Игры на балансире или метод мозжечковой стимуляции в работе с детьми с нарушением речи и зрения.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Мозжечковая стимуляция- это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mozzhechkovaya_stimulyatsiya.docx | 25.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на балансире или метод мозжечковой стимуляции в работе с детьми с нарушением речи и зрения.
Что такое мозжечковая стимуляция? — это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и ствола — структур мозга, активно участвующих в формировании движений, речи, координации.
Давайте вспомним где находится мозжечок.
Размер мозжечка не большой, но он отвечает за многие функции в нашем организме.
- реализация пространственных функций
- за моделирование познавательных процессов
- в построении речевого высказывания
Поэтому если наблюдаются дисфункции мозжечка и его связей, то мы можем наблюдать
- неточность движений
- нарушение ощущения своего тела
- скандированная речь
- позднее начало самостоятельной ходьбы и речи
- отставание в моторном развитии, неуклюжесть в играх
Появление методики Фрэнка Бильгоу
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную доску. В дальнейшем педагоги для работы с детьми разработали балансировочный комплекс.
В данный комплекс входит балансировочная доска, которая укреплена на округлой основе, что заставляет балансировать в попытках удержать равновесие. С доской идет напольная мишень, цветозонированная рейка, стойка телескопическая с брусочками, мячи, подвесной мяч Маятник, разновесовые мешочки.
Балансировочная доска Бильгоу является базовым элементом балансировочного комплекса. На поверхности балансира нанесена разметка в виде сетки-матрицы. Эта разметка необходима для равномерного расположения тела при постановке на доску.
Доска находится на двух вращающихся полозьях (рокерах), которые определяют уровень сложности удержания балансира. На обратной стороне нанесена шкала угла поворота рокеров. Шкала представляет собой два полукруга с насечками от 50 см до 5 см. минимальный разворот 50, соответственно 5 максимальный. Меняя положение полозьев, мы можем подобрать стартовую нагрузку и дальше плавно увеличивать сложность упражнений, тем самым увеличивать скорость обработки информации мозгом.
В балансировочный комплект входит Мяч Маятник.
Мяч Маятник представляет собой шар диаметром 7,5 см. с вклеенной в него веревочкой, длину которой можно регулировать специальными зажимами. Все упражнения с мячом маятником выполняются стоя на балансировочной доске. Упражнения с мячом Маятником можно выполнять одновременно двумя руками или поочередно правой и левой рукой.
Цветозонированная рейка.
Это плоская палка 70/4,5 см, размеченная цветом на сектора с цифрами от 1-8. Черные полосы между секторами тоже полезны в упражнениях. Попадание в эти полосы требует большего усилия, чем попадание по цветным секторам. Это повышает уровень сложности упражнений.
При работе с рейкой ее необходимо удерживать двумя руками. Таким образом, использование мяча маятника и рейки в занятиях с детьми позволяет развивать способность мозга программировать, вычислять, что развивает пространственно-временное восприятие мира у ребенка.
В комплект балансировочного комплекса входит набор мячей. Два мяча – попрыгунчика с прищепкой и два мяча пустотелых. Мячи попрыгунчики обычно используются для упражнений с отскоком. Пустотелые мячи используются для перекладывания из рук в руки, перекидывания.
Набор мешочков с крупой состоит из трех мешочков разного веса, размера и цвета. По весу и размеру мешочки делятся так, самый маленький и легкий – красный, самый тяжелый и большой – синий, желтый между ними.
Все упражнения выполняются стоя на балансире Вариативности веса, размера мешочков и мячей позволяет развивать мелкую моторику, хватательные движения, координацию пальцев обеих рук, помогает формировать чувства гравитации.
Мишень обратной связи представляет собой квадратную доску, опирающуюся на ножки в верхней части доски. За счет изменения высоты ножек, можно подстроить угол отскока под любой рост ребенка, стоящего на балансире. А так же менять расстояние от балансира до мишени, чем выше ножки, тем дальше можно поставить балансир. Мишень размечена на девять секторов. Каждый сектор обозначен фигурой, цифрой и цветом.
В комплект входят листы-вкладыши меняются. Они разработаны по группам звуков или исходя из слоговой структуры слов. Бросая, ловя и контролируя движения мяча-попрыгунчика, стоя на балансире, ребенок стимулирует развитие мозговых процессов.
Упражнения с мишенью обратной связи улучшают синхронизацию мозга, концентрацию внимания. Максимальная производительность мозга зависит от точных входных данных через вестибулярную, двигательную, слуховую и зрительную системы.
Телескопическая стока с мишенями представляет собой конструкцию в виде буквы т с 5 небольшими мишенями прямоугольниками. На мишени нанесена разметка. С одной стороны фигуры с другой стороны окрашены в разные цвета и цифры от 1-5. Кубики являются целями при выполнении упражнений. Расположение стенда от балансировочной доски, чем дальше стенд, тем сложнее упражнение, чем короче веревка у мяча Маятника, тем ближе стенд. В любом случае, стенд устанавливается так, чтобы мяч не задевал сам стенд. Стенд с кубиками используется как последнее усложненное задание при освоении балансировочной доски.
Занятия по освоению балансира рекомендуется начинать с 4 х лет. При первичном освоении ребенком балансировочной доски необходимо придерживать его за руку до тех пор, пока он не сможет самостоятельно встать на доску и удерживать на ней равновесие. Первоначально, необходимо позволить ребенку, самому расположиться на доске как ему удобно, покачиваться на ней в разные стороны.
через некоторое время, ребенка просят разместить стопы в исходное положение относительно разметки
Положение ребенка на балансире Исходное положение стоп: стопы ребенка располагаются равноудаленно от центра доски по оси Х между отметками 10 и 15 и по оси Y большим пальцем у отметки 10.
В процессе выполнения упражнений на балансировочной доске специалист контролирует постоянство правильного расположения стоп ребенка и при необходимости просит его подкорректировать их.
На первых этапах освоения балансировочной доски используют простые упражнения стоя.
- Подняться и спуститься с доски
- Покачаться на доске вперед - назад, вправо – влево,
- Стоя на доске поднять руки в верх, развести в стороны.
Так же используются простые упражнения, сидя на коленях, корточках, «по-турецки» и усложненные с использованием дополнительных предметов.
А сейчас вашему вниманию хотели предложить посмотреть видео игры на балансировочной доске «На дощечке мы стояли». Возраст детей 4 года.
Цель: развитие вестибулярной системы, имитации движений, удержании моторной программы.
\ «Ушки – послушки» (ИГРАЮТ ДЕТИ)
Цель: развитие слухового восприятия, тактильной и проприорецептивной систем, подражательной деятельности и артикуляционного праксиса.
Ход игры: игру можно проводить на любом балансире сидя.
«Мышка» (ИГРАЮТ ДЕТИ)
Цель: развитие вестибулярной системы, воображения, пространственных представлений, развитие межполушарного взаимодействия. Распределение тонуса.
Ход игры: Движения выполняются сопряженно с текстом.
А сейчас вашему вниманию предлагаем посмотреть игру «Слово называй». В данном случае мы поменяли расположение досок и поставили их в круг, тем самым усложнили задание.
Цель: развитие чувства ритма, координации, удержание моторной программы по вербальному сигналу, обогащение словарного запаса, обобщение, классификация.
Ход игры: перед началом игры педагог обозначает лексическую тему, обобщающие понятия, побуждая детей называть слова в рамках заданной темы. Важно осуществлять передачу мяча ритмично.
«Мячик мой, вот такой»
Цель: развитие чувства ритма, координации, удержание моторной программы по вербальному сигналу.
Ход игры: игру можно проводить как на балансире, так и без. Движения выполняются сопряженно с текстом.
«Игра с резинкой»
Цель: формирование схемы тела, развитие пропреорецептивной, вестибулярной, тактильной систем, знакомство или закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие внимания, памяти, воображения
Ход игры: ребенок встает на резинку двумя ногами, держит резинку в руках и выполняет движения по тексту.
Видимые результаты работы:
- «Прорыв» в развитии речи и праксиса;
- Повышение работоспособности;
- Улучшение внимания, памяти, мышления;
- Улучшение зрительно-моторной координации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи.
Нетрадиционные методы и формы и работы с детьми, имеющими нарушения речи. Р.Ф.Жданова, г. Нижневартовск, МБДОУ ДСКВ №50 Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фунда...
Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»
Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....
Педагогический проект "Использование методов кинезиологии в коррекционной работе с детьми с нарушением речи в условиях логопункта"
кинезиокоррекционные методы и приёмы в работе с дошкольниками, направленные на ускорение коррекции речевых нарушений....
Технология применения метода мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня
Важным в образовательном процессе ДОУ является осуществление коррекционной работы, которая направлена на своевременное выявление и устранение нарушений речевого и личностного развития дошкольников. С ...
Особенности работы с детьми с нарушением слуха и зрения, с нарушением опорно - двигательного аппарата
нарушение слуха: особенности работы с ребенком после кохлеарной имплантации...
Использование метода мозжечковой стимуляции в работе воспитателя ДОУ. Развитие речи при помощи балансиров.
Мозжечковая стимуляция - это современный метод коррекции различных нарушений в речевом, интеллектуальном и двигательном развитии. Мозжечковая стимуляция - специально разработанный комплекс упражнений,...
Консультация «Использование метода мозжечковой стимуляции в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ»
Современному педагогу нужно постоянно совершенствоваться, находить новые приемы и выигрышные педагогические технологии для коррекционно-образовательного процесса. Мозжечковая стимуляция – э...