Картотека артикуляционных упражнений
картотека по логопедии
Картотека упражнений артикуляционной гимнастики с подробным описанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gimnastika.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Почистим зубки»
Цель: научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.
Краткое описание
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы. Делая сначала движения языком из стороны в сторону, затем снизу вверх.
Методические указания:
- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.
- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
- Двигая кончиком языка снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от нижних корней зубов.
«Маляр»
Цель: отрабатывать движения языка вверх.
Краткое описание
Поглаживать кончиком языка твердое небо от задней части к верхним зубам.
Раз – два, раз – два
И покрашена стена!
Три – четыре, три – четыре
Потолок мы побелили.
Методические указания:
- Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь.
- Нижняя челюсть неподвижна.
«Часики»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при произнесении звуков.
Краткое описание
Высунуть узкий язык, тянуться попеременно, то к правому, то к левому уху. Двигать из угла в угол в медленном темпе.
Тик – так, тик – так
Ходит маятник вот так!
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя губа и нижняя челюсть оставались неподвижными.
- Выполнять 15 – 20 раз.
«Кружок»
Цель: развивать динамику, подвижность языка.
Краткое описание
Рот приоткрыт, язык высунут наружу и выполняет круговые движения.
Язычок, крутись, дружок,
Нарисуй скорей кружок.
Методические указания:
- Язык должен быть максимально напряжен.
- Упражнение выполняется 10 – 15 раз.
«Вкусное варенье»
Цель: вырабатывать движения широкого переднего края языка вверх и положение языка близкое к форме чашечки.
Краткое описание
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания:
- Нижняя челюсть неподвижна.
- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
«Катушка»
Цель: развивать умение удерживать язык внизу.
Краткое описание
Кончик языка упереть в нижние передние зубы, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта.
Методические указания:
- Следить, чтобы спинка языка была как можно выше, а кончик напряженно упирался в нижние зубы.
- Выполнять 10 – 15 раз.
«Лошадка»
Цель: развивать эластичность подъязычной связки.
Краткое описание
Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно тянуть подъязычную связку.
Я люблю свою лошадку.
Причешу ей шерстку гладко.
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
Методические указания:
- Следить, чтобы работал только язык, а нижние губы и челюсть оставались неподвижными.
- Выполнять 15 – 20 раз.
«Змейка»
Цель: развивать умение совершать движение напряженным языком.
Краткое описание
Рот широко открыть, язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким, при этом максимально выдвигать вперед.
Методические указания:
- Язык должен быть максимально напряжен.
- Выполнять 10 – 15 раз.
«Качели»
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка необходимое при произношении звуков.
Краткое описание
Высунуть узкий язык, тянуться языком то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Вверх, вниз, вверх, вниз
Ты качаться не ленись!
Выше вверх, ниже вниз.
Язычок, не торопись!
Методические указания:
- Следить, чтобы язык был напряжен.
- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя губа и нижняя челюсть оставались неподвижными.
«Грибок»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, способствовать растягиванию подъязычной связки (уздечки).
Краткое описание
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
Методические указания:
- Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
- Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно.
- При повторении упражнения открывать рот шире.
«Иголочка»
Цель: учиться удерживать напряженный язык.
Краткое описание
Рот открыт. Вынуть язык далеко вперед, напрячь его и удержать.
Методические указания:
- Следить, чтобы язык был напряжен.
- Удерживать язык 10 – 15 секунд.
- Рекомендуется чередовать с упражнением «Лопаточка».
«Лопаточка»
Цель: развивать умение держать язык в расслабленном состоянии.
Краткое описание
Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу.
Методические указания:
- Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 – 15 секунд.
- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
- Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу.
- Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Чашечка»
Цель: развивать умение удерживать широкий язык вверху в форме чашечки
Краткое описание
Рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
Методические указания:
- Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 – 15 секунд.
- Удерживать боковые края и кончик языка вверху.
«Киска сердится»
Цель: развивать умение удерживать язык за нижними зубами
Краткое описание
Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх
Методические указания:
- Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 – 15 секунд.
- Следить за тем, чтобы спинка языка была выгнута.
«Птенчики»
Цель: развивать умение держать язык в расслабленном состоянии.
Краткое описание
Рот открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
Методические указания:
- Следить, чтобы язык не дрожал, удерживать 10 – 15 секунд.
- Губы не растягивать в улыбку, чтобы не было напряжения.
- Не высовывать язык.
- Боковые края языка должны касаться зубов.
«Улыбка»
Цель: развивать умение удерживать губы в «улыбке».
Краткое описание
Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.
Методические указания:
- Удерживать 10 – 15 секунд.
- Следить за тем, чтобы губы растягивались как можно сильнее.
- Следить за тем, чтобы зубы не были видны.
«Индюк»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность кончика языка.
Краткое описание
Губы в улыбке. Приоткрыть рот, двигать широким передним краем
языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать языка от губы, добавить голос, пока не послышится: «бл-бл...» (как индюк болбочет).
Методические указания:
- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
- Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
«Барабанщик»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Краткое описание
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося: «д-д-д». Сначала звук «д» произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Методические указания:
- Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
- Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
- Кончик языка не должен подворачиваться.
- Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«Рыбки разговаривают»
Цель: укреплять мышцы щёк и губ.
Краткое описание
Варианты:
1. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
2. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
3. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
«Уточка»
Цель: развивать подвижность и укреплять мышцы губ.
Краткое описание
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
«Акула»
Цель: укреплять мышцы нижней челюсти
Краткое описание
На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть двигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
Методические указания:
Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
«Наказать непослушный язычок»
Краткое описание
Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным; вырабатывать направленную воздушную струю.
Краткое описание
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти
Методические указания:
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Краткое описание
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания:
1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
«Кто дальше загонит мяч?»
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Краткое описание:
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания:
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
«Пароход гудит»
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Краткое описание:
Приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход).
Методические указания:
1. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
«Дует ветерок»
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Краткое описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Методические указания:
Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
«Приклей конфетку»
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Краткое описание:
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Методические указания:
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,5-2 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
«Фокус»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Краткое описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания:
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
«Бублик»
Цель: вырабатывать умение удерживать губы в форме «колечка»
Краткое описание
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
Сделаем губами бублик:
Бублик мы изобразили —
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
Бублик надо удержать.
Методические указания:
1. Верхние и нижние резцы видны.
«Трубочка»
Цель: укреплять мышцы губ, вырабатывать умение удерживать губы напряжёнными в одном положении.
Краткое описание
Вытягивание сомкнутых губ вперед длинной трубочкой.
Методические указания:
1. Следить, чтобы челюсти ребёнка были сомкнуты.
«Заборчик»
Цель: укреплять мышцы губ, вырабатывать умение удерживать губы в одном положении.
Краткое описание:
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
Методические указания:
1. Верхние и нижние резцы видны.
«Пылесос»
Цель: отрабатывать движения языка вверх.
Краткое описание
Поглаживать кончиком языка твердое небо от задней части к верхним зубам и обратно со звуком [ы-ы-ы].
Слоненок механический
Гудит от электричества,
Длинным толстым хоботком
Собирает пыль кругом.
Что под хобот попадет,
Все летит в его живот.
Методические указания:
- Губы в улыбке. Верхние и нижние зубы видны.
- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь.
- Нижняя челюсть неподвижна.
«Кролик»
Цель: укреплять мышцы верхней губы, вырабатывать умение удерживать губы в одном положении.
Краткое описание:
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Методические указания:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека артикуляционных упражнений.
Предлагается материал для проведения артикуляционной гимнастики. Рекомендовано учителям-лолгопедам,воспитателям логопедических групп, родителям, имеющим детей с нарушением звукопроизношения....
Картотека Артикуляционные упражнения
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и ...
Картотека артикуляционных упражнений
Совершенствование артикуляционной моторики...
Картотека артикуляционных упражнений
Материал предназначен для воспитателей. В картотеке собраны упражнения для проведения артикуляционной гимнастики в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми....
Картотека артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики
Предлагаю вам карточки артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики. Этот материал необходим в работе с детьми при изучении новых упражнений с элементами биоэнергопластики. Другие пед...
Картотека артикуляционных упражнения для разных групп ДОУ
Картотека разработана по возрастам, с усложнением, заверена заведующим ДОУ и предложена воспитателям для работы с детьми...
Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...