"Педагогическая диагностика для детей с ОНР (подготовительная группа ДОУ)
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал может использовать педагог при проведении диагностики детей с ОНР подготовительной группы ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ped.diagnostika-onr_podg.gr_.-3.doc | 170.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика дошкольников с ОНР
Подготовительная группа
Образовательная область «Познание»
Формирование целостной картины мира
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Уровень знаний детей о видах транспорта | Дидактическая игра «Транспорт». Материал: предметные картинки с изображением наземного (автобус, грузовая машина, легковая машина, мотоцикл, велосипед); подземного (метро); воздушного (вертолет, самолет); водного (лодка, катер, пароход) видов транспорта. | Перед ребенком картинки с различными видами транспорта. Задание: разложи картинки по видам транспорта | 3 балла - ребенок различает, называет и правильно раскладывает картинки по всем видам транспорта без ошибок. 2 балла - называет, различает, раскладывает картинки с 2-3 ошибками по видам подземного и воздушного транспорта либо требует дополнительной инструкции. 1 балл - затрудняется в назывании видов транспорта, раскладывает картинки с 5-6 ошибками. |
Знания о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту | 1. Дидактическая игра «Умные машины» либо «Наши помощники». Предметные картинки: счеты, калькулятор, компьютер, топор, пила электрическая, миксер, тестомешалка, печатная машинка, утюг, робот, различные станки. 2. Беседа по вопросам. | 1. Перед ребенком предметные картинки. Задание: выбери картинки с предметами, которые облегчают труд людей на производстве и повышают качество и скорость выполнения заданий. 2. Перед ребенком сюжетная картинка. Задание: расскажи о предметах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице. Вопрос: Как ты думаешь, что еще можно добавить, чтобы комната (дворик, парк) стала уютней | 3 балла - ребенок различает и называет предметы, облегчающие труд человека на производстве, делает обоснованные выводы. Ребенок перечисляет и добавляет предметы, создающие комфорт и уют в помещениях и на улице. 2 балла - ребенок называет предметы, облегчающие труд людей на производстве, но затрудняется сделать вывод, обосновать выбор того или иного предмета. Перечисляет предметы, создающие комфорт в быту и на улице, затрудняется ответить на дополнительные вопросы. 1 балл – ребенок требует дополнительных инструкций, пояснений, при выполнении заданий допускает ошибки, вывод не делает. |
Осведомленность о себе, родителях | Беседа по вопросам | Вопросы:
- Как зовут твоих родителей? Назови имя и отчество родителей. - Назови улицу, на которой расположен твой детский сад. | 3 балла - ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает не более 2 ошибок. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок или затрудняется ответить на многие вопросы. |
Знания о гербе, флаге, Президенте России | Дидактическое упражнение «А знаешь ли ты?». Материал: несколько флагов, гербов. | Ребенок рассматривает флаги и выбирает флаг России. Вопросы: - Знаешь ли ты, что означает каждый цвет флага?
| 3 балла — ребенок безошибочно отвечает на все вопросы воспитателя. 2 балла - ребенок допускает ошибки. 1 балл - ребенок не имеет представления о гербе, флаге, Президенте России. |
Знания о свойствах и качествах предметов | Беседа по вопросам. Материал: предметы из глины, пластмассы, стекла, ткани (кусок глины, дерева, ткани и т. д.) | Вопросы: - Рассмотри предметы и расскажи о каждом из них, называя материал, из которого он сделан, и о его качествах (твердый, тяжелый или легкий и т. п.) Например, это глиняная игрушка. Сделана она из глины. Поэтому тяжелая. Глина гладкая, пластичная. Для того чтобы что-то слепить, нужно смочить ее водой. Из нее можно делать посуду. | 3 балла - знает существенные характеристики предметов, их свойства и качества. Обследует предметы с помощью системы сенсорных эталонов и персептивных действий. 2 балла - безошибочно называет материалы, из которых сделаны предметы, но дает неполную характеристику свойствам и качествам материалов. 1 балл - называет материал, но не рассказывает ничего о связях между свойствами и качествами предметов. |
Знания о дорожных знаках и их назначении |
Материал: запрещающие и разрешающие знаки. | 1. Задание: рассмотри знаки и разложи их по группам: 1-я группа - запрещающие знаки; 2-я группа - предупреждающие знаки; 3-я группа - указательные знаки; 4-я группа - знаки сервиса. 2. Задание: рассмотри знаки и составь о них короткий рассказ (цвет, форма, назначение). | 3 балла - ребенок различает запрещающие, предупреждающие знаки. Знает значение указательных знаков. Проявляет выраженный интерес к правилам дорожного движения. 2 балла - ребенок хорошо различает запрещающие знаки. Ошибается в обозначении предупреждающих и указательных знаков. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при назывании знаков. Не классифицирует знаки на запрещающие, предупреждающие и указательные. Не проявляет интереса к правилам дорожного движения. |
Знания о национальном костюме, традициях, обычаях и фольклоре | 1. Дидактическая игра «Одень куклу». Атрибуты: плоскостные куклы (мальчик и девочка). Плоскостное изображение различных видов национального костюма и современной одежды (рубаха, кофта, сарафан, кокошник, платок, передник, рубашка-косоворотка, шаровары, кушак, кафтан, лапти, сапоги; некоторые виды современной одежды).
Материал: картинки с изображением народных праздников и предметов, их символизирующих (Новый год, Рождест-во (Коляда и Святки), Масленица, Пасха, день Ивана Купалы, | 1. Задание: Одень куклу в народный костюм. Вопросы:
- Чем украшена одежда? - Почему ты не надел другую одежду? (Это современная одежда.) 2.Вопросы: - Какие русские народные сказки ты знаешь? - Расскажи потешки, которые ты знаешь. - Загадай загадку к этой отгадке. - Какие русские народные пословицы (поговорки) ты знаешь? (Предложить раскрыть смысл названных поговорок.) 3. Задание: вспомни народные праздники и расскажи о них. Примерные вопросы:
| 3 балла - ребенок называет все виды национального костюма, дает их описание. Называет сказки, песенки, потешки, загадки по опорным картинкам, дает правильное название, объясняет смысл пословиц и поговорок без помощи взрослого. Правильно называет все праздники, раскрывает их содержание, традиции и обряды, называет предметы русского быта. 2 балла - ребенок затрудняется назвать некоторые виды национального костюма, но называет народность и принадлежность костюма. Знает сказки, песенки, потешки, загадки, называет пословицы и поговорки, но раскрывает их смысл только с помощью взрослого. Называет не более 3 народных праздников, раскрывает их суть при помощи дополнительных вопросов взрослого. 1 балл - ребенок самостоятельно называет не более 2 видов национального костюма. Путает или затрудняется назвать праздники, не может раскрыть их суть, называет предметы народного быта только при помощи взрослого. Самостоятельно вспоминает только сказки, а песенки, потешки и загадки вспомнить затрудняется. Затрудняется и в объяснении пословиц. |
Знания о родном крае, о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей планете; о труде взрослых, их деловых и личностных качествах; о героях космоса; школе, библиотеке |
Материал: иллюстрация с изображением библиотеки.
4. Дидактическое упражнение «Космонавтика». Материал: иллюстрации с изображением ракеты, космонавта в скафандре, портреты Ю. А. Гагарина, В. В. Терешковой 5.Дидактическое упражнение «Земля - наш общий дом». Материал: глобус | 1. Задание: рассмотри картинки и собери 2. Посмотри на иллюс-трацию и ответь на вопросы: - Как называют человека, работающего в библиотеке? - Что ты можешь рассказать о библиотеке? 3.Задания: -Назови город, в котором ты живешь, какой у него герб? - Покажи фотографию въезда в наш город. -Что ты знаешь о национальностях людей, проживающих в нашем городе? 4. Задание: -Рассмотри иллюстрации и ответь на вопросы: - Как называются люди данной профессии? - Во что одеты космонавты? - Назови первого космонавта. - Назови первую женщину-космонавта. - Какие качества характера должны быть у людей этой профессии? 5.Вопросы и задания: - Что такое глобус? - Покажи на глобусе знакомые тебе континенты. - Назови знакомые тебе расы людей, проживающих на нашей планете. | 3 балла — у ребенка сформированы представления о школе, библиотеке, о профессии людей, работающих в них. Ребенок называет город, в котором живет, знает герб города, его достопримечательности, национальности людей, проживающих в городе. Ребенок знает, что такое глобус, называет континенты, некоторые расы, проживающие на Земле. Знаком с профессией космонавта, знает первого космонавта и первую женщину в космосе, называет их экипировку. 2 балла — у ребенка имеются представления о школе, библиотеке. Затрудняется в назывании профессий работающих здесь людей. Ребенок называет родной город, его герб, о достопримечательностях города знает немного. Знает, что такое глобус, затрудняется в назывании континентов и рас, знает первого космонавта и их экипировку. 1 балл — у ребенка имеются знания о школе, школьных принадлежностях. Знания о библиотеке не сформированы. Знает название родного города, затрудняется назвать его достопримечательности. Знает, что такое глобус, называет первого космонавта, знаний о континентах и расах нет |
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение объяснять экологические зависимости, устанавливать связи и взаимодействия человека с природой | 1. Диагностическое упражнение 2. Дидактическая игра «Знаешь | 1. Задание: рассмотри картинки и составь Цепь 1: ястреб - мышь - зерно. Цепь 2: тигр - косуля - трава. Цепь 3: волк - заяц - кора дерева. Цепь 4: цапля - лягушка - комар. 2. Задание: рассмотри карточки с условными обозначениями правил поведения в лесу и рас-скажи, что означает каждый знак. Что про-изойдет (происходит), если нарушать эти Примечание. Можно задать уточняющие вопросы:
| 3 балла — ребенок без затруднений составляет цепь питания, объясняет экологические зависимости; знает правила поведения в лесу; устанавливает связи и взаимодействия человека с природой. 2 балла - ребенок составляет цепь питания с помощью воспитателя, может объяснить экологические зависимости; хорошо знает правила поведения в лесу, устанавливает простейшие связи взаимодействия человека с природой при помощи уточняющих вопросов. 1 балл — ребенок не имеет представлений об экологических зависимостях, не может составить ни одной цепочки даже при активной помощи взрослого; имеет представления о правилах поведения в лесу, но не может пояснить связи и взаимодействия человека с природой даже по уточняющим вопросам. |
Умение ухаживать за растениями в уголке природы | Наблюдения детей во время дежурства. Дидактическая игра «Что нужно делать, чтобы растение было красивым?» Оборудование уголка: опрыскиватель, палочки для рыхления земли, лейка, тряпочка для протирания пыли и другие. | Задания: 1. Рассмотри большие картины и ответь на в о п р о с: - Что изображено на этих картинах? (Луг, поле, сад, лес.) 2. Соотнести маленькие картинки с большими: растения луга помести на картинку с изображением луга и т. д. | 3 балла - безошибочно определяет растения леса, луга, сада, поля. |
Представления ребенка о различных природных объектах (воздух, вода, почва). Знания о жизни на земле, в земле, в воде, в воздухе | 1. Беседы о воде, о воздухе, о почве. Материал: фотогра-фии, картинки с изоб-ражением различных водоемов (море, оке-ан, озеро, река, пруд, ручей, родник). Картинки с изображе-нием деятельности че-ловека (работа фабрик, заводов); необдуманных поступков людей (моют машины у водоемов, выбрасывают мусор в местах отдыха) и т. д. 2. Дидактическая игра «На земле, в земле, в воде и в воздухе». Материал: предметные картинки с изображением птицы, кувшинки, одуванчика, дождевого червя, бабочки, дельфина, крота, рыбы, волка, ежа, летучей мыши. Рамки белого, голубого, желтого и коричневого цветов | Вопросы: - Где в природе есть вода? Чем отличается вода в морях и океанах от воды речной, озерной? - Знаешь ли ты, что водоемы могут болеть, как люди? Почему это происходит?
2. Задание: рассмотри внимательно картинки. Помести в белую рамку животных, обитающих в воздухе; в голубую рамку - обитателей водоемов, в желтую - тех, кто обитает на земле, и в коричневую - тех, кто живет в земле. | 3 балла — ребенок имеет полное представление о воде, воздухе, почве, правильно отвечает на вопросы, безошибочно выполняет задания дидактической игры и устанавливает причинно-следственные связи. 2 балла - отвечая на вопросы педагога, допускает ошибки, некоторые вопросы вызывают затруднения. Безошибочно выполняет задание дидактической игры. С помощью дополнительных вопросов устанавливает простейшие причинно-следственные связи. 1 балл - ребенок имеет отрывочные знания о природных объектах, на вопросы отвечает односложно, допускает большое количество ошибок, не устанавливает причинно-следственных связей. |
Знания о растительности леса, луга, сада, поля | 1. Дидактическая игра «Что где Материал: большие карты с изображением леса, луга, сада, поля. Предметные картинки с изображением рас-тений (ель, береза, кедр, дуб, рябина, че-ремуха, малина, черника, брусника, вишня, папоротник, земляника, грибы, колосья пшеницы, колокольчики, василь-ки, мать-и-мачеха, иван-чай, василек, ромашка, рожь, гречиха, овес, клевер, роза, лилия, тюльпан). 2.Дидактическое упражнение 3. Дидактическое упражнение «Что ты знаешь о растениях луга, поля?» | Задания:
| 3 балла - ребенок имеет достаточно полные представления о растениях леса, луга, поля, сада. При выполнении заданий не допускает ошибок, обосновывает свой ответ. 2 балла - имеет достаточные знания о растениях леса, сада. Допускает ошибки при определении растений поля и луга. 1 балл — имеет слабые представления о растениях леса, поля, луга, сада. Допускает большое количество ошибок при распределении растений по месту их произрастания. |
Знания о птицах, домашних и диких животных, Красной книге | 1. Дидактическая игра «Кто где Материал: карточки с изображением среды обитания птиц (море, берег, лес, водоем, болото, луг). Предметные картинки с изображением птиц.
| Задания: 1. Назови птиц (кукушка, воробей, си-ница, грач, сорока, жу-равль, лебедь, куропат-ка, утка, чайка, кулик, соловей, малиновка, иволга, ласточка, гусь, цапля) и распредели их в соответствии со сре-дой обитания. 2. Раздели картинки на две группы, в одной - перелетные птицы; в другой - зимующие птицы. (Скворец, грач, снегирь, воробей, голубь, синица, ласточ-ка, дятел, гусь, ворона, сорока, галка, соловей, жаворонок, щегол.) 3. Перечисли "извест-ных домашних, а затем диких животных (свинья, корова, лось, верблюд, мышь, мед-ведь, заяц, лиса, индюк, утка, кролик, гусь, олень, собака, коза, овца, лошадь). Объясни, почему их так называют. 4. В о п р о с ы:
| 3 балла - ребенок хорошо осведомлен о среде обитания птиц, не допускает ошибок при определении зимующих и перелетных птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о заповедниках и Красной книге. 2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при определении среды обитания птиц и классификации перелетных и зимующих птиц. Называет достаточное количество домашних и диких животных, объясняет их классификацию. Имеет представления о Красной книге. 1 балл - ребенок имеет слабые представления о среде обитания птиц, перелетных и зимующих птицах. Допускает большое количество ошибок при выполнении всех заданий. |
Знания о природе родного края |
| Задания:
| 3 балла - ребенок имеет представления природе родного края, правильно классифицирует растения. Определяет растения, нехарактерные для климата род-ного края. Объясняет выбор. Хорошо знает виды птиц, насе-комых области, в том числе тех, которые занесены в число охра-няемых. 2 балла - при классификации растений, животных, птиц родного края допускает неточ-ности, не всегда может обосно-вать свой выбор. Знает не все растения, охраняемые в области. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок, свой выбор не обосновывает. |
Формирование элементарных математических представлений | |||
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Знания о составе числа первого десятка (из отдельных единиц) | Дидактическое упражнение «Что будет, если...» | Задание: подумай и дай правильный ответ:
| 3 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыду-щему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду. 2 балла - ребенок знает состав чисел первого десятка (из от-дельных единиц), затрудняется при выполнении заданий, касаю-щихся знаний о получении числа путем вычитания единицы из следующего за ним в ряду. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок при выполнении заданий. |
Знания о цифрах от 0 до 9; знаках «=»,«-»,«+». Умение составлять и решать задачи в одно действие и пользоваться арифметическими знаками действий | Арифметические задачи (2-3). Материал: цифры от 0 до 9, знаки «=», «-», «+»; предметные картинки | Задания:
| 3 балла - ребенок самостоятель-но составляет условия задач с помощью картинок и показывает решения при помощи цифр и знаков. 2 балла - ребенок составляет условия задач с помощью взрос-лого, правильно считает, но не всегда правильно пользуется знаками (путает значение знаков «+» и «-»). 1 балл - ребенок не может составить условие задачи даже при активной помощи взрослого, ошибается в подсчетах, не пони-мает значения арифметических знаков. |
Знания о месяцах и последовательности дней недели | 1. Дидактическая игра 2. Дидактическое упражнение «Назови правильно месяц» | Задания: 1. Выбери любую цифру. Назови, какой день недели ей соответствует. Выложи в соответствии с цифрами дни недели и назови их. 2. Назови, какой сейчас месяц? Как называется первый (второй) месяц весны? | 3 балла - ребенок справляется с заданиями, не делает ни одной ошибки; знает не только теку-щий месяц, но и все остальные. 2 балла - ребенок знает последо-вательность дней недели, затруд-няется в выкладывании дней не-дели в соответствии с цифрами, но после наводящих вопросов справляется с заданием; знает только текущий месяц. 1 балл - ребенок не справился с заданием даже после наводящих вопросов. |
Умение назы соотносить цифру и количество предметов | Дидактическая игра цифрами 0,3, 5, 8, 10. | Задания:
на листе бумаги, и нарисуй рядом с каждой цифрой соответствующее количество конфет | 3 балла - ребенок безошибочно считает в прямом и обратном порядке до 10, правильно выполняет задание 2. 1 балл - ребенок допускает ошибки во время счета в прямом и обратном порядке до 1.0, допускает более одной ошибки при выполнении задания 2. |
Умение делить круг, квадрат, на две и четыре равные части | Дидактическая игра «День рождения Винни - Пуха». Материал: 3 круга и 3 квадрата, 1 круг и 1 квадрат разделены на четыре части поровну | Задание: Винни-Пух захотел угостить гостей апельсином и пирожным, стал их делить поровну. Помоги Винни-Пуху разделить апельсин и пирожное на четыре равные части. Подумай и ответь: Часть круга, квадрата больше или меньше целого? | 3 балла - ребенок самостоятельно делит круг и квадрат на четыре равные части и объясняет, что часть меньше целого. 2 балла - ребенок затрудняется при делении, но после подсказки воспитателя правильно выполняет задание, отмечая, что целое больше части. 1 балл - ребенок не может разделить круг и квадрат на равные части. Не понимает значение понятий «часть» и «целое». |
Умение считать (отсчитывать) предметы в пределах 10-20. Пользоваться порядковыми и количест-венными чис-лительными | Дидактическое упражнение «Веселые игрушки». Материал: 15 (18) разных мелких игрушек | Задания: разложи (поставь) все игрушки по порядку и посчитай их.
| 3 балла - ребенок не допустил ни одной ошибки. 2 балла - ребенок ошибается в порядковых числительных. 1 балл - ребенок допускает большое количество ошибок. |
Умение измерять длину предметов с помощью условной мерки | Дидактическое упражнение «Дорожки». Материал: три дорожки разной длины, полоска бумаги длиной 3 см - условная мерка. | Задание: рассмотри дорожки.
| 3 балла - при выполнении задания ребенок самостоятельно применяет условную мерку, сравнивает полученные результаты и делает вывод. 2 балла - при измерении длины ребенок пользуется условной меркой, после дополнительной инструкции воспитателя сравнивает результаты самостоятельно. 1 балл - ребенок не имеет представления о понятии длины, не умеет пользоваться условной меркой. |
Умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку | Игра «Волшебная точка». Материалы: лист бумаги в клетку, на котором нарисована точка, простой карандаш. | Задание: от заданной точки отмерь две клет-ки вверх, две клетки вправо, две клетки вверх, одна клетка вправо, четыре клетки вниз, одна клетка вле-во, одна клетка вверх, одна клетка вниз, одна клетка влево. | 3 балла - ребенок справился с заданием, не допустил ни одной ошибки при перемещении точки. 2 балла - ребенок справился с заданием, но допустил 1-2 ошибки при перемещении точки (например: влево или вправо). 1 балл - ребенок не справился с заданием, допустил более трех ошибок. |
Образовательная область «Коммуникация» | |||
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение ребенка последовательно и логично рассказывать о событии, явлении, отвечать на вопросы | Беседа по вопросам | Вопросы: -Где ты живешь? (В какой стране, в каком городе.)
| 3 балла - ребенок отвечает на вопросы, аргументируя ответ; последовательно и логично рассказывает о факте, событии из личного опыта. 2 балла - ребенок отвечает охотно на вопросы педагога, часто пользуется простыми предложениями; не всегда может аргументировать свой ответ. 1 балл - не на все вопросы знает ответы, не аргументирует свои ответы. |
Умение пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. | Рассказ К. Ушинского «Спор животных» или русская народная сказка «Лиса и рак». Оборудование: маски коровы, лошади, собаки или лисы и рака. | Воспитатель читает рассказ, задает вопросы по тексту:
Затем распределяются роли между детьми. Дети пересказывают текст по ролям. | 3 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, не допускает пропусков и неточностей. 2 балла - ребенок пересказывает и драматизирует небольшую роль из литературного произведения, допуская небольшие пропуски. 1 балл — делает существенные пропуски при пересказе, демонстрирует только отдельные эпизоды. |
Умение составлять рассказы по плану, из личного опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия | Дидактическое упражнение «Составь рассказ». Материал: сюжетная картина, набор картин с фабульным развитием действия. Например: сюжетная картина «Пробуждение природы весной» (4 картинки):
тянется вверх;
| Задания:
Примерные вопросы и задания: -Посмотри, в нашей комнате тоже есть комнатные растения. -Как называется это растение? - Что мы делали с самого начала с почвой, как сажали, наблюдали, поливали, как протирали листочки, рыхлили землю, опрыскивали? | 3 балла — ребенок легко составляет по плану рассказ из личного опыта, по сюжетной картине, набору картин с фабульным развитием действия. Пользуется сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. 2 балла - ребенок составляет рассказ по набору картин с фабульным развитием действия; испытывает затруднения при составлении рассказа по сюжетной картине; предложения, как правило, простые. 1 балл — ребенок не может без активной помощи взрослого справиться с заданием. Словарный запас беден. |
Умение быть доброжела-тельным собеседником | Наблюдения за детьми в процессе общения со сверстниками, взрослыми на занятии и в свободной деятельности | 3 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает голос. В общении со взрослыми и сверстниками вежлив. 2 балла - ребенок - доброжелательный собеседник, говорит спокойно, не повышает 1 балл - ребенок агрессивен, часто повышает голос, вежливые слова не использует. | |
Знания ребенка о синонимах и антонимах | 1. Дидактическое упражнение «Выбери и назови» 2. Игра «Скажи наоборот» | Задания: 1. Выбери из трех слов два слова-«приятеля» и назови их: а) среди имен сущ-х: - дом, солдат, боец; б) среди имен прил-х: - храбрый, звонкий, смелый; -большой, красивый, огромный; в) среди глаголов: - торопиться, спешить, ползти; думать, ехать, соображать и др. 2. Придумай слова с противоположным зна-чением-скажи наоборот а) сильный (слабый); высокий (низкий); б) стоять (сидеть); смеяться (плакать); грустить (радоваться). | 3 балла — ребенок самостоятельно выполняет все задания. Хорошо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположное по значению слово. 2 балла — ребенок выполняет задания, прибегая к дополнительным инструкциям воспитателя. 1 балл — ребенок плохо понимает значение понятий: слова-«приятели» и противоположные по значению слова, допускает большое количество ошибок. |
Умение употреблять в речи сложные предложения разных видов | Дидактическая игра «Закончи предложение». Материал: сюжетные картинки, при помощи которых ребенок сможет составлять сложносочиненные или сложноподчиненные предложения. (Сюжет картинки может быть таким: на улице дождливая погода; прилет птиц весной; магазин игрушек). | Задание: Рассмотри картинки и постарайся закончить предложения
| 3 балла - ребенок выполнил задание самостоятельно, легко составлял сложные предложения различных видов. 2 балла - ребенок допускает небольшое количество ошибок в построении предложений или затрудняется их закончить в ряде случаев. 1 балл - ребенок не справляется с заданием, не понимает инструкций воспитателя. |
Знания о звуке, слоге, слове, предложении | 1. Дидактическое упражнение «Составь предложение». Материал: полоски, точки для составления схемы предложения.
| Задание: 1. Из предложенных слов составь предложение. Слова: цветы, дети, поливают. Составь схему этого предложения.
Например, в предложении Дети поливают цветы назови слово, в котором звук [д] стоит в начале и т. п. | 3 балла - ребенок различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. 2 балла - ребенок хорошо различает понятия «звук», «слово», «предложение». Безошибочно находит в предложении слова с заданным звуком в начале слова. Затрудняется в подборе слов, где звук стоит в середине или в конце слова. Плохо сформировано понятие о слоге. 1 балл - очень слабое представление о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение». Не может выполнить ни одного задания без активной помощи взрослого. Допускает большое количество ошибок. |
Образовательная область «Художественное творчество» Рисование | |||
Что изучается? | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Содержание диагностического задания | Критерии оценки |
Умение изображать предметы по памяти | Рисование (предметное) «Картинки для наших шкафчиков». Материал: варианты картинок (яблоко, бабочка, воздушный шар, машинка) | Задание: послушай стихотворение Г. Лагздынь. ВОТ КАКОЙ НАШ КОРИДОР В коридорах шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, ночь, винтовка. Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки: Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки. Чтобы помнили Алёшки, Где поставили сапожки, Чтоб Серёжка-карапуз Не остался без рейтуз! Вопросы:
- По каким обозначениям узнают свой шкафчик? | 3 балла - владеет основными техническими навыками. Передаёт пропорции, изображение располагает по всему листу. Умеет аккуратно закрашивать. 2 балла - знает способы изображения некоторых предметов, правильно пользуется карандашом, выразительными средствами (линия, форма), неточно соотносит пропорции, размеры частей изображения. Соотносит правильно цвет с предметом. 1 балл - технические навыки освоены очень слабо, без помощи взрослого не приступает к работе. |
Умение передавать сюжетные изображения | 1. Сюжетное рисование по замыслу на темы окружающей жизни Материал: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, акварель, восковые мелки, кисти № 3, 5, 2; стаканчики для воды, салфетки. Рекомендуемые учебные пособия, наглядность: плакаты «Лето», «Цветные пейзажи» под редакцией И. А. Лыковой; фотографии и иллюстрации о летнем отдыхе детей. Или 2. Рисование сюжетное по литературному произведению (по стихотворению Н. Зидорова «Лето»). | 1 Задания: — Отгадай загадку: Я соткано из зноя, Несу тепло с собою, Я реки согреваю, «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это Вы все меня. Я... Дети. Лето. - Скажите, за что мы любим лето? Или задание: послу-шайте стихотворение Н. Зидорова «Лето» (перевод И.Токмаковой изобразите летний пейзаж. Вопросы: - Что вы себе представили, когда слушали стих-ние? - Как можно одним словом назвать речку, луг, горы, дождь, радугу в небе? Дети. Природа. - Как называется жанр живописи, изображаю-щий картины природы? Дети. Пейзаж. - Послушайте ещё раз стихотворение и попробуйте нарисовать летний пейзаж. По тропиночке идёт Золотое лето. Переходит речку вброд, Птицей свищет где-то. Ходит-бродит по росе, По цветному лугу, Носит радугу в косе, Заплетённой туго. Встанет, радостно вздохнёт - Ветер встрепенётся. Облакам рукой взмахнёт -Тёплый дождь прольётся. Даже город навестит. Погостит - и ладно. Принесёт туда в горсти Воздух с гор прохладных. Шёпот речки, птичий свист, Лёгкий пух без веса. На асфальте - мокрый лист, Как письмо из леса. Пейзаж Если видишь на картине Поле, речку, лес и луг, Иль заснеженные дали Да с берёзками вокруг, Иль пустынную равнину, Или море, или пляж. Знай: такая вот картина Называется пейзаж! | 3 балла — ребёнок владеет способами графического изображения: -знает и умеет рисовать пейзаж; -передаёт различия в величине изображаемых объектов (дерево высокое, цветок ниже дерева, взрослый высокий, ребёнок ниже ростом);
-проявляет самостоятельность в выборе -использует разные материалы, аккуратно закрашивает; -доводит работу до логического конца. 2 балла — ребёнок недостаточно владеет способами графического изображения:
-незначительные искажения в передаче
1 балл - не может определять замысел рисунка, рисует охотно, но при активной поддержке и помощи взрослого. Значительные искажения в расположении изображения на всём листе и в передаче формы и частей изображения, не прорисовывает характерные детали, передающие выразительность образа; затрудняется в передаче различий объектов по величине; безразличен к цвету (объекты не разукрашены). |
Знания о народно-прикладном искусстве. Роспись городецкая; полхов-май-данская; гжельская; хохломская; жостовская; мезенская | 1. Дидактическая игра «Узнай узоры». Материал: фрагменты узоров изученных росписей.
Материал: бумажные формы в виде народных изделий (поднос, солонки, чашки, розетки). | Задание: по фрагментам узора определи вид народно-прикладного искусства. Распиши одну из предложенных форм. | 3 балла - знает все шесть видов прикладного искусства. Самостоятельно использует все характерные элементы росписей, правильно подбирает соответствующую цветовую гамму, правильно соотносит выбранный элемент. Располагает узор ритмично. 2 балла - при выполнении 1-го задания допускает 1-2 ошибки в назывании 1-2 декоративных росписей. При рисовании выбирает и использует 1-2 элемента выбранной росписи. 1 балл - определяет вид росписи при активной помощи взрослого. В названиях допускает большое количество ошибок. Затрудняется в выборе узоров. При изображении допускает ошибки (смешение элементов и цвета из различных росписей). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика педагогического процесса по "Физической культуре" в подготовительной группе
Диагностика педагогического процесса по "Физической культуре" в подготовительной группе...
Журналы диагностики педагогического процесса детей средней, старшей, подготовительной группы «Г» «Солнышко» на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный год
Журналы диагностики педагогического процесса детей средней, старшей, подготовительной группы «Г» «Солнышко» на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный г...
Аналитическая справка по результатам педагогической диагностики на учебный год в подготовительной к школе группе.
Цель мониторинга: индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построение его образовательной траектории);оптимизация работы с группой детей.Задачи: изучение результатов усвоения основ...
Аналитическая справка по результатам психолого-педагогической диагностики на начало 2022 года подготовительная группа
Группа подготовительная «Звездочки».Количество диагностируемых детей: 22Дата проведения: сентябрь 2022 г.Статус мониторинга: на начало учебного годаЦель мониторинга: 1) инди...
Педагогическая диагностика детей с ОНР (подготовительная группа)
Данный материал представлен для проведения педагогической диагностики с дошкольниками с ОНР. Будет полезен для воспитателей логопедической группы с детьми с ОНР....
Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников подготовительной к школе группы (с 6 лет 0 месяцев до 7 лет 11 месяцев)
Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития воспитанников подготовительной к школе группы (с 6 лет 0 месяцев до 7 лет 11 месяцев)...