подготовка к школе логопатов
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ЛОГОПЕДА В ФОРМИРОВАНИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВОСПИТАННИКА К ШКОЛЕ
Аннотация: В статье рассматривается значение речевой готовности, как одного из важных компонентов психологической готовности воспитанников к школе.
Ключевые слова: речевая готовность, адаптация к школьному обучению, тематический подход, взаимодействие, старшие дошкольники, звуковая сторона речи.
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Венгер Л.А.
Развитие детей, поступающих в школу, определяется как «готовность к школьному обучению» или «психологическая готовность». В это понятие входит несколько компонентов:
– интеллектуальная готовность;
– мотивационная готовность;
– эмоционально-волевая готовность;
– коммуникативная готовность.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь дошкольнику преодолеть нарушения речи еще в детском саду, так как они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности воспитанника и его поведении.
Дошкольнику необходимо овладеть полноценной речью и потому что неразвитая речь препятствует полноценной социализации и адаптации к школьной среде. В период поступления в школу интенсивно расширяется круг общения, приоритетными участниками общения начинают выступать уже не родители, а сверстники, поэтому воспитаннику требуется полноценно владеть речью для общения с одноклассниками и педагогами. Проблемы с речью, бедность словаря, неумение связно рассказывать и пересказывать, недостаточное владение навыками фонематического анализа и синтеза, недостатки звукопроизношения приводят к тому, что дошкольник испытывает трудности при обучении в школе.
Еще одной проблемой, в значительной степени способствующей школьной дезадаптации ребенка по причине несовершенства речевых навыков, является школьная неуспеваемость, обусловленная дисграфией и дислексией. Для правильного соотнесения звуков и букв необходимо устранять и недостатки звукопроизношения, вызванные отклонением в развитии устной речи. Такие дети характеризуются большим количеством орфографических ошибок при овладении письмом.
В настоящее время существуют определенные критерии речевой готовности воспитанника к школьному обучению, предъявляемые к языку как основному средству общения:
- Сформированность звуковой стороны речи. Воспитанник должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп. 2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка. 3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи. 4.Умение пользоваться разными способами словообразования. 5. Сформированность грамматического строя речи.
Реализуемый в нашем детском саду проект «В школу вместе», который длится с января по май, способствует формированию выше перечисленных критериев речевой готовности дошкольников. Проект включает в себя взаимодействие учителя-логопеда с воспитанниками, их родителями, педагогами.
Формы работы с воспитанниками.
Основной формой коррекционного обучения в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи и подготовка к школе. Программа «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи» авторы Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, по которой я работаю на логопедическом пункте, предполагает решение коррекционных задач в форме подгрупповых и индивидуальных занятий.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть моего рабочего времени в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в формировании звуковой стороны речи. В свои индивидуальные занятия включаю комплекс артикуляционных и дыхательных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия, работу над становлением грамматического строя речи, развитие навыка построения связных высказываний. На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в речи.
На индивидуальных занятиях у меня есть возможность установить эмоциональный контакт с воспитанником, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корректировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
Подгрупповые логопедические занятия позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства логопатов. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Подгрупповые занятия представляют мне возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяю логопатов, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, включаю упражнения, направленные на развитие фонематического слуха, расширение словаря и овладение грамматически правильной речью. Целесообразно перегруппировать логопатов с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с воспитанниками, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи.
В своей работе применяю тематический подход организации познавательного и речевого материала занятия, что предполагает его фокусировку на какой – либо теме из окружающего предметного мира. Это позволяет обеспечить мою тесную взаимосвязь с воспитателями старшей и подготовительной групп. Изучение темы параллельно происходит на разных по видам деятельности занятиях и режимных моментах в группе. Подбор и расположение тем определяются следующими условиями: сезонностью, социальной значимостью, нейтральным характером.
Один из важнейших факторов реализации тематического принципа – концентрированное изучение темы, благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения очень важна как для восприятия речи дошкольниками, так и для ее активизации. Задания по этим же темам предлагаются родителям в дневниках воспитательно-коррекционной работы воспитанника.
Взаимодействие с родителями
В настоящее время работа с родителями, имеющими детей с нарушениями речи, является и актуальным, и наиболее сложным направлением в работе логопеда. Это обусловлено тем, что растёт количество детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, которые часто сочетаются с неврологическими и другими заболеваниями. Проблема многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении воспитанников в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.
Поэтому можно выделить два основных направления в своей работе взаимодействия с семьей:
- Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, мастер-классы, консультации;
- Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий. Учитывая, что у взрослых в современном обществе нет лишнего времени, работу стараемся организовать компактной, но эффективной.
Родительские собрания
Совместно с психологом проводятся родительские собрания, целью которых является углубление педагогических знаний родителей о том, как преодолеть трудности при поступлении в школу и как можно проверить готовность ребенка к школе. В рамках проекта родителям на собраниях предоставлена информация по следующим темам: «Скоро в школу», «Подготовка руки к письму», «Проверяем готовность дошкольника к школе», «Психологическая готовность к школе».
Ведение дневников воспитательно-коррекционной работы воспитанников
Я предоставляю родителям возможность проследить динамику обучения своего ребёнка, организовать их участие в выполнении заданий в дневниках. Данный вид работы считаю наиболее оптимальным способом взаимодействия с родителями. Родитель в полной мере становится участником коррекционного процесса. Помогает ребенку в выполнении тех или иных заданий, знает на каком этапе обучения находится его ребёнок, знает, что у него вызывает затруднение, а с чем ребёнок хорошо справляется.
В свою очередь, я имею возможность оценить степень участия и желание участвовать родителей в коррекционном процессе по качеству выполняемых домашних заданий. Дневники коррекционной работы является связующим звеном в системе «логопед-воспитанник-родитель». Давая каждому логопату своё индивидуальное задание, я имею возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы логопеда.
В зависимости от степени нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания, памяти и мелкой моторики рук по лексическим темам. Эта форма работы позволяет создавать единый речевой режим.
Дни открытых дверей
Для знакомства с требованиями, приемами и содержанием нашей работы наблюдением за своим ребенком родители приглашаются на открытые индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия. Такая форма работы позволяет родителям: контролировать ход логопедической работы, видеть объём знаний своего ребёнка в определённой лексической теме и разнообразие речевых упражнений, игр, наглядно-игрового, речевого материала.
Мастер-классы
На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию, а также имеют возможность попрактиковаться в практическом выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда. Например, в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, апробировать на себе некоторые виды пособий, которые я использую в своей деятельности. Как правило, такие практикумы имеют у родителей положительные отзывы, сближают их с педагогами.
Тестирование и анкетирование
Позволяют определить потребности родителей в работе с воспитанниками и определить результативность работы. Это позволяет более эффективно организовать свою работу. Позволяет выяснить наиболее актуальные проблемы для родителей. Позволяет логопеду организовать свою работу более эффективной.
Выставка
Раз в год в детском саду я организую выставку «Осень в гостях у Грамматики. Осенние буквы» с целью закрепление зрительного восприятия образа буквы, развития мелкой моторики, развития мышления, памяти, внимания, воображения, креативности. Воспитанники вместе с родителями изготавливают изученные буквы из природного материала.
В работе с родителями широко используются наглядные информационные формы:
– информационные стенды «Советы логопеда», пособия, памятки, буклеты.
Практика показывает, что применяемые формы работы способствуют обогащению опыта родителей и повышению эффекта семейной подготовки к школе.
Взаимодействие с педагогами
Успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда с педагогами детского сада. Только тесный контакт учителя-логопеда и педагогов может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.
Во взаимодействии с педагогами применяю такие формы работы как: – мастер-классы, на которых при необходимости знакомлю или закрепляю навыки проведения артикуляционных, дыхательных, пальчиковых гимнастик;
– консультации, проводимые ежемесячно, с целью информирования педагогов о новых подходах в коррекционной работе с воспитанниками;
– посещение занятий воспитателей с целью выявления уровня логопедизации педагогического процесса;
– проведение открытых логопедических занятий с целью обмена коррекционно-педагогическим опытом.
С воспитателями группы ведётся «Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя», в которой отражается комплексный подход к преодолению общего недоразвития речи у дошкольников. Материалы, содержащиеся в данной тетради, помогают организовать понедельную работу воспитателя по заданию учителя-логопеда в течение всего периода обучения (с сентября по май). Задания подобраны по степени возрастающей сложности на материале одной лексической темы и направлены на развитие общей, артикуляционной и тонкой моторики, речевого дыхания, голоса, произношения и обучения детей грамоте.
Успешность и эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от того, насколько им хорошо организована работа с педагогами — непосредственными участниками коррекционно-развивающего процесса, — насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в задачи учителя-логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний. Логопед также помогает воспитателю организовать предварительную работу по подготовке к занятиям по развитию связной речи и обучению грамоте.
Немаловажное значение отводится работе по развитию у воспитанников с общим недоразвитием речи неречевых процессов (внимания, памяти, мышления), поэтому с такими дошкольниками работа ведется совместно с психологом, а также по согласованию с психологом упражнения такого плана включаются воспитателем в различные режимные моменты и способствуют устранению речевых недостатков.
В течение года совместно с психологом проводятся мониторинги «Речевое развитие воспитанников» и «Диагностика развития речевых процессов у старших дошкольников», по итогам которого обсуждаем результаты, выясняем причины нарушений развития и разрабатываем коррекционные маршруты для дошкольников, которые нуждаются в комплексной помощи специалистов.
Моя совместная работа с психологом в нашем детском саду предполагает совместное планирование и проведение занятий; составление общих планов коррекционной работы с воспитанниками, требующими повышенного педагогического внимания; разработку рекомендации для педагогов и родителей; проведение консультаций по вопросам психического и речевого развития детей на педагогических советах в ДОУ.
Совместно с музыкальным руководителем, психологом составляем и обсуждаем сценарий праздника. Распределяем речевой материал с учетом произносительных возможностей воспитанника. Робким, замкнутым дошкольникам стараемся давать возможность раскрепоститься и раскрыть свои способности, играя предложенную роль.
В течение учебного года проводятся открытые занятия, на котором воспитанники знакомятся со своим будущим учителем. Учитель рассказывает им, что будет в школе и каким должен быть ученик 1 класса, составляет свое мнение об уровне развития наших дошкольников, делится впечатлениями с педагогами, дает некоторые рекомендации. После этого учитель приглашает воспитанников вместе с родителями посетить школу, где они познакомятся с классной комнатой, столовой, спортивным залом и другими школьными помещениями.
Педагоги детского сада посещают урок своих выпускников в 1 классе, после которого происходит обмен мнением с учителем об адаптации детей в новых условиях, об уровне подготовленности их к школе. Это нам дает возможность скорректировать нашу коррекционную работу с дошкольниками.
В группах проводятся сюжетно-ролевые игры «Школа», «Библиотека», с целью развития коммуникативных способностей и навыков диалогической речи воспитанников. Чтение рассказов, загадок, стихов о школе, которое также практикуются педагогами, способствует формированию у дошкольника представления о понятиях «ученик», «ученица».
Вывод: В процессе реализации проекта «В школу вместе» у наших воспитанников снижаются страх и напряжение, формируются речевые и коммуникативные навыки, активизируется речевая активность, совершенствуются речевые умения и навыки, происходит стимуляция познавательного интереса, концентрация внимания, более легко проходит адаптационный школьный период.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, педагогами и воспитанниками, основанная на взаимоуважении. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из “зрителей” и “наблюдателей” стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда при подготовке дошкольников к школе.
Таким образом, неоспоримым является вклад логопеда в психологическую готовность ребенка к школьному обучению, и в целом к процессу школьной адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в "Школе раннего развития" ( подготовка к школе)
Календарно-тематическое планирование занятий по подготовке к школе....
тренинг детско-родительских взаимоотношений в рамках работы по преемственности между дошкольной и школьной ступенью обучения и психологической подготовки к школе "Школа нашими глазами"
Работа с детско-родительскими группами в технике коллажа...
Логопедическая школа для родителей (ЛШР). Подготовка к школе.
Материалы нашей школы ЛШР могут быть интересны другим родителям. В данной презентации о том, на что необходимо обратить внимание при подготовке к школе....
Статья для родителей подготовительной к школе группы на тему "Подготовка к школе"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста на тему: "Подготовка к школе". Эту информацию можно использовать на родительском собрании или в качестве консультации в родительский уголок ...
Проект "Мы идем в школу" подготовка к школе родителей будущих первоклассников
Традиционно очень много усилий затрачивается на то, чтобы подготовить к школе детей. Проводятся занятия в детском саду, организуются подкурсы при школах. Но готовить к школе нужно не только детей, но ...
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи, изображение №1
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ — 35 занятий на развитие речи...