Формирование читательской грамотности на логопедических занятиях с дошкольниками посредством театрализованной деятельности.
консультация
Детство очень сложно представить без сказок. Уже в раннем возрасте малыш тянет ручки к книге, пытается рассмотреть картинки, потом, подрастая, бежит к маме с просьбой почитать любимую сказку.
В детском саду книга первый помощник. А сколько сказочных героев можно встретить в саду и помочь им – Незнайку научить правилам безопасности, Айболиту вылечить животных Африки, с героями стихотворений Агнии Барто играть целый день.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_14.03.23.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности
на логопедических занятиях с дошкольниками посредством театрализованной деятельности.
Детство очень сложно представить без сказок. Уже в раннем возрасте малыш тянет ручки к книге, пытается рассмотреть картинки, потом, подрастая, бежит к маме с просьбой почитать любимую сказку.
В детском саду книга первый помощник. А сколько сказочных героев можно встретить в саду и помочь им – Незнайку научить правилам безопасности, Айболиту вылечить животных Африки, с героями стихотворений Агнии Барто играть целый день.
Посредством театрализованной деятельности мы вполне можем развивать читательскую грамотность.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества, который близок ребенку, так как связан с игрой, это активное развитие речи, здесь можно реализовать свою выдумку, впечатления из окружающего мира можно выложить в образы и действия героев, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т.д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской компетентности.
В рамках логопедической работы формирование читательской грамотности на логопедических занятиях заключается в формировании у ребёнка правильных речевых навыков и в выработке способности применять эти речевые навыки в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на занятии и в общении с окружающими.
На логопедических занятиях я использую героев сказок в качестве привлечения мотивации детей: «Поможем колобку добраться к домику», «Помоги волку поймать рыбку» и тд. (здесь необходимо отметить, что сказки могут быть авторскими и русскими народными)
Артикуляционную гимнатику часто помогает проводить герой сказки, которого ребенок может выбрать сам – зайка, лиса, медведь и тд
На этапе автоматизации использую такие игры как:
«Найди лишнего героя сказки» (по типу четвертый лишний), «Доскажи словечко», «Найди и соедини» ( дети помогают чебурашке найти подарок Гене на полке магазина – он стоит между ___ и ___, слева или справа от___), «Назови героев сказки, в которых встречается звук__», «Где спрятался звук – в начале, середине или конце», «Послушай и перескажи».
Ребята средней группы очень любят на занятиях использовать настольный и пальчиковый театр - с помощью педагога они находят нужных героев сказок, рассказывают такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Теремок», «Рукавичка». Сопереживают героям, они любят смотреть картинки в книге, но получают большое удовольствие, когда любимые герои двигаются ( в ходе постановки сказок мы с ребятами закрепляем предлоги, учимся образовывать новые слова, закрепляем притяжательнгые местоимения).
Пальчиковый театр – очень хорошо способствует развитию речи, внимания, памяти, развивает точность, ловкость, формирует пространственные представления, координацию движений. Смысл состоит в том, чтобы одевая на пальчики героев, ребенок рассказывал сказку, но обязательно по тексту, который заранее читал педагог. Стимулирование пальцев ведет к развитию мелкой моторики, что в свою очередь ведет к развитию речи, умственному развитию ребенка. Об этом свидетельствуют и опыт и знания многих поколений, и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев влияют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие моторики рук и пальцев помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
Успех развития читательского интереса происходит с помощью театрализованной деятельности, а также зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Семья, семейное чтение играют первостепенную роль в становлении дошкольника как читателя. Семья отличается постоянством воспитательного воздействия, так как читающие родители могут быть образцом для подражания. Но в настоящее время семья не оказывает должного внимания к процессу читательского развития ребенка. Мы стараемся привлекать родителей к изготовлению костюмов для театрализованных представлений, в чтении вместе с детьми, пополняем материалами «Уголок для родителей» (с материалами в виде рекомендаций, советов, консультаций).
В этом году ребята подготовительной группы вместе с родителями создавали азбуку. Все буквы алфавита дети определили с помощью жребия, совместно с родителями рисовали букву и подбирали поговорки, стихи. Совместно с воспитателем группы и ребятами мы собрали азбуку и презентовали всем.
Старшим дошкольникам также нравятся театрализованные представления, с которыми они выступают перед родителями и детьми детского сада.
Вашему вниманию представляем вам сказку «Осенний листочек» (автор В.И.Мирясова).
Влияние театрализованной деятельности формирование читательской компетентности детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов не только развития речи, проявления творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко смогут раскрыть свои таланты дети с нарушениями речи. На театрализованных занятиях можно решать практически все задачи развития успешной личности ребенка. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа, который будет способствовать повышению интереса к самостоятельному чтению книг в будущей школьной деятельности, научится извлекать из текстов полезную интересную информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...
Формирование нравственных чувств дошкольников посредством театрализованной деятельности
Данный материал будет интересен воспитателям детских садов, старшим воспитателям, родителям. Опыт работы представлен подборкой театрализованных игр, картотекой, перспективным планированием, конс...
Формирование творческих способностей и совершенствование речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для дете...
«Формирование читательской компетентности детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности»
«Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Важное место в перечне компетентн...
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление....
Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством театрализованной деятельности...