Речевая карта ребенка с ОНР (по методике Н.В. Нищевой)
учебно-методический материал по логопедии
Предварительный просмотр:
Речевая карта
Фамилия, имя…..............................................................…………………………………………….........….
Дата рождения .……………………………..возраст (на момент поступления в группу) ………….
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Состояние слухового внимания
Дифференциация звучащих игрушек (дифференцирует, выполняет с ошибками, не дифференцирует)
Определить направление звучания игрушки (определяет, выполняет с ошибками, не может определить направление звучания)
Восприятие и воспроизведение ритма
4 года | 5 лет | 6 лет | ||||||||
IIi | iiI | i I i I | I I i i | I i i I | i i I I | I I i i | I I i i I | I i i I I | I I i i i | i i i I I |
Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит | Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит | Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит |
Исследование зрительного восприятия
Цвет | Умение соотносить цвета (подбор картинок к данному цветовому фону) | Показ цветов | |
5 лет | красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный | Соотносит, не соотносит, выполняет с ошибками | Показывает, не показывает, допускает ошибки |
6 лет | красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный | Соотносит, не соотносит, выполняет с ошибками | Показывает, не показывает, допускает ошибки |
Восприятие формы
5 лет | Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник | Воспринимает, не воспринимает, допускает ошибки |
6 лет | Круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, многоугольник | Воспринимает, не воспринимает, допускает ошибки |
Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса
4 года | 5 лет | 6 лет | |||
П и Л руку | П и Л ногу | П и Л глаз | П и Л ухо | П рукой Л глаз | Л рукой П ухо |
Показывает, не показывает, допускает ошибки | Показывает, не показывает, допускает ошибки | Показывает, не показывает, допускает ошибки |
Ориентировка в пространстве
4 года | 5 лет | 6 лет |
Вверху, внизу, впереди, сзади | Вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа | Вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, слева внизу, справа вверху, слева вверху, справа внизу |
Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки, отказывается от выполнения | Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки, отказывается от выполнения | Ориентируется, не ориентируется, допускает ошибки, отказывается от выполнения |
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Складывание разрезных картинок | 2-4 части | 3 – 5 частей | 4 - 8 частей |
складывает, не складывает, допускает ошибки | складывает, не складывает, допускает ошибки | складывает, не складывает, допускает ошибки | |
Складывание фигур из палочек по образцу | Стульчик, кроватка из 4 палочек, лесенка из 5 палочек | Домик, елочка из 6 палочек, лесенка из 7 палочек | Елочка, дерево из 6 палочек Лодочка, лесенка из 7 палочек |
складывает, не складывает, допускает ошибки | складывает, не складывает, допускает ошибки | складывает, не складывает, допускает ошибки | |
Характер выполнения | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок | Самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок |
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
Состояние общей моторики
4 года | 5 лет | 6 лет |
Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный), координация движений (достаточная, не достаточная) | Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный), координация движений (достаточная, не достаточная) | Объем выполнения движений (полный, неполный), темп (нормальный, быстрый, замедленный), координация движений (достаточная, не достаточная) |
Состояние ручной моторики
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Навыки работы с карандашом | Умение держать карандаш, рисовать горизонтальные линии, вертикальные линии, круги | Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые линии, человека | Умение рисовать прямые, ломанные, замкнутые, волнистые линии, человека |
Умеет, не умеет, допускает ошибки | Умеет, не умеет, допускает ошибки | Умеет, не умеет, допускает ошибки | |
Манипуляции с предметами | Умение застегивать/расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы из одной руки в другую | Умение застегивать/расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки | Умение застегивать/расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки, работать ножницами |
Умеет, не умеет, допускает ошибки | Умеет, не умеет, допускает ошибки | Умеет, не умеет, допускает ошибки | |
Кинестетическая основа движений | сложить в кольцо большой и указательный пальцы сначала | одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки, обеих рук | одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой |
Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Кинетическая основа движений | Поочередно сгибать и разгибать пальцы сначала на правой руке, потом на левой, изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой выпрямлены и наоборот | игра на рояле, кулак – ребро – ладонь (ведущей рукой) | игра на рояле, кулак – ребро – ладонь (правой и левой рукой) |
Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Объем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный |
Переключаемость движений | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует | Своевременная, замедленная, отсутствует |
Сопутствующие движения | Имеют место, нет | Имеют место, нет | Имеют место, нет |
Строение и подвижность артикуляторного аппарата
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||
4 года | 5 лет | 6 лет | ||
Мимические движения (под счет 3 раза в 4 года и 5 раз в 5 – 6 лет) | Нахмурить брови (рассердиться) | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки |
Поднять брови вверх (удивиться) | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Прищурить глаза | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Надуть щеки (толстячок) | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
втянуть щеки (худышка) | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Сглаженность носогубных складок | Сглажены, четко выражены | |||
Губы Толстые, тонкие, неполное смыкание, короткая верхняя губа, толстая отвислая нижняя губа, наличие рубцов, расщелин | Улыбка-трубочка | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки |
Оскал | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Вибрация – «тпру» | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Движения выполняются под счет 3 раза в 4 года и 5 раз в 5 – 6 лет | ||||
Зубы | отсутствие, мелкие, редкие, неровные, неправильной формы, расположены вне челюстной дуги, двойной ряд, диастема | |||
Язык макроглоссия, микроглоссия, короткая подъязычная складка, географический, девиация кончика влево/вправо тонус повышен, понижен справа, слева, полностью | широкий язык удержание | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки |
узкий язык удержание | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Узкий: вправо - влево | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
широкий язык наверх и вниз | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Кончиком языка обвести губы | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | |
Лошадка | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки | Выполняет, не выполняет, допускает ошибки |
Объем движений | Полный, неполный | Полный, неполный | Полный, неполный | |
Точность движений | Сохранна, нарушена | Сохранна, нарушена | Сохранна, нарушена | |
Темп движений | Нормальный, быстрый, медленный | Нормальный, быстрый, медленный | Нормальный, быстрый, медленный | |
Переключаемость движений | Нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений | Нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений | Нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений | |
Тремор | Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, саливация | Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, саливация | Усиление при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, саливация | |
Прикус | передний открытый, боковой открытый, перекрестный, прямой, глубокий, прогения (нижняя челюсть), прогнатия (верхняя челюсть) | |||
Твердого неба | готическое, низкое, уплощенное, наличие расщелин | |||
Мягкого неба | укороченное, наличие раздвоения, расщепление маленького язычка или его отсутствие, девиации вправо/влево |
Общее звучание речи
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Дыхание | диафрагмальное, верхне-ключичное, брюшное, смешанное | диафрагмальное, верхне-ключичное, брюшное, смешанное | диафрагмальное, верхне-ключичное, брюшное, смешанное |
Речевой выдох | Достаточный, укороченный, речь на вдох | Достаточный, укороченный, речь на вдох | Достаточный, укороченный, речь на вдох |
Голос | сила (тихий, громкий, глухой, затухающий) высота (высокий, низкий, соответствует возрасту) тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка) выразительность (N, маловыразительный, монотонный) | сила (тихий, громкий, глухой, затухающий) высота (высокий, низкий, соответствует возрасту) тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка) выразительность (N, маловыразительный, монотонный) | сила (тихий, громкий, глухой, затухающий) высота (высокий, низкий, соответствует возрасту) тембр (хриплый, сиплый, резкий, наличие/ отсутствие носового оттенка) выразительность (N, маловыразительный, монотонный) |
Просодика | Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия | Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия | Норма, замедленный темп, ускоренный темп, дисритмия |
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
состояние биологического слуха (из мед. карты) (норма, нарушение)
состояние восприятия речи (в процессе беседы) (воспринимает адекватно, не воспринимает, воспринимает частично)
Состояние звукопроизношения
Звуки | 4 года | 5 лет | 6 лет |
а, о, у, ы, и, э | |||
б-п-м | |||
в-ф | |||
д-т-н | |||
г-к-х | |||
й | |||
с | |||
с' | |||
з | |||
з' | |||
ц | |||
ш | |||
ж | |||
щ | |||
ч | |||
л | |||
л' | |||
р | |||
р' |
Исследование звуко-слоговой структуры слов
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Дом, мяч, лук | Снег, хлеб, текст | Столб, трап | |
Рога, весна, гнездо | Крыша, мостик, кошка | Сквозняк, свисток | |
Капуста, молоко, лошадка | Сенокос, картофель, звездочки | Тротуар, градусник, лекарство | |
помидоры | Пирамидка, сковородка | Простокваша, экскаватор, аквариум | |
Милиционер, велосипедист, температура | Фотоаппарат, виолончелист, регулировщик, экскаваторщик | ||
Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит | Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит | Воспроизводит Воспроизводит с ошибками Не воспроизводит |
5 лет | Милиционер едет на мотоцикле. | |
Волосы подстригают в парикмахерской | ||
6 лет | Водопроводчик чинит водопровод. | |
Регулировщик регулирует движение на перекрестке. |
Звуко-слоговая структура не нарушена;
нарушена в ……….сложных словах, предложениях, в речи;
грубо нарушена в …………сложных словах, предложениях, в речи.
ИССЛЕДОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
Повторить серию слогов
5 лет | ка – га | га – да | ба–па-ба | та-да-та | га-ка-га | ба-бя-ба | за-са-за |
6 лет | са-за-са | са-ша-са | жа-за-жа | ча-ща-ча | ща-ся-ща | ла-ля-ла | ча-тя-ча |
Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении
5 лет | Трава - дрова | Почка - бочка | Корка – горка | Сова - софа |
6 лет | Пашня - башня | Катушка - кадушка | Мышка - мошка | Крот - грот |
Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении
5 лет | Суп - зуб | Челка – щелка | Сайка - чайка | Галка - галька |
6 лет | Собор - забор | Касса - каша | Сук - жук | Вечер – ветер |
Фонематический анализ и синте
с 5 лет | выделение ударного гласного в начале слова | Аня | аист | осы | утка | Ира | Оля | улица | Инна | ||||
с 6 лет | определение первого согласного звука в слове | мак | дым | трава | кошка | ворона | булка | чашка | щука | ||||
определение последнего звука в слове | дом | мак | ключ | муха | камыш | танк | труба | баран | |||||
определение последовательности звуков в слове | мак | суп | лук | каша | Рама | ||||||||
определение и количества звуков в слове | дом | рак | луна | совы | банан | ||||||||
Начальные навыки чтения и письма |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ИМПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Пассивный словарь
Объем словаря (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы)
4 года | 5 лет | 6 лет | |
Покажи где кукла, стол, шар. Посади куклу, поставь пирамидку | Понимает, понимает не точно, не понимает | Понимает, понимает не точно, не понимает | Понимает, понимает не точно, не понимает |
Понимание различных грамматических форм словоизменения
5 лет | Различие предложно-падежных конструкций | в стол - из стола, на стол - со стола под стол - из-под стола | Понимает, понимает не точно, не понимает |
Понимание различных грамматических форм словообразования
5 лет | Дифференциация уменьшительно-ласкательных суффиксов | Стол-столик, флаг-флажок, вишня-вишенка, книжка-книжечка, ключ-ключик, подушка-подушечка | Понимает, понимает не точно, не понимает |
Дифференциация существительных с суффиксом ИНК | Виноград-виноградинка, бусы-бусинка, роса-росинка | Понимает, понимает не точно, не понимает | |
Дифференциация глаголов с различными приставками | Ходит, переходит, уходит, входит, выходит | Понимает, понимает не точно, не понимает | |
Понимание словосочетаний | Покажи ручкой карандаш. Покажи карандашом ручку. Дочка мамы. Мама дочки. Хозяин собаки. Собака хозяина. | Понимает, понимает не точно, не понимает | |
Понимание простых предложений | Мальчик делает зарядку. Девочка поливает цветы. Девочка ловит бабочку. | Понимает, понимает не точно, не понимает | |
Понимание вопросительных предложений | Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку? | Понимает, понимает не точно, не понимает | |
С 6 лет | Понимание связной речи | Понимает, понимает не точно, не понимает |
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ
Общая характеристика речи - отсутствует, лепетная речь, отдельными словами, фразовая речь
Исследование активного словаря
Номинативный словарь (назвать слова по темам)
5 лет | Фрукты | овощи | мебель | птицы |
+ более 5 существ - менее 3 существ | ||||
6 лет | ягоды | Дикие животные | Домашние животные | Профессии |
+ более 5 существ - менее 3 существ |
Назвать одним словом (обобщить)
5 лет | Стул, стол, шкаф | Огурец, помидор, морковь | Яблоко, банан, апельсин | Автобус, самолет, теплоход |
6 лет | Клубника, смородина, черника | Волк, лиса, заяц | Кошка, собака, свинья | Повар, учитель, врач |
Показ частей тела, предметов
части | 5 лет | 6 лет | |||||||||||||
тела | Голова, шея | Руки, ноги | Нос, рот | живот | локоть | грудь | колено | пальцы, ноготь | |||||||
одежды | Рукав | воротник | пуговица | манжета | петля | ||||||||||
машины | Дверца | колесо | руль | кабина | кузов | кабина | фары | мотор | |||||||
окна | рама | подоконник | стекло |
Глагольный словарь
5 лет | кто какие звуки издает? | кошка | собака | ворона | свинья | корова | овечка | ||||
кто как передвигается | кошка | заяц | ворона | Змея | рыба | ||||||
6 лет | Что делает? | повар | учитель | врач | водитель | пекарь | Летчик | ||||
Прилагательные
5 лет | красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, белый, черный |
Называет, не называет, называет с ошибками | |
6 лет | красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, белый, черный |
Называет, не называет, называет с ошибками |
5 лет | Круглый, квадратный, овальный , треугольный, прямоугольный |
Называет, не называет, называет с ошибками | |
6 лет | Круглый, квадратный, овальный , треугольный, прямоугольный, многоугольный |
Называет, не называет, называет с ошибками |
Подбор антонимов (с 6 лет)
добро | большой | давать | |||
горе | высокий | покупать | |||
друг | легкий | поднимать | |||
хороший | широкий | горячий |
Словоизменение
С 5 лет
употребление форм Р.п. мн.ч. Много чего?
Дом | Мяч | Шар | Стол |
| |||
Береза | ключ | Чашка | Книга | ||||
Дерево | Карандаш | Лист | Стул |
употребление предложно-падежных конструкций
в | на | под | над | за | перед | около |
Употребляет, не употребляет, употребляет с ошибками |
согласование прилагательных с существительными в единственном числе
мячик | ведро | платье | машина | ботинок | бабочка |
употребление словосочетаний с числительными 2 и 5 с существительными
5 лет | 6 лет | ||||
1 | 2 | 5 | 1 | 2 | 5 |
Дом | Ключ | ||||
Кукла | Лев | ||||
Шар | Озеро | ||||
Жук | Дверь |
Словообразование
употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
5 лет | Стол | Нос | Ложка | |||
Мяч | Машина | Забор | ||||
Дом | Кровать | Береза | ||||
Шкаф | Миска | Кукла | ||||
6 лет | Гриб | Лист | Одеяло | |||
Лиса | Воробей | кресло |
образование названий детенышей животных
4 лет | 5 лет | 6 лет | |||
Кошка | Заяц | Корова | |||
Слон | Белка | Лошадь | |||
Утка | Медведь | Собака | |||
Лиса | Волк | Свинья | |||
коза | еж | овца |
С 6 лет
образование относительных прилагательных от существительных (из чего сделано?)
Дерево | Пух | Снег | |||
Бумага | Кирпич | Брусника | |||
Солома | Резина | Черника | |||
Мех | Металл | Шерсть |
образование притяжательных прилагательных (чей? Чья? Чье?)
Сумка мамы | Кофта бабушки | Газета папы | |||
Нора лисы | Хвост зайца | Лапа медведя |
образование приставочных глаголов
Мальчик (вышел) из дома. | Мальчик (обходит) лужу |
Мальчик (подходит) к магазину | Мальчик (входит) в дом |
Мальчик (переходит) улицу |
образование глаголов совершенного вида
Девочка рисовала цветы. | Мальчик делал уроки. | Папа пишет письмо |
СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Пересказ
5 лет
Все меньше стало теплых дней. В садах и парках цветут последние цветы. Красив сейчас наряд леса. Березы стоят в золотом уборе. Птицы тронулись в дальний путь. (отсутствует, на начальном уровне, соответствует возрасту, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, воспроизводит все (не все) смысловые элементы.)
Рассказ
6 лет (отсутствует, на начальном уровне, соответствует возрасту, с помощью взрослого, по наводящим вопросам, воспроизводит все (не все) смысловые элементы, не/нарушает последовательность событий.)
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало года: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата ..................................................... Учитель-логопед ................................ /И.В. Таран/
Конец года: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата ..................................................... Учитель-логопед ................................. /И.В. Таран/
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Начало года: ___________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата ..................................................... Учитель-логопед ................................... /И.В. Таран/
Конец года: ____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата ..................................................... Учитель-логопед .................................... /И.В. Таран/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)
Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста (с 3-до 5 лет) (для логопункта МДОУ)...
Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)
Речевая карта ребенка старшего дошкольного возраста (с 5-до 7 лет) (для логопункта МДОУ)...
Речевая карта ребенка с ограниченным возможностями здоровья (ЗПР). (старший возраст)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
Речевая карта ребенка с нарушением речевого развития (5-7 лет)
Предлагаю примерный образец речевой карты для групп компенсирующей направленности с нарушениями речи....
Речевая карта ребенка с заиканием
Речевая карта...
РЕЧЕВАЯ КАРТА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР
Речевая карта...
«Логопедическое обследование детей группы с ФФНР» (по методикам Н. В. Нищевой «Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4-7 лет)» и Г.А. Волковой «Методика обследования нарушений речи у детей»).
Всем известно, что эффективность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько правильно и грамотно была проведена логопедическая диагностика. Своевременное выявление нарушен...