Незнайка учит транспорт
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Овчинникова Анастасия Игоревна

Конспект

организованной образовательной деятельности

 образовательная область

 «Речевое развитие»

 Тема: «Незнайка учит транспорт»

возрастная группа: дети 5-6 лет

с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neznayka_transport.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

организованной образовательной деятельности

 образовательная область

 «Речевое развитие»

 Тема: «Незнайка учит транспорт»

возрастная группа: дети 5-6 лет

с общим недоразвитием речи

                                                                            Выполнил:

                                                                         учитель – логопед

                                                                 Овчинникова А.И.

                                                                    имеющаяся категория: высшая


Цель: Закреплять и обобщать знания детей о различных видах транспорта, развивать речь.

Коррекционно – образовательные задачи:

- обогащать активный словарь по теме «Транспорт»;

- расширять  представления детей о видах транспорта по  способу и месту его передвижения;

- формировать  умение классифицировать объекты по существенным признакам; группировать их по назначению; дифференцировать профессии людей, работающих на транспорте;

- обобщать предметы, самостоятельно выделяя признак обобщения;

- активизировать навыки анализа установления причинно – следственных отношений, умения делать выводы;

- знакомить со способом образования слов (назови ласково).

- развивать умение правильно употреблять родит падеж сущ-х с предлогом БЕЗ.

- закреплять навыки образования простых полных распространенных предложных конструкций;

- развивать пространственную ориентацию, слуховое восприятие.

Коррекционно -  развивающие задачи:

- способствовать переносу ранее усвоенных умений детей в новые условия;

- развивать умение ориентироваться в пространстве; согласовывать движения с речью;

- развивать наглядно-образное и логическое мышление, артикуляционную, мелкую  и общую моторику;

- совершенствовать диалогическую речь, речевой слух, зрительное и слуховое  восприятия, память и внимание;

- формировать: познавательную активность,  когнитивную и эмоционально – волевую сферу ребенка, самоконтроль, способность к волевым усилиям при выполнении заданий, умение подчиняться правилам;

Коррекционно – воспитательные задачи:

- воспитывать желание помогать персонажу, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации;

- формировать навыки совместной деятельности,  чувство эмоционального удовлетворения, уважение друг к другу, умение слушать собеседника;

Интеграция областей по ФГОС: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Методические приемы: показ слайдов о транспорте, отгадывание загадок, игры и игровые упражнения, физминутка, артикуляционная гимнастика, конструктивная игра, беседа, решение проблемных ситуаций, музыкальное сопровождение, пояснение, указания, речевой образец, объяснение.

Предварительная работа: наблюдение за транспортом,  рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы о различных видах транспорта.

Оборудование: слайдовый демонстрационный материал по теме «Транспорт», мультимедийное оборудование (телевизор, ноутбук, МР3 проигрыватель), костюм Незнайки и других коротышек для детей, поделки, выполненные детьми заранее из конструктора и других материалов по теме «Транспорт», карандаши, зеркала.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

1.Организационный момент.

Дети сидят на стульчиках за столами лицом к педагогу.

Учитель – логопед.

В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цветочным. Самым известным коротышкой в городе был Незнайка. А почему его так назвали ?

Ответы детей: потому что он ничего не знал.

Учитель-логопед:

Сегодня Незнайка решил, что хочет учиться и отправился в гости к своим друзьям. Сначала он решил пойти к музыканту Гусле.

Выходит Гусля:

Незнайка, друзья, я сегодня услышал в нашем городе столько разных звуков, но даже мой музыкальный слух не смог распознать, откуда они, помогите, пожалуйста.

Звучат звуки различного транспорта, дети угадывают, какому виду принадлежат звуки.

Учитель-логопед:

Ребята, а как назвать одним словом все те машины, которые вы увидели и услышали?

Ответы детей: транспорт.

Учитель-логопед:

Незнайка и Гусля сели в машину и поехали в гости к другим малышам.

Дети выполняют с зеркалами артикуляционную гимнастику «Машина».

Учитель-логопед:

И вот наши друзья приехали к поэту Цветику.

Выходит Цветик:

Друзья, послушайте мои новые загадки.

С помощью учителя Цветик рассказывает загадки про транспорт с договариванием (дети угадывают).

Учитель-логопед:

Путешествие продолжается, вот Незнайка решил заглянуть в гости к известному в городе астроному Стекляшкину. У Стекляшкина была целая коллекция разных необычных стекол, поэтому его так и назвали.

Выходит Стекляшкин с кольцом, имитирующим волшебное стекло. Учитель-логопед включает на дисплее телевизора игру, выполненную в редакторе Мерсибо.

Стекляшкин:

Ребята, я нашел необычное стекло, оно уменьшает предметы.

Стекляшкин прикладывает поочередно кольцо к разным картинкам на экране, учитель в это время уменьшает картинку.

Учитель-логопед:

Дети, смотрите, корабль стал маленький, как мы его назовем теперь (кораблик). А машину? Самолет? (Дети дают ответы, называют транспорт ласково)

Учитель-логопед:

Потом Незнайка встретил Растеряйку.

Растеряйка:

Друзья,  я потерял детали от пазлов, помогите мне их собрать.

Дети собирают пазлы по теме транспорт (командная работа) и описывают по схеме то, что у них получилось.

Схема: вид транспорта, его части, материал, для чего нужен, кто им управляет.

Незнайка:

Ох, что-то у меня разболелась голова от новых знаний.

Выходит Доктор Пилюлькин:

Если болит голова, у меня есть проверенное средство!

Незнайка:

Я не хочу таблетки и боюсь уколов!!

Пилюлькин:

Никаких уколов, от головной боли нам поможет зарядка!

Дети встают и выполняют зарядку «Самолет» под руководством логопеда и Пилюлькина.

Учитель-логопед:

Голова у Незнайки прошла, и он решил заглянуть в гости к художнику Тюбику.

Выходит Тюбик:

Незнайка, ребята, я сегодня рисовал транспорт, но устал и не успел закончить рисунок. Помогите мне, пожалуйста.

(Тюбик выдает детям листы, где не дорисованы некоторые части транспорта, дети поочередно отвечают на вопрос логопеда, какой у них вид транспорта и без чего)

Машина без колеса, вертолет без винта, грузовик без кабины и тд.

Затем дорисовывают недостающую деталь.

Незнайка вспомнил, что давно хотел навестить охотника Пульку. Пулька был в тире, он учился метко стрелять по мишеням, и Незнайка отправился туда.

Выходит Пулька, учитель-логопед открывает презентацию с видами транспорта (9 видов транспорта ряд 3 на 3). Пулька начинает «стрелять», учитель-логопед спрашивает у детей:

Пулька попал в верхний правый угол, какой там вид транспорта? (дети отвечают, учитель нажимает на эту картинку и она издает звук)

Таким же образом еще несколько вопросов на пространственную ориентацию.

Учитель-логопед:

Незнайка решил заглянуть в мастерскую к Винтику и Шпунтику.

Винтик и Шпунтик:

Мы собираем разный транспорт, чтоб у всех жителей нашего города было транспортное средство, только немного не успеваем, не могли бы нам помочь друзья.

Дети берут со стола заранее приготовленные ими поделки из конструктора и других материалов в виде транспорта. Рассказываю, что они смастерили с помощью наводящих вопросов учитель-логопеда, определяют принадлежность к виду транспорта (водный, наземный, воздушный).

Затем учитель-логопед предлагает детям поставить свой конструктор в аэропорт, порт или автостоянку (картинки заранее лежат на отдельном столе). Дети расставляют, возвращаются на свои места.

Учитель-логопед:

Напоследок Незнайка заглянул к своему приятелю Знайке.

Выход Знайки:

Ну что, Незнайка, сегодня ты много узнал о транспорте, давай-ка проверим твои знания. (предлагает Незнайке и другим детям задания четвертый лишний) Дети выполняют задания.

Незнайка:

Друзья, я так рад, что вы меня всему научили, теперь я знаю все про транспорт, и за это приготовил для вас маленькие подарочки (раздает детям наклейки с изображением транспорта).

Учитель-логопед подводит итог занятия:

Незнайка со своим друзьями садятся в автобус прощаются с нами.

(логоритмическое упражнение «Автобус»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе "Как Незнайку учили решать задачи"

Данный конспект предназначен при закреплении темы "Решение задач" и "Структура задачи", повторении темы "Геометрические фигуры". Конспект содержит демонстрационный и раздаточный материал, а также полн...

Спортивное развлечение в "Незнайка учиться нырять!"

Развлечение проводится в бассейне...

Развлечение по правилам дорожного движения "Незнайка учит правила дорожного движения" старший дошкольный возраст.

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожных знаках и правилах поведения на дорогах; закрепление умения отгадывать загадки о дороге, дорожных знаках и транспортных средствах...

НОД "Незнайке - о транспорте будущего"

Создание социальной ситуации развития через познавательную деятельность детей....

«Путешествие Незнайки. Виды транспорта»

Технологическая карта НОД в старшей группе...

Незнайке о транспорте будущего.

Незнайке о транспорте будущего....