Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

     Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и не исчезает у ребенка к моменту поступления в школу, отражается на письме и приводит к неуспеваемости. Задача взрослого – помочь ребенку как можно раньше преодолеть этот недостаток – до поступления в школу.

     Данный дефект выражается в том, что в изолированном виде ребенок может правильно произносить согласные звуки, но смешивать их при произнесении слов, а также при письме.

     Бывают следующие виды смешения: смешение шипящих и свистящих (кошка – коска, собака – шобака, зонтик - жонтик, жук –зук, ларек -ралек и т.п ). Этот недочет является следствием недостаточно развитого фонематического слуха.

     Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи – один из важных этапов в работе над звуком.

     Дифференциация звуков обычно начинается с различения изолированных звуков, слогов и слов.Взрослый читает слоги, слова, словосочетания, предложения, а ребенок повторяет их. В работе над словом можно использовать картинки.  Работа идет над словами, различающиеся одним дифференцируемым звуком: мишка-миска, кашка-каска. После этого ребенку можно предложить картинки, в названии которых имеются оба дифференцируемых звука (солнышко, веснушки). Ребенок называет слова самостоятельно и определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

     При дифференциации звуков в предложениях рекомендуется не только отраженная речь, но и подбор сюжетных картинок, по которым ребенок самостоятельно составит предложения, наполняя их словами со смешиваемыми звуками.

     При работе со стихотворным текстом распространенным является такой порядок: сначала стихотворение читается целиком, затем по частям. При вторичном чтении ребенок самостоятельно повторяет каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторить двустишия или четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются наизусть. Примерно так же проводится работа и над прозаическими текстами. Ребенок повторяет за взрослым каждое предложение. Если предложение длинное, то его следует читать и проговаривать, по частям. Ко многим рассказам даны вопросы. Отвечая на них, ребенок передает содержание рассказа. Наиболее же легкие тексты дети могут пересказать самостоятельно.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_smeshenie_zvukov.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и не исчезает у ребенка к моменту поступления в школу, отражается на письме и приводит к неуспеваемости. Задача взрослого – помочь ребенку как можно раньше преодолеть этот недостаток – до поступления в школу.

Данный дефект выражается в том, что в изолированном виде ребенок может правильно произносить согласные звуки, но смешивать их при произнесении слов, а также при письме.

Бывают следующие виды смешения: смешение шипящих и свистящих (кошка – коска, собака – шобака, зонтик - жонтик, жук –зук, ларек -ралек и т.п ). Этот недочет является следствием недостаточно развитого фонематического слуха.

Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи – один из важных этапов в работе над звуком.

Дифференциация звуков обычно начинается с различения изолированных звуков, слогов и слов.Взрослый читает слоги, слова, словосочетания, предложения, а ребенок повторяет их. В работе над словом можно использовать картинки.  Работа идет над словами, различающиеся одним дифференцируемым звуком: мишка-миска, кашка-каска. После этого ребенку можно предложить картинки, в названии которых имеются оба дифференцируемых звука (солнышко, веснушки). Ребенок называет слова самостоятельно и определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.

При дифференциации звуков в предложениях рекомендуется не только отраженная речь, но и подбор сюжетных картинок, по которым ребенок самостоятельно составит предложения, наполняя их словами со смешиваемыми звуками.

При работе со стихотворным текстом распространенным является такой порядок: сначала стихотворение читается целиком, затем по частям. При вторичном чтении ребенок самостоятельно повторяет каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторить двустишия или четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются наизусть. Примерно так же проводится работа и над прозаическими текстами. Ребенок повторяет за взрослым каждое предложение. Если предложение длинное, то его следует читать и проговаривать, по частям. Ко многим рассказам даны вопросы. Отвечая на них, ребенок передает содержание рассказа. Наиболее же легкие тексты дети могут пересказать самостоятельно.

  1. Четко произносить слоги парами.

Са-шаша - са

Со-шошо - со

Су -шу                   шу -су

Сы – ши                ши - сы

Ас –ашаш -ас

Ос – ошош - ос

Ус -ушуш -ус

Ыс -ышыш -ыс

Яс – яшяш - яс

Ёс – ёшёш - ёс

Юс – юшюш - юс

Ис – ишиш - ис

Ес– ешеш – ес

  1. Са – са – шааш  -аш - ас

Са – ша – сааш – ас - аш

Ша – са – са         ас – аш - аш

Со -  со – шоош – ош - ос

Со – шо – со        ош – ос - ош

Шо – со -со          ос – ош -ош

  1. Четко произносить слова парами.

Каша – касса                                                      крыша - крыса

Шорох – сорок                                                   шутки - сутки

Пашу – пасу                                                       шило - сила

Шитый – сытый                                                 штык - стык

Шайка – сайка                                                    шок - сок

Наш -нас                                                             ваш - вас

Мишка – миска                                                  кашка - каска

Башня – басня                                                    кушай - кусай

Уши – усы                                                           ножки - носки

Нож – нос                                                            шумел – сумел

  1. Добавь слоги «Са» или «Ша».

Ли….

Коле….

Колба….

Ро….

На…

Ва…

Кало….

  1. Четко произносить слова.

Саша                                       суша

Свыше                                    слышать

Солнышко                              душистый

Спешить                                 стишок

Сынишка                                стекляшка

Машинист                              страшно

Смешок                                   старушка

Веснушки                                смешинка

Нашествие                               шоссе

  1. Четко произносить словосочетания.

Смешной стишок

Старая шуба

Шустрый малыш

Стальной шлем

Шумный класс

Душистый ландыш

Лесная опушка

Пушистый снег

Лесная глушь

Большая собака

  1. Четко произносить предложения.

У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Паша – трусишка. Шесть котят – есть хотят. У собаки пушистый хвост. Миша носит сапожки. Маша пьет кисель. У Сони пушистая шапка. Наташа посолила кашу. Саша несет груши.

  1. Четко произносить пословицы.

Как постелешь, так и поспишь.

Руки не протянешь, с полки не достанешь.

Береги нос в большой мороз.

Не спеши языком, а спеши делом.

Поспешишь – людей насмешишь.

  1. Стихи.

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушки.

Я боюсь, я боюсь

Курицы – пеструшки.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушки.

  1. Рассказы.

Вишни и сливы.

У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сливы. Миша – вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы.

Кошка Муська.

У Саши есть кошка Муська. У Муськи есть ушки, усы. Усами шевелит Муська. Ушками внимательно слушает. У кошки Муськи пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.

Литература.

 Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками / сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...

“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)

Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви...

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА  ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ  СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ  У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...