Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда
консультация по логопедии
Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Именно это является признаком проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушение связи между мозжечком и лобными долями мозга является причиной замедления формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_mozzhechkovoy_stimulyatsii_v_rabote_logopeda.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Элементы мозжечковой стимуляции в работе логопеда.
Очень часто у детей, имеющих речевые нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть. Именно это является признаком проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушение связи между мозжечком и лобными долями мозга является причиной замедления формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Именно эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов. Для решения этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Мозжечковая стимуляция — представляет собой комплекс физических упражнений, которые развивают участки мозга, отвечающие за формирование речи, поведения ребенка. Долгое время считалось, что мозжечок отвечает за равновесие, движение глаз и координацию движений. В последние время роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок — это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи. Познавательные и мыслительные навыки можно улучшить через многократное и четко выстроенное выполнение упражнений на равновесие.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей. Важно помнить, что процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих требований:
- не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наиболее подходящее ребенку время;
- не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
- голоден, (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
- во время болезни;
- в состоянии раздражения или усталости .
В своей практике мы используем элементы мозжечковой стимуляции, как часть индивидуального занятия. Сюда входят упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-моторной координации на балансировочной доске Бильгоу. Данная доска изготавливается по специальным размерам, имеет специальную разметку для изменения угла полозьев(для усложнения выполнения задания), а так же специальное покрытие, что бы не скользили ноги ребёнка.
Прежде чем приступить к обучающему процессу, ребёнку даётся возможность научиться пользоваться доской: заходить на неё и самостоятельно спускаться, стоять удерживая баланс; сидеть на доске выполняя ритмические движения руками, имитацию различных движений и только потом проговаривать чистоговорки и потешки, раскачиваясь на доске ; потом ребёнок знакомится с мешочками с разным наполнителем и массой, учится действовать с ними находясь на доске: перекидывает с руки на руку, перекладывает мешочки над головой, за спиной, под правым и левым коленом, подбрасывает и ловит мешочки. Аналогично проводятся игры с мячами (мы используем теннисные мячи, а так же большие и маленькие резиновые мячи).
После того, как ребенок овладел навыками работы с доской, начинаем использовать речевые игры и упражнения в зависимости от лексической темы недели и поставленной образовательной задачи с включением мешочков и мячей.
Упражнения на доске для развития речи.
Игра «Качели». «Пропеваем» гласные звуки, медленно перекладывая мяч с одной руки в другую;
Игра «Эхо». Ребёнок повторяет за педагогом слоги, подбрасывая мяч вверх или отбивая от пола; усложнение: проговариваем слова и чистоговорки отбивая мяч от пола одной рукой, ловя другой; подбрасываем и ловим мешочки, подбрасываем и ловим мешочки с хлопками;
Игра «Не ошибись!» Раскачиваясь на балансире, ребёнок должен попасть мячом по расположенным на полу картинкам, где находится автоматизируемый звук в начале, середине или конце слова.
Игра «Посчитай». Раскачиваясь на балансире отбиваем мяч от пола или стены, делим слова на слоги;
Игра «Где находится предмет?» Ребёнок находясь на балансире, должен ударить мячом по картинке, где предмет находится НАД, ПОД, МЕЖДУ и т.п.
Игра «Назови, всё что бывает жёлтым? Квадратным? И т.д.» Ребёнок на балансире ловит мяч и бросает педагогу, называя предметы, обладающие заданным признаком.
Игра «Скажи наоборот». Ребёнок образовывает слова антонимы, перекидывая одновременно два мешочка педагогу и балансируя на доске;
Игра «Разноцветные фантазии» Педагог предлагает ребёнку найти на доске круг зелёного цвета и назвать предметы зелёного цвета, отбивая мяч от этого круга;
Кроме упражнений на балансировочной доске для мозжечковой стимуляции можно выполнять следующие упражнения:
Упражнение «Цапля». Удерживать баланс, стоя на одной ноге меняя положение рук и произнося автоматизируемые звуки, слоги, чистоговорки, предложения;
Упражнение «Скалолаз». Удержание равновесия при ходьбе по лавочке, толстой верёвке, краю мата;
Упражнение «Колбаска». Ребёнку предлагается лечь на спину, вытянуть руки над головой и, переворачиваясь со спины на живот, прокатиться сначала в одну сторону, затем в обратную; усложнение: по хлопку - начинаем движение, по второму хлопку – меняем положение рук и закрываем глаза и произносим автоматизируемый звук;
Упражнение «Каракатица». Ребёнок лёжа на спине, сгибает ноги в коленях, руки кладёт за голову, при этом голова приподнята, по команде начинает движение головой вперёд;
Применение игр и упражнений по мозжечковой стимуляции способствуют:
- улучшению концентрации и внимания;
- повышению выносливости, работоспособности на занятиях;
- улучшению зрительно-моторной координации;
- развитию пространственного восприятия и воображения;
- развитию двигательных способностей: скорости реакции, ловкости;
- развитию всех видов памяти: зрительной, зрительно-пространственной,
звуковой, образной, а особенно двигательной и других;
- развитие восприятия устной и письменной речи;
- развитие интеллектуальных способностей;
- развитие математических и логических способностей;
- развитие способностей к планированию и контролю своей деятельности;
- гармонизация эмоционально-волевой сферы;
- нормализации поведения;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы мозжечковой стимуляции в работе учителя -дефектолога в условиях реализации ФГОС в ДОУ
Программа мозжечковой стимуляции со специальным оборудованием Learning Breakthrough Kit (Balametrics)Программа мозжечковой стимуляции (Balametrics) была впервые разработана американским доктором Френк...
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Использование метода мозжечковой стимуляции в работе воспитателя ДОУ. Развитие речи при помощи балансиров.
Мозжечковая стимуляция - это современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и двигательном развитии. Мозжечковая стимуляция - специально разработанный комплекс упражнений,...
Игры на балансире или метод мозжечковой стимуляции в работе с детьми с нарушением речи и зрения.
Мозжечковая стимуляция- это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, коорди...
Консультация «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Современному педагогу нужно постоянно совершенствоваться, находить новые приемы и выигрышные педагогические технологии для коррекционно-образовательного процесса. Мозжечковая стимуляция – э...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...
Буклет "Мозжечковая стимуляция в работе логопеда"
Буклет "Мозжечковая стимуляция в работе логопеда" Буклет можно использвать для ознакомления родителей и коллег с новой технологией....