Семинар-практикум для родителей «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»
консультация по логопедии (старшая группа)
Конспект семинара-практикума для родителей по профилактике оптической дисграфии «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок»
Цели:
- Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.
- Обозначать проблемы, возникающие при письме у детей, посещающих подготовительную к школе группу.
- Знакомить с данными логопедического обследования.
- Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.
План
1. Организационный момент
2. Сообщение темы семинара - практикума
3. Психологический настрой
4. Основная часть
5. Подведение итогов
Ход семинара – практикума
1. Организационный момент
Родителям предлагается выбрать бабочку желтого, синего, красного или зелёного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.
2. Сообщение темы семинара - практикума
Логопед: Добрый вечер, позвольте начать семинар-практикум на тему: «Мы писали, мы писали, или как избежать появления ошибок». Сегодня вы познакомитесь с результатами логопедического обследования, а также мы постараемся ответить на вопросы: Что такое письмо? Какие трудности испытывают дети при овладении письменной речью? Как предупредить ошибки в письменной речи и помочь вашим детям грамотно писать?
3. Психологический настрой
Логопед: Еще совсем недавно ваши дети были зачислены в подготовительную к школе группу, что означает, что на протяжении этого учебного года главное внимание педагогов будет уделяться подготовке детей к школе: овладению счётом, навыками чтения и письма. В этом возрасте возникает ряд проблем. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали как им сейчас трудно.
Напишите левой (для правшей) рукой фразу: «Я учусь писать».
Прошу высказать свои ощущения: что вы испытали при написании фразы в непривычных для себя условиях.
/Высказывания родителей/
Вот такие же трудности испытывают Ваши дети в период обучения письму.
Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое?
4. Основная часть
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).
Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма. Сегодня мы коснёмся показателей, недоразвитее которых приводит к одному из нарушений письменной речи – оптической дисграфии. Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма. Термин «оптическая» говорит сам за себя, то есть данный вид дисграфии связан с нарушением зрительного анализатора.
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:
1. Смешение букв по оптическому сходству: л – м, г – т, т – п и т. д.
2. Зеркальность (в основном буквы: с, э, з, е, я)
3. Трудности удержания строки, наклона.
Сейчас мы с Вами рассмотрим наиболее простые игры и упражнения, для предупреждения подобного рода ошибок.
Логопед перечисляет ниже указанные упражнения, сопровождая объяснение показом наглядностей. Родители выполняют задания.
Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза:
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать и дорисовать предметы.
- Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке
- Назвать перечёркнутые изображения
- Выделить предметные изображения (в дальнейшем буквы), наложенные друг на друга:
- Показать правильно написанную букву.
- Распределить предметы по «величине», учитывая реальные размеры
Развитие зрительной памяти:
- запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (восемь-десять);
- запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
- игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
- игра «Что изменилось?».
При поступлении ребёнка в школу важен также показатель развитии мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожащие линии;
- колебание наклона и высоты букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Родителям предлагается освоить упражнения по развитию мелкой моторики рук в семье.
1. Пальчиковая гимнастика
Ручку пальчиками взяли
И кружок нарисовали.
Таз кружок, два кружок –
Сосчитай-ка их, дружок.
2. Упражнение с бумагой
Родителям предлагается небольшой лист цветной бумаги из которого они должны с помощью метода «обрывания» сделать букву О.
3. Выкладывание букв из подручного материала
Родителям раздаётся подручный материал (цветные нити, проволока, фасоль, перловая крупа, блюдца с манной крупой и т. д.). Они должны выложить заданную букву.
4. Работа в группах
Родителям предлагается обсудить в группах и назвать упражнения (по цепочке), которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях
5. Итог семинара-практикума
Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение и ещё раз терпение, систематические занятия.
Не забывайте хвалить ребёнка, не торопите его, не говорите: «Ты это делаешь не так», «Это неправильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше играйте с ним и у Вас всё получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей «КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПИСАТЬ КРАСИВО»
Цель: создать у родителей мотивацию на постоянные занятия с ребенком по развитию моторики руки дома....
Выступление на семинаре - практикуме Тема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"
Выступление на семинаре - практикумеТема: " Написание информационных писем и писем благодарностей"...
"Как избежать роковых ошибок в воспитании и наладить спокойствие в семье."
Предлагаю вашему вниманию несколько публикаций психолога Александра Целикова которые помогут родителям избежать роковых ошибок в воспитании и наладить спокойствие в семье.«Какие...
Семинар практикум с элементами тренинга для педагогов «Как избежать конфликтов с родителями»
На семинаре воспитатели отрабатывают навыки безконфликтного общения с родителями....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Как наладить взаимоотношения с родителями и избежать конфликтов"
Данная методическая разработка помогает оранизовать практическое занятие с педагогами по формированию умений правильно выстраивать взаимодействие с родителями воспитанников....
Консультация для родителей "Будем писать без ошибок - профилактика дисграфии"
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связан...