Публикация. Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.
книга по логопедии
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и представлены варианты игр - занятий с различными материалами. Так же рассмотрены особенности развития детей с ЗПР.
Ключевые слова. Дети с задержкой психического развития, дошкольный возраст, мелкая моторика, игры-занятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya._vzaimosvyaz_v_rabote_uchitelya.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимосвязь специалистов дошкольного образовательного учреждения в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ЗПР.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы взаимодействия специалистов ДОУ в коррекционно-развивающей работе по развитию мелкой моторики у детей с задержкой психического развития и представлены варианты игр - занятий с различными материалами. Так же рассмотрены особенности развития детей с ЗПР.
Ключевые слова. Дети с задержкой психического развития, дошкольный возраст, мелкая моторика, игры-занятия.
Взаимодействие учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога в последнее время стала необходимой, так как нарушения в развитии ребенка с ОВЗ дошкольного возраста и обусловленные трудности часто сопровождаются снижением активности ребенка к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Если дети при нормальном интеллектуальном развитии в последнее время страдают снижением познавательной деятельности, снижением объема запоминания и воспроизведения материала, неустойчивостью внимания и повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, то у детей с ЗПР выше сказанные качества еще сильнее нарушены. Они недостаточно ориентируются в фактах и явлениях окружающей действительности, отличаются бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности и психические процессы истощаются, снижаен уровень обобщения и осмысления действительности. Такие дети нуждаются в особых психологических и коррекционно-педагогических условиях развития и обучения. Коррекционно-развивающий процесс предполагает исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы.
Перед специалистами нашего детского сада встает задача обеспечить детям с ЗПР максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать коррекционно-развивающую работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии. Целью совместной работы учителя-дефектолога, учителя-логопеда и педагога-психолога является тесное взаимодействие в процессе образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Из выше сказанного вытекают общие задачи:
• определить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности специалистов.
• создать формы взаимодействия дефектолога, логопеда и психолога в условиях дошкольной образовательной среды.
Взаимодействие в работе специалистов начинается уже на этапе первичного обследования ребенка при изучении особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития и каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне.
Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог. Задачи учителя - дефектолога:
• Углубленно диагностировать развитие познавательной деятельности ребенка.
• Систематически вести коррекционно-развивающую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям: развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), развитие речи, моторики, математических способностей и расширение кругозора.
• Прослеживать динамику развития детей.
• Оценивать интеллектуальную готовность к обучению в школе.
• Формировать у педагогического коллектива и родителей готовность к коррекционной работе, оказывать им помощь.
Педагог-психолог осуществляет психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития. У детей с ЗПР со стороны эмоционально-волевой сферы наблюдается повышенная возбудимость или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение и взаимодействие не будут эффективным, если его участники не способны управлять своими эмоциями. Педагог-психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетенции педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач. Задачи учителя-логопеда в логопедической работе с детьми с ЗПР следующие:
• Изучить уровень речевого развития и индивидуальных особенностей детей, определить основные направления и содержание работы с каждым ребенком
• Проводить коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
И совместная деятельность специалистов особенно важна в работе с детьми с нарушениями в развитии, так как педагог-психолог и учитель-дефектолог, учитель-логопед могут совместно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории и скоординировать работу всех педагогов ДОУ, родителей.
Учитывая особенности развития детей с ЗПР, специалисты нашего детского сада разработали комплекс коррекционных игр-занятий для развития мелкой моторики детей с ОВЗ. Работа начинается с младшего возраста. Комплекс занятий разработан понедельно по лексическим темам, которые соответствуют календарно-тематическому планированию дошкольного учреждения. Для закрепления материала, задания выдаются воспитателям, работающих в комбинированных группах. В соответствии с этим комплексом проводятся дополнительные игры-занятия во второй половине дня с детьми с ЗПР.
На этих-играх занятиях используются различные виды материала: сыпучие природные материалы, бумага, палочки, пуговицы, пластилин, соленное тесто, бусы, прищепки, пуговицы и др. Приведем пример комплекс игр-занятий по развитию мелкой моторики на 1 месяц.
Май. 2-3-4 неделя. Тема «Труд весной на даче».
- «Посадка фасоли» - дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена.
- «Закрути бутылочки» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках.
- «Кто больше соберет фасоли?» - собрать фасоль с ковра.
- «Едем на дачу» - собрать грузовик из геометрических фигур.
- «Строим дачный дом» - используя мелкий строительный набор построить «дачу».
- «Дорожки» - выкладывание дорожек из геометрических фигур на ковре.
- «Постираем грязную одежду» - застегивание и расстегивание пуговиц на одежде.
- «Сушим белье» - развязывание узелков на бельевой веревке, развешивание одежды и закрепление прищепками.
Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ и особенно у детей с задержкой психического развития очень важно, так как у таких детей трудности вызывает динамическая организация двигательного акта, они порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Специалисты и педагоги дошкольного учреждения обучают детей на основе этих занятий верно определять направление движений мелкой моторики, выделять ведущую руку, тренируют руки в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на раслабление, развивают зрительно-двигательную координацию.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...
Текст выступления на конкурсе "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных образовательных учреждений"
Представленные доклады содержат инфомацию по обмену опытом в рамках конкурсного проекта "Мастер-класс для молодых специалистов дошкольных учреждений". На конкурс были представлены следующие материалы:...
Организация коррекционной помощи дошкольникам с задержкой психического развития во взаимодействии специалистов дошкольного образовательного учреждения
Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, оказывающие н...
Лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности с воспитателями, специалистами дошкольного образовательного учреждения
В рамках обмена опытом предлагаю вниманию коллег лист взаимодействия учителя - логопеда группы компенсирующей направленности...
Нормативно - правовое обеспечение деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-пра...
Преемственность в работе учителя – дефектолога и других специалистов образовательного учреждения в коррекционно развивающем процессе
Эффективность коррекционной работы с детьми с ОВЗ определяется, прежде всего, четкой организацией их пребывания в дошкольном образовательном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дн...
Консультация для специалистов «Взаимодействие специалистов дошкольного образовательного учреждения в работе с детьми с ТНР»
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе дошкольного образования, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Такие дети составляют основную группу ри...