Этапы работы учителя-логопеда по дифференциации смешиваемых звуков в речи детей дошкольного возраста.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и не исчезает у ребенка к моменту поступления в школу, отражается на письме и приводит к неуспеваемости. Задача взрослого – помочь ребенку как можно раньше преодолеть этот недостаток – до поступления в школу.
Данный дефект выражается в том, что в изолированном виде ребенок может правильно произносить согласные звуки, но смешивать их при произнесении слов, а также при письме.
Бывают следующие виды смешения: смешение шипящих и свистящих (кошка – коска, собака – шобака, зонтик - жонтик, жук –зук, ларек -ралек и т.п ). Этот недочет является следствием недостаточно развитого фонематического слуха.
Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи – один из важных этапов в работе над звуком.
Дифференциация звуков обычно начинается с различения изолированных звуков, слогов и слов.Взрослый читает слоги, слова, словосочетания, предложения, а ребенок повторяет их. В работе над словом можно использовать картинки. Работа идет над словами, различающиеся одним дифференцируемым звуком: мишка-миска, кашка-каска. После этого ребенку можно предложить картинки, в названии которых имеются оба дифференцируемых звука (солнышко, веснушки). Ребенок называет слова самостоятельно и определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.
При дифференциации звуков в предложениях рекомендуется не только отраженная речь, но и подбор сюжетных картинок, по которым ребенок самостоятельно составит предложения, наполняя их словами со смешиваемыми звуками.
При работе со стихотворным текстом распространенным является такой порядок: сначала стихотворение читается целиком, затем по частям. При вторичном чтении ребенок самостоятельно повторяет каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторить двустишия или четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются наизусть. Примерно так же проводится работа и над прозаическими текстами. Ребенок повторяет за взрослым каждое предложение. Если предложение длинное, то его следует читать и проговаривать, по частям. Ко многим рассказам даны вопросы. Отвечая на них, ребенок передает содержание рассказа. Наиболее же легкие тексты дети могут пересказать самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sayt_smeshenie_zvukov.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Смешение звуков является одним из наиболее распространенных недостатков у детей дошкольного, а иногда и младшего школьного возраста. Иногда смешение звуков носит стойкий характер и не исчезает у ребенка к моменту поступления в школу, отражается на письме и приводит к неуспеваемости. Задача взрослого – помочь ребенку как можно раньше преодолеть этот недостаток – до поступления в школу.
Данный дефект выражается в том, что в изолированном виде ребенок может правильно произносить согласные звуки, но смешивать их при произнесении слов, а также при письме.
Бывают следующие виды смешения: смешение шипящих и свистящих (кошка – коска, собака – шобака, зонтик - жонтик, жук –зук, ларек -ралек и т.п ). Этот недочет является следствием недостаточно развитого фонематического слуха.
Учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи – один из важных этапов в работе над звуком.
Дифференциация звуков обычно начинается с различения изолированных звуков, слогов и слов.Взрослый читает слоги, слова, словосочетания, предложения, а ребенок повторяет их. В работе над словом можно использовать картинки. Работа идет над словами, различающиеся одним дифференцируемым звуком: мишка-миска, кашка-каска. После этого ребенку можно предложить картинки, в названии которых имеются оба дифференцируемых звука (солнышко, веснушки). Ребенок называет слова самостоятельно и определяет, какой из двух звуков он произнес в слове первым.
При дифференциации звуков в предложениях рекомендуется не только отраженная речь, но и подбор сюжетных картинок, по которым ребенок самостоятельно составит предложения, наполняя их словами со смешиваемыми звуками.
При работе со стихотворным текстом распространенным является такой порядок: сначала стихотворение читается целиком, затем по частям. При вторичном чтении ребенок самостоятельно повторяет каждую стихотворную строку. Дети с хорошей памятью могут сразу же повторить двустишия или четверостишия. Коротенькие стихотворения заучиваются наизусть. Примерно так же проводится работа и над прозаическими текстами. Ребенок повторяет за взрослым каждое предложение. Если предложение длинное, то его следует читать и проговаривать, по частям. Ко многим рассказам даны вопросы. Отвечая на них, ребенок передает содержание рассказа. Наиболее же легкие тексты дети могут пересказать самостоятельно.
- Четко произносить слоги парами.
Са-шаша - са
Со-шошо - со
Су -шу шу -су
Сы – ши ши - сы
Ас –ашаш -ас
Ос – ошош - ос
Ус -ушуш -ус
Ыс -ышыш -ыс
Яс – яшяш - яс
Ёс – ёшёш - ёс
Юс – юшюш - юс
Ис – ишиш - ис
Ес– ешеш – ес
- Са – са – шааш -аш - ас
Са – ша – сааш – ас - аш
Ша – са – са ас – аш - аш
Со - со – шоош – ош - ос
Со – шо – со ош – ос - ош
Шо – со -со ос – ош -ош
- Четко произносить слова парами.
Каша – касса крыша - крыса
Шорох – сорок шутки - сутки
Пашу – пасу шило - сила
Шитый – сытый штык - стык
Шайка – сайка шок - сок
Наш -нас ваш - вас
Мишка – миска кашка - каска
Башня – басня кушай - кусай
Уши – усы ножки - носки
Нож – нос шумел – сумел
- Добавь слоги «Са» или «Ша».
Ли….
Коле….
Колба….
Ро….
На…
Ва…
Кало….
- Четко произносить слова.
Саша суша
Свыше слышать
Солнышко душистый
Спешить стишок
Сынишка стекляшка
Машинист страшно
Смешок старушка
Веснушки смешинка
Нашествие шоссе
- Четко произносить словосочетания.
Смешной стишок
Старая шуба
Шустрый малыш
Стальной шлем
Шумный класс
Душистый ландыш
Лесная опушка
Пушистый снег
Лесная глушь
Большая собака
- Четко произносить предложения.
У Саши машина. У Сашеньки босоножки. Паша – трусишка. Шесть котят – есть хотят. У собаки пушистый хвост. Миша носит сапожки. Маша пьет кисель. У Сони пушистая шапка. Наташа посолила кашу. Саша несет груши.
- Четко произносить пословицы.
Как постелешь, так и поспишь.
Руки не протянешь, с полки не достанешь.
Береги нос в большой мороз.
Не спеши языком, а спеши делом.
Поспешишь – людей насмешишь.
- Стихи.
Я боюсь, я боюсь
Волка и кукушки.
Я боюсь, я боюсь
Курицы – пеструшки.
Я боюсь, я боюсь
Муравья и мушки.
- Рассказы.
Вишни и сливы.
У нас в саду вишни и сливы. Соня снимала сливы. Миша – вишни. Мама мыла вишни и сливы. А Сима и Саша высушили вишни и сливы.
Кошка Муська.
У Саши есть кошка Муська. У Муськи есть ушки, усы. Усами шевелит Муська. Ушками внимательно слушает. У кошки Муськи пушистый хвост. Когда Муська сердится, она шевелит хвостом. Саша дает Муське мясо, кашу и молоко.
Литература.
Дидактический материал по развитию речи: занятия со старшими дошкольниками / сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В настоящее время остро стоят проблемы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в коррекции речевых нарушений у дошкольников. Одной из причин является отсутствие в ДОУ логопедических групп, где с...
Рекомендации учителя – логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
В материале представленфы игры, направленные на речевое развитие детей 4-5 лет...
“Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)
Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....
Практикум учителя-логопеда для родителей «Путешествие по стране правильной речи» (старший дошкольный возраст)
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и письма: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразви...
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста
Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»
Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...