с детьми подготовительной группы по образованию сложных слов....
Конспект логопедического занятия для дошкольников с ТНР на тему "Народное творчество. Ярмарка"
В этих материалах представлен конспект занятия на тему "Народное творчество. Ярмарка", варианты раскрасок на данную тематику и презентация, что делает занятие интересным для очного или диста...
Конспекты логопедических занятий для дошкольников с общим недоразвитием речи ( 2-3 уровня )
Логопедические занятия для дошкольников с общим недоразвитием речи (2-3 уровня)....